×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/morskaya-gruziya-platforma-nato-v-ch/
Новости
30 апреля
29 апреля
28 апреля
27 апреля
26 апреля
23 апреля
22 апреля

Как известно, в былинные времена Черное море называлось Русским. До 1991 года на полном основании его можно было назвать Советским – наш Черноморский флот вместе с входившими в Организацию Варшавского договора флотами Болгарии и Румынии (в 70-е годы была создана структура Объединённого Черноморского флота) безраздельно господствовал в его бассейне. Тогда ВМС Турции не имели на здешнем побережье баз, а их корабли вместе с плавсредствами других флотов были тут редкими гостями.

Альянс к России всё ближе… (3-я подача)

1-я подача

2-я подача

 Ситуация резко поменялась к середине 90-х годов прошлого века, а с вступлением в НАТО Болгарии и Румынии она изменилась радикально. Антироссийские метаморфозы в черноморском морском сегменте (военно-морское присутствие, активность действий сил нечерноморских государств, портовая, кораблестроительная, судоремонтная инфраструктуры, коммуникации и логистика) продолжаются до сих пор, хотя решающим фактором позитивных перемен последних лет стало возвращение в Россию Крыма и Севастополя. Локомотивом негативных метаморфоз стали Украина и Грузия. При этом следует отметить: именно Грузия, не обладающая значительным гражданским флотом и полнокровными ВМС, имеет самые масштабные планы по развитию своих портов в Черноморском бассейне.

Отметим: с советских времён эта страна обладала относительно развитым портовым хозяйством в Поти (перевалка марганцевых руд, медного концентрата, стройматериалов, зерна, а также судостроение и судоремонт) и Батуми (нефтеналивной и контейнерный порт). Однако с их уровнем тех лет не сравнится происходящее нынче.

В течение всех постсоветских лет в этой стране в совершенствование грузинских портов вкладывались немалые средства, в том числе с привлечением солидных иностранных инвесторов. Этому способствовал ряд обстоятельств, в том числе связанных с изменением формата и конфигурации грузопотоков. Серьёзное влияние на этот процесс оказали грузино-южноосетинский и грузино-абхазский конфликты, Война 08.08.08. Доминантами являются формирование объёмных энергопотоков через всё Закавказье и, соответственно, вовлечение Грузии в межрегиональные, межгосударственные проекты, а также стремление НАТО внедрить в этот геостратегический регион свою военно-морскую компоненту.

Развитие в первую очередь получили старые портовые мощности. В апреле 2008 года Грузия продала 51 % акций порта Поти арабской компании Investment Authority из ОАЭ «S Рас-Аль-Хайма» (RAK) с дальним прицелом – развивать свободную индустриальную зону (СИЗ) и построить новый терминал порта. Эти планы предусматривали перекрытие реки Риони и создание новых акваторий. Правда, реализация этих планов затянулась почти на десять лет. В сентябре 2017 года стало известно, что корпорация China Energy Company Limited (CEFC) готова сделать инвестиции в развитие этой СИЗ. А в 2018 году APM Terminals Poti и консорциум Poti New Terminals подписали Меморандум о взаимопонимании по строительству нового терминала по перевалке в Поти насыпных грузов.

Однако несравнимо масштабнее является проект строительства глубоководного порта в Анаклии – у небольшого курортного посёлка, даже не имеющего статуса города, расположенного у границы с Абхазией близ устья Ингури. Примечательно: именно здесь в своё время президент Грузии Михаил Саакашвили хотел реализовать грандиозный проект Лазика. Он замыслил построить с нуля полумиллионный «город будущего» – космополитический порто-франко, портовый город с максимальным количеством свобод и минимальным налогообложением. Кроме порта здесь также планировалось построить завод по сжижению газа, инфраструктуру железнодорожных и автомобильных перевозок, грузового аэропорта. Разумеется, были планы развития туристического потенциала. Однако с очередным зигзагом в политической карьере Мишико сменила свой курс и эта идея, она трансформировалась – новые власти Грузии проект Лазики свернули, но вскоре заговорили о планах строительства глубоководного порта в том же районе, но уже под другим названием.

В 2013 году было принято решение построить глубоководный многофункциональный порт Анаклия. Как заявлялось, строительство порта Анаклия является самым масштабным проектом страны в XXI веке, он утвердит позицию Грузии на карте проекта Шелкового пути.

 Строительство порта началось в декабре 2017 года, а масштабные работы на морском дне – в сентябре 2018-го. В соответствии с программой проекта завершение первой фазы строительства и принятие новым глубоководным портом первых кораблей планировалось к концу 2020 года. Ожидалось, что порт начнет работать в 2021 году. И хотя эти планы не удалось реализовать, тем не менее, этот проект не потерял своей актуальности.

Не так давно специальный представитель генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай дал эксклюзивное интервью «Радио Грузии». Естественно, чиновник говорил о «безопасности мореходства в регионе». «Грузия находится в группе стран, не являющихся членами НАТО, с которыми нас связывает тесное двустороннее сотрудничество… Мы все знаем, что ситуация в области безопасности в Черноморском регионе ухудшилась. Эта ситуация ухудшилась и для Грузии, и для Украины, и для членов НАТО. Причиной этому являются агрессивные действия России в Грузии, на Украине и на Крымском полуострове. Россия использовала Крым для увеличения своего военного присутствия на Чёрном море. Это влияет и на нас, и на Грузию, и на Украину», – заявил Дж. Аппатурай.

