Обычно празднование Дня Независимости Украины 24 августа знаменует начало нового политического сезона. Нынешняя годовщина – не исключение. По оценкам большинства экспертов, новый политсезон обещает быть весьма бурным.
Первый и основной вопрос, которые сейчас будоражит и власть и оппозицию – это предстоящие местные выборы. Именно местные выборы определят дальнейшие расклады во власти. Поэтому на них делает ставку, как нынешняя власть, так и оппозиция.
По данным из независимых источников, Партия регионов для своих структур в подавляющем большинстве областей уже поставила задание – дать результат не ниже поддержки Виктора Януковича в первом туре президентских выборов 17 января 2010 г. А в некоторых регионах, по мнению штаба «бело-голубых», местные руководители просто обязаны улучшить результат по сравнению с первым туром президентских выборов. Одно из таких мест – г. Севастополь. Политтехнологи «регионалов» рассчитывают на позитивный эффект от подписания Харьковских соглашений, оставивших Черноморский флот РФ в городе еще на 25 лет. Напомню, в Севастополе на прошедших президентских выборах за кандидатуру В.Януковича проголосовало около 85% избирателей. Однако уже по итогам июньского 2010 г. опроса ЦСиМИ «SOCIUM», лишь 61,5% респондентов в городе заявили, что деятельность В.Януковича на президентском посту оправдывает их ожидания. Таким образом, за неполные пять месяцев Виктор Федорович потерял четверть голосов в Севастополе.
В случае невозможности (или неспособности) достичь поставленной задачи в процентах, местным партийным руководителям предлагается второй вариант – выигрывать выборы в максимально возможном количестве мажоритарных округов.
Имеется у штаба регионалов и контрольная цифра, которую они ожидают получить по результатам подсчета голосов отданных за списки ПР в областные советы. Она составляет 44%.
Справка: общий процент голосов за Януковича по Украине в первом туре президентских выборов составлял чуть больше 35%.
Однако даже в своих базовых регионах В.Янукович и его команда продолжают терять голоса. Основные претензии севастопольцев и других крымчан к В.Януковичу и его политической силе: «Украинизация Севастополя не остановлена», «В отношении Крыма его политика явно не определена. Более того, он отменил даже Указ своего предшественника о создании свободной экономической зоны в АРК, ничего взамен не предложив», «Разбазаривание крымских земель не приостановлено. По-прежнему, процветают самозахваты, решения судов не выполняются», «Янукович продолжает политику Кучмы – «сидения на двух стульях» и т.д.
Подобные претензии имеются и в других Восточных и Центральных регионах страны.
В западных же областях Украины, помимо претензий социально-экономического свойства, характерных для всех регионов (инфляция, безработица социальная сфера), Президенту и Правительству вменяется еще в вину и локализация процесса культивирования украинской идентичности, а также десуверенизация украинского государства под давлением России.
Вероятнее всего, что в западных дотационных областях страны доверие к президенту В.Януковичу будет снижаться и далее в силу углубления указанных выше социально-экономических проблем. Стремление же компенсировать провал социально-экономической сферы некоторыми политическими мерами, подстраивающимися под западно-украинские интересы, например откатом в отношении русского языка и попытками углубления западного вектора украинской внешней повестки, могут быть истолкованы западно-украинским социумом, как проявление слабости и неуверенности власти. Т.е. принести прямо противоположные результаты.
У экспертов сегодня имеются все основания предполагать, что у В.Януковича и ПР имеется серьезный мотив для завышения разницы между декларируемым и реальным уровнем доверия украинских граждан к Президенту и регионалам в целом. Еще в июле все соцопросы давали убедительную победу Партии регионов и ее союзникам на предстоящих выборах. Однако оппозиция надеется, что повышение цен на газ, ожидаемое подорожание продовольствия и согласие правительства Н.Азарова выполнять жесткие требования МВФ обрушат рейтинг партии власти, и в то же время поднимут его у Тимошенко и ее «Батькивщины». Социологи, близкие к ПР, также считают, что падение рейтинга возможно, но надеются, что оно не будет обвальным (с прежних 40-42% до 33-35%).
Регионалам большую фору давала и недавно принятая новая редакция Закона о выборах в органы местного самоуправления. В результате чего во многих городах и поселках не у дел оказывались «тигипковцы», «яценюковцы», «гриценковцы» и некоторые другие (известные и малоизвестные политические силы), поскольку никто из них не успел зарегистрировать соответствующие партийные структуры за год до выборов.
Однако данный Закон был подвергнут жесткой критике со стороны международных организаций, которые признали его недемократическим.
Кроме того, как оказалось, новый Закон также подыгрывает и главному противнику регионалов – Ю.Тимошенко, поскольку расчищает электоральное поле для нее от конкурентов из оппозиционной среды, которые не имеют разветвленной сети местных партийных ячеек.
Видимо поэтомуВиктор Янукович предложил несколько поправок в Закон о местных выборах, которые внес народный депутат, председатель фракции Партии регионов Александр Ефремов. 30 сентября с.г. Верховная рада на внеочередном заседании указанные поправки приняла 264 голосами.
Примечание:директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что данное заседание парламента – это «технологическая репетиция сценария», по которому будут вноситься изменения в Конституцию, своеобразная «тренировка, чтобы посмотреть, какова сплоченность, как депутаты сумеют собраться и дальше работать»
Но некоторые депутаты вновь оказались недовольны. Так народный депутат, член фракции Блока Литвина Олег Зарубинский высказал мнение, что теперь в местных выборах смогут принять участие любые политические партии, даже такие экзотические как «Свет Востока», «Заря Голливуда», «Жук» и «Жаба». Теперь они будут иметь такие же возможности предлагать по всей Украине членов избирательных комиссий или эту возможность продавать другим политическим силам.
Пока избирательная кампания только-только начинает разворачиваться. Однако некоторые из местных регионалов высказывают вполне обоснованное беспокойство, что «…денег на кампанию ни из Киева, ни из области не дадут. Опять придется выкручиваться самим — а ведь финансировать почти два десятка мажоритарщиков практически не за что, самим придется выкручиваться».
Что касается территориальных избирательных комиссий, то теперь, согласно принятым изменениям, увеличивается состав избирательных комиссий с 15 до 18 человек. А всем местным организациям политических партий, зарегистрированных на Украине, предоставляется право подавать кандидатуры для формирования ТИК.
В результате таких изменений «правил игры» накануне кампании соискателям депутатских мандатов опять придется менять свою тактику.
Ранее было расцвела торговля партиями (точнее их местными отделениями). Также под угрозой оказалась и святая святых прежних выборов – продажа мест в партийных списках (поскольку сами списки и их проходная часть стали в два раза короче). Однако теперь вновь все изменилось, в том числе и политические расклады на местах. Неизменным остался только один фактор – админресурс.
Теперь рассмотрим избирательные перспективы для оппозиции. По оценкам экспертов, парадокс сегодняшней Украины состоит не в том, что ей позарез нужна «третья сила» (о чем уже много лет кричат многие политики), а в том, что у нее нет «второй силы» – действенной и внятной оппозиции.
Те, кто сегодня гордо именуют себя «оппозицией», могут предложить стране и ее народу только то, что уже было – кредиты МВФ, передерибан собственности, стихийную люстрацию чиновников, социальный популизм, игры в реформы, а не реальное реформирование страны (потому, что на большее ума не хватает).
В последнее время, отдохнув и набравшись новых сил, на политической арене Украины появилась Юлия Тимошенко. Она сразу же подхватила благодатную тему – защиту обездоленных граждан страны от повышения цен на газ, продукты и услуги ЖКХ. Оно и понятно: осенью партии Юлии Владимировны с названием «Батькивщина» необходимо продемонстрировать рост популярности на местном уровне, иначе на этом проекте (и на самой Юлии Тимошенко) можно будет поставить жирный крест.
Блок Юлии Тимошенко опять планирует устроить «народный протест» у Рады. 7 сентября с.г. на первом заседании парламента БЮТ намерен потребовать внеочередного рассмотрения законопроекта о моратории на повышение цен на газ. «Мы считаем, что власть не имеет права устанавливать мировые цены на газ для населения в период финансового кризиса, когда доходы наших граждан значительно ниже, чем в соседних европейских странах», – заявили в БЮТ.
Со своей стороны первый заместитель лидера Партии регионов Владимир Рыбак заявил, что тем самым БЮТ провоцирует разрушение экономики страны. «Людям надо помочь быстро оформить субсидии, воспользоваться помощью государства, выйти без потерь из кризиса, который страна должна преодолеть. Нужна конструктивная позиция политиков», – подчеркнул Рыбак.
Однако следует отметить, что порядок и условия оформления субсидий, которые предложила бело-голубая власть, уже вызвали многочисленные нарекания населения в регионах. БЮТ и «Батькивщина» подали иск в Окружной админсуд Киева, где обжаловали постановление о повышении цен на газ для населения (поскольку население потребляет газ украинской добычи).
БЮТ и Ю.Тимошенко могут поддержать профсоюзы. Так руководитель Федерации профсоюзов Украины Василий Хара заявлял, что ФПУ переходит к массовым протестам против правительства в связи с повышением тарифов на газ для населения. В.Хара считает, что таким образом нарушаются обещания Президента.
17 августа с.г. около 100 членов ФПУ пикетировали Представительство МВФ с требованием не вмешиваться в социальную политику Украины. Члены профсоюзов считают, что МВФ вмешивается во внутреннюю политику Украины.
До конца осени правительству и коалиции придется принять решения о начислении пени неплательщикам за коммунальные услуги, повысить пенсионный возраст для женщин и снизить планку по максимальному годовому обороту для предпринимателей, платящих единый налог, с 500 до 300 тыс. грн. В такой ситуации, если власть не уволит несколько министров (на которых и переложат ответственность), не посадит кого-то в тюрьму, не займется отменой политреформы или переведением школ на русский язык, на фоне резкого повышения цен на основные продукты питания (из-за неурожая), возможны массовые социальные протесты, которыми обязательно воспользуется оппозиция.
Помимо рассмотренной выше основной проблемы – местных выборов, регионалам придется решать еще несколько важных проблем. Это – возможный поиск нового премьера. Следует отметить, что разговоры в кулуарах о возможной отставке Николая Азарова начались вскоре после серии громких увольнений министров в июне-июле (Семиноженко, Шуфрич и др.). По данным источников, у премьера сложились довольно напряженные отношения с внутрипартийными группами по причине прижимистости. Николай Янович всегда выступает против увеличения денежной массы в стране и старается накопить как можно больше денег на казначейском счете (чтобы иметь запас), а потому из него сложно выбить средства под какие-либо проекты. Кроме того, Азаров, как политик, не принадлежит ни к одной из мощных групп влияния внутри ПР, поэтому может стать жертвой одной из них, которая захочет поставить на этот важнейший пост своего человека. Однако на данный момент, как сообщают источники, революции внутри власти не будет как минимум до местных выборов 31 октября. Более вероятен другой вариант: отставка премьера состоится после отмены политреформы — тогда его должность будет значить уже намного меньше. Но и это также будет после выборов.
Пока же, по данным источников в окружении президента, каких-либо предпосылок для снятия Азарова с поста нет и в ближайшее время они вряд ли появятся.
Следующая проблема – маневры вокруг коалиции и министров. По оценкам экспертов на сегодня положение и Партии регионов и коалиции достаточно прочны. Решающим фактором стал отказ (скорее всего, временный) от вхождения во власть «Единого Центра» Виктора Балоги, который решил идти на выборы в качестве «конструктивной оппозиции». После того, как в июле из МЧС убрали Нестора Шуфрича, все ожидали, что этот пост достанется креатуре Балоги. Однако сейчас уже ясно: до выборов министров от «ЕЦ» не будет. По информации неофициальных источников, вхождение во власть Балоги было частью более сложной игры, которую ведут два лидера внутрипартийных групп в ПР — глава АП Сергей Левочкин и первый вице-премьер Андрей Клюев. Если кто-либо из них получит «лишнее» министерское кресло, это может нарушить сложившееся равновесие. Пока же на данный момент накал в отношениях между этими группами снят: каждому «нарезан» свой участок на выборах и в экономике, и их усилия направлены на то, чтобы показать как можно лучшие результаты. Тем не менее, соперничество продолжается. Хотя активные «боевые действия» противостоящих групп до выборов не ожидаются, а значит, и отставки, связанные с этим противостоянием, маловероятны. В то же время отдельные увольнения в Кабмине возможны (кандидатом номер один на увольнение является министр здравоохранения Зиновий Мытник).
Еще одна проблема – это возможное расширение полномочий президента. Сейчас наиболее реальной является отмена политреформы через Конституционный суд. Однако нынешней осенью данное событие вряд ли состоится по нескольким причинам.
Во-первых, президент вряд ли пойдет на это из-за раскладов внутри партии: отмена политреформы усилит Левочкина как главу АП и ослабит позиции Азарова и Клюева (что не вписывается в реализуемую концепцию Януковича сдержек и противовесов).
Во-вторых, вероятно, Клюеву все же удалось убедить Януковича, что сейчас такой ход будет минусом для него. Во-первых, нельзя давать оппозиции перед выборами козырь «превращения власти в диктатуру». Во-вторых, Януковичу сейчас выгоднее, чтобы за экономику отвечали правительство и лично Азаров, поскольку вскоре наверняка потребуется козел отпущения за непопулярные меры.
Однако совсем от идеи отменить политреформу не отказались. К ней, вероятнее всего, вернутся в следующем году уже после выборов.
Таким образом, предстоящий политический сезон на Украине обещает многие и многие неожиданности, на которые еще и наложится мировая экономическая и политическая ситуация.