×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/na-pridnestrovskom-napravlenii-izmeneniy-jdat-ne-stoit/
Новости
19 апреля
18 апреля
17 апреля
16 апреля

Специальный представитель действующего председателя ОБСЕ от Германии по процессу приднестровского урегулирования Корд Майер-Клодт провёл ряд встреч с руководством Молдовы и Приднестровья, а также пресс-конференцию на которой озвучил цели своего визита в регион и видение хода возобновления переговоров в формате «5+2». Молдавские проправительственные СМИ широко разрекламировали встречу нового премьер-министра страны Павла Филипа со спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ.

Как что-то новое и прогрессивное в решении приднестровской проблемы была преподнесена фраза молдавского премьера о том, что «одним из приоритетов нового правительства является урегулирование конфликта, путем предоставления Приднестровью особого юридического статуса, который предоставил бы высокую степень автономии Приднестровскому региону в составе единого государства».

Вместе с тем, что-то подобное заявляют все молдавские премьеры и президенты уже второй десяток лет. Все говорят о каком-то особом юридическом статусе Приднестровья. Но они в своих высказываниях ни на шаг, ни на слово не отходят от пресловутого Закона «Об особом правовом статусе Приднестровья», принятого в июне 2005 года молдавским парламентом без учёта мнения приднестровского народа.

Этот закон закрепляет за Приднестровьем статус «особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова», которое «в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова решает вопросы, отнесенные к его ведению».

«Представительным органом Приднестровья является Верховный Совет, который является высшим органом законодательной власти Приднестровья», — говорится в молдавском законе. Также закон устанавливает, что «суды, органы Прокуратуры, Управление Службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и правоохранительных органов Республики Молдова и осуществляют свою деятельность по отправлению правосудия, обеспечению правопорядка и безопасности государства на основании законодательства Республики Молдова».

Приднестровье, согласно закону, имеет свою символику, которая применяется наряду с символикой РМ. Официальными языками Приднестровья являются молдавский, украинский и русский языки. Республика Молдова гарантирует функционирование и других языков на территории Приднестровья. Приднестровье имеет право устанавливать и поддерживать внешние контакты в экономической, научно-технической, гуманитарной областях в порядке, определенном законодательством РМ.

Но, закон принятый молдавскими парламентариями более десяти лет назад, не учитывает многие сложившиеся реалии в политической и экономической жизни региона, после образования 2 сентября 1990 г. Приднестровской Молдавской республики. Принятие Закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Приднестровья» подразумевало принятие системы внутренних гарантий, которые должны были быть сформулированы на основе переговорного процесса. Но этого так и не было сделано молдавской стороной за десять лет после принятия этого закона. Вместо того, чтобы вести прямые переговоры по всему кругу проблемных вопросов непосредственно с приднестровской стороной, молдавское руководство пыталось оказать давление на приднестровских лидеров, используя переговорный формат «5 = 2».

Очередной молдавский премьер Павел Филипп (третий за последний год) не высказал никакого особого видения по решению блока политических вопросов и гарантиям. Вместо этого премьер выразил дежурную озабоченность в связи с тем, что в Приднестровье якобы не решены проблемы школ с преподаванием на румынском языке на латинской графике, доступом молдавских фермеров к своим участкам земли в Приднестровье, повышением тарифов на коммунальные услуги для жителей Приднестровского региона, которые работают в государственных структурах Молдавии.

Говоря о соглашении о зоне свободной торговли с Евросоюзом, П. Филип подчеркнул, что «Молдавия и Евросоюз, вместе с экспертами из Приднестровского региона обеспечат применение соглашения о зоне свободной торговли (DCFTA) на всей территории Республики Молдова, включая Приднестровский регион». И здесь ничего нового озвучено не было. Эта сложнейшая экономическая проблема упирается в вопросы политического урегулирования и требует детального изучения и обсуждения всех заинтересованных сторон.

Многие специалисты и наблюдатели в Кишинёве, да и в Тирасполе, восприняли высказывания Павла Филипа как дежурный дипломатический трёп, который реально не принесёт каких-либо прорывов в решении приднестровского конфликта. Да и по большому счёту правительству Филипа в ближайшее время не до решения сложных вопросов реинтеграции двух берегов Днестра.

Прежде всего, молдавскому правительству необходимо выжить в условиях перманентно текущего политического кризиса. В Кишинёве уже полгода как продолжаются выступления оппозиции против действующего правящего режима. Оппозиция считает правительство Филипа нелегитимным и требует его отставки. К тому же, в связи с истечением полномочий президента Николая Тимофти в феврале 2016 г., нерешённой политической проблемой является избрание нового президента страны. Более 80% граждан Молдовы выступают за проведение конституционного референдума по форме избрания президента, за всеобщие прямые президентские выборы и досрочные парламентские выборы. По последним социологическим опросам более 90% населения считают, что страна развивается не по правильному пути развития.

Так что, пока не решена проблема устойчивости правительства Филипа, и соответственно, устойчивости всей проевропейской власти, и политической стабильности в стране в целом, навряд- ли правящий в Кишинёве режим будет всерьёз пытаться решить проблемы связанные с приднестровским регионом. События последнего года показали, что чем больше проблем внутри самой власти (удержание парламентского большинства, выборы президента), и чем острее общеполитическая ситуация, тем чаще происходит смена правительств. Поэтому судьба и результативность нового правительства Павла Филипа будет зависеть не столько от его достижений или ошибок, сколько от ситуации внутри самой власти и обществе.

Правительство в Молдове новое – проблемы старые.