«Черноморский синдром» проявляется и у отставного американского генерал-лейтенанта Бена Ходжеса, бывшего главнокомандующего армией США в Европе. Именно он активно лоббирует проект создания военной инфраструктуры в порту Анаклия. В этом же контексте чиновник Госдепа США Мэтью Брайза, экс-куратор Вашингтона по Грузии, в беседе с представителями IWPR (Институт по освещению войны и мира) заявил, что «порт Анаклия может оказать огромное влияние на перспективу вступления Грузии в НАТО и её стремление присоединиться к Евросоюзу». По мнению американского дипломата, «американские военнослужащие могут использовать порт Анаклия для поставок грузов, включая военные, в Афганистан вместо турецкого порта Мерсин. Словом, Анаклия усилит стратегическое партнёрство Грузии с Соединёнными Штатами». Со своей стороны, Андрес Фог Расмуссен, бывший генеральный секретарь НАТО, а также государственный секретарь США Майк Помпео на официальных встречах с властями Грузии неоднократно выражали надежду, что Грузия успешно завершит реконструкцию порта Анаклия.

После такого рода заявлений официальных представителей НАТО и Пентагона не остаётся сомнений: глубоководный порт Анаклия будет развиваться не только как логистический объект, но и как военно-морская база. Сегодня официальный Вашингтон уже фактически открыто говорит: Пентагону в Анаклии просто жизненно необходима инфраструктура для базирования военных кораблей.

В 2020 г. в Анаклию зачастили американские военные строители – специалисты в области развёртывания военно-морских баз, а также высокопоставленные офицеры-подводники из состава 6-го флота США, хотя, как известно, в соответствии с Конвенцией Монтрё заход в Черное море субмарин нечерноморских государств полностью исключён.

Разумеется, руководством грузинского государства уделяется внимание развитию собственного военно-морского направления обеспечения безопасности страны. При этом следует отметить: Грузия – единственная черноморская страна, не имеющая военно-морских сил в их «классическом» понимании.

После попытки тогдашнего президента Михаила Саакашвили вернуть Южную Осетию и Абхазию в состав Грузии страна лишилась своих ВМС – всего за четыре дня практически все корабли и катера были уничтожены российскими моряками и спецназом. 10 августа 2008 года черноморцы потопили два грузинских плавсредства. В следующие три дня были уничтожены корабли и катера, стоящие в порту Поти. Всего в ходе конфликта было уничтожено 11 кораблей ВМС Грузии. Кроме того, 15 скоростных катеров «Sea Doo» и десантных пластиковых надувных катеров «Black Shark» были взяты в качестве трофеев.

Спустя год Военно-морские силы Грузии были упразднены как отдельный род войск. Весь личный состав, инфраструктура и оставшийся корабельный состав (7 единиц) были переданы в состав Береговой охраны МВД Грузии.

Вскоре Грузия стала получать от Турции и США технику, бывшую в употреблении. В июле 2009 года турки передали скоростной патрульный катер (класс «Kaan 20 Interceptor»). В ноябре 2010 года американцы выделили Грузии 2 млн долларов на ремонт и модернизацию трёх кораблей береговой охраны. 5 июня 2012 года США дали грузинам два патрульных катера, прошедших ремонт и модернизацию на американские средства – катер Р-102 «Цотне Дадиани» американского производства (тип «Point») и Р-109 «Фазис» советского производства (проекта 1400). 30 сентября 2016 года Береговая охрана Грузии получила снятые с вооружения Береговой охраны США катера WPB1340 «Джефферсон Айленд» (Jefferson Island) и WPB1345 «Стейтен Айленд» (Staten Island), соответственно, ныне «Ochamchir» (Очамчире) и  «Dioskuria» (Диоскурия), эксплуатировавшиеся около 23 лет. Передача кораблей проходила в рамках программы министерства обороны США по реализации избыточного военного имущества Office of International Acquisition’s Excess Defense Articles Program (EDA). Американцы профинансировали и 10-недельную подготовку грузинских экипажей для этих катеров и их перегон к новому месту службы (примерно тоже самое делается для украинцев).

На сегодняшний день в составе грузинского «опереточного флота» находится 17 различных плавсредств малого водоизмещения, дислоцированных в военно-морских базах  Поти (главная ВМБ, здесь размещён штаб) и Батуми. Пост береговой охраны находится в Анаклии (построен при помощи США, включает в себя пункт управления береговой охраны,  РЛС обнаружения морских целей  и трансформаторную подстанцию). Посты береговой охраны с радиолокационными станциями также находятся в Чакви (построен при помощи США) и в Гонио (также построен американцами).

Эти факты характеризуют лишь только часть развития сотрудничества между Тбилиси и Вашингтоном в военной и военно-технической областях, важным направлением этих связей является, конечно же, регулярное проведение совместных учений.

Последние, «крайние» из них, несмотря на пандемию коронавируса, состоялись в минувшем апреле. В первой декаде того месяца пять кораблей Второго постоянного военно-морского соединения НАТО (SNMG2) прибыли в грузинский порт Поти (корабли ВМС Канады, Италии, Болгарии, Румынии и Турции). С грузинской стороны в учениях участвовали катера береговой охраны пограничной полиции МВД «Очамчире» и «Диоскурия». При этом заявлялось: «сотрудничество, безопасность и стабильность в Черном море являются предметом серьезного интереса со стороны альянса», поэтому Военно