Ну и имеется ещё много других причин, которые будут постоянно отодвигать вопросы приднестровского урегулирования на второй план. Действующее правительство Павла Филипа ничем не отличается от своих предшественников, поэтому вряд ли от него следует ожидать каких-то результативных действий, тем более во внешнеполитической сфере.

Попытка правительства решить отдельные вопросы с ценами на лекарства, бензин, газ, социальный хлеб и некоторые другие попытки продемонстрировать позитивные результаты предпринимаются без наличия продуманной цельной социально-экономической политики и антикризисного плана. За пределами провозглашённых намерений остались не только проблемы выхода из кризиса, но и стратегические вопросы будущего развития экономики и всех её секторов, восстановления нормальных политических и экономических отношений с Российской Федерацией, которая является основным местом для работы большинства молдавских мигрантов-гастарбайтеров и главным рынком сбыта молдавских товаров.

Важнейшие вопросы, такие как налогообложение, оплата огромных правительственных гарантий (сумма гарантий равна половине годового бюджета), под которые национальный банк выдавал кредиты трём проблемным молдавским банкам, в результате чего из банковско-финансовой системы страны был украден один миллиард долларов, увеличение возраста выхода на пенсию и др. фактически определяет МВФ.

Внешнее финансирование было заморожено в середине 2015 г. как реакция на кражу миллиарда из банковской системы страны и политическую нестабильность. Всемирный банк и ЕС тогда заявили, что финансирование будет разморожено только при наличии у Молдовы устойчивого правительства, наведения порядка в банковской системе и соглашения с МВФ. Даже Румыния, взявшая на себя обязанность молдавского адвоката перед европейскими структурами, не торопится выделять обещанный кредит в 150 млн. евро. Первый транш в размере 60 млн. евро молдавское правительство получит только после того, как приступит к реальной реализации реформ и подпишет соглашение с МВФ. А даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, во что никто не верит, это может произойти не ранее осени 2016 года.

На конец января 2016 г. общий объём непогашенных Молдовой кредитов и ссуд , полученных от МВФ составил 453 млн. долл. Многие требования МВФ никак не затрагивают интересы населения, зато пересекаются с интересами правящей политической элиты, которая может не согласиться их принять и выполнять. Продолжая имитацию требуемых внешними партнёрами реформ, власть возлагает на миссию МВФ большие надежды в плане подписания нового соглашения, получения финансового обеспечения в 250 млн. долл. на три года и размораживания внешней помощи доноров.

Шесть с половиной лет страной управляет одна и та же, дискредитировавшая себя уже не единожды, проевропейская политическая элита. Ожидать от неё каких-то качественных прорывов в экономической политике и в развитии экономики, в отношении улучшений с западными и восточными партнёрами, в первую очередь с Россией как основным рынком сбыта, в решении проблем бедности и повышения уровня жизни населения было бы просто наивно.

Реальность такова. Стремительно падает потребительская способность населения, сокращаются объёмы денежных переводов из-за рубежа, снижаются доходы госбюджета, акцизы, НДС и др. Правительство с большим трудом обслуживает текущие расходы, есть проблемы с выплатой зарплат. Страна вернулась к экономическим показателям 2010 года. Импорт сократился на 25%, у населения нет денег.

С 2015 г. дыра в госбюджете достигла 6 миллиардов леев, и дефицит бюджета на 2016 год планируется в размере 3, 2%. Сегодня Молдова берёт в долг у своего населения, чтобы возвращать внешние долги. Если ситуация не изменится за 2-3 месяца будут приостановлены минимальные выплаты и государство не сможет выплачивать даже проценты по долгам.

В принципе, отсутствие внешнего финансирования, по мнению некоторых экономистов это не такая уж и катастрофа. Проблема в том, что правительство не имеет чёткой стратегии экономического развития. В результате подписанного в июне 2014 года Соглашения об ассоциации с ЕС и Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС Молдова потеряла свои традиционные рынки сбыта на востоке, в первую очередь российский рынок, а на европейский рынок молдавские товары никто не торопится пускать. Европейский союз сам переживает глубокий экономический кризис. В Молдову хлынула более дешёвая европейская, турецкая и украинская продукция, что грозит полным уничтожением местных производителей в ближайшие год-два. Пока правительство, президент и парламент будут оставаться заложниками американо-европейской антироссийской политики, не начнут работать над развитием государства, не научатся отстаивать его политические и экономические интересы, не наладят прямой двусторонний равноправный диалог с Приднестровьем, Молдова будет оставаться бедной страной, европейской колонией «добрососедства», и никакие зарубежные партнёры этого не изменят.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

16 апреля 2024

Конституционный суд (КС) признал законной инициативу депутатов парламента Молдавии инициировать референдум о вступлении республики в Евросоюз и внести по его итогам поправки в конституцию. Соответствующий вердикт представила председатель КС Домника Маноле. «Инициатива о пересмотре конституции <…> соответствует положениям основного закона …

10 апреля 2024

Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что в том случае, если Молдавия отреагирует вводом войск на объявление независимости Гагаузской автономии, то власти региона обратятся за помощью к России. Напомним, ранее Гуцул сообщала, что, если Кишинев решит объединится с Румынией, то Гагаузская …

8 апреля 2024

 Правящая в Молдавии партия «Действие и солидарность» (ПДС) хочет вписать в конституцию курс на евроинтеграцию, соответствующий законопроект опубликовали на сайте парламента. Преамбулу основного закона планируют дополнить словами «признавая европейскую идентичность народа Республики Молдова, провозглашая интеграцию в Европейский союз стратегической целью Республики Молдова». …


Ваш браузер устарел! Обновите его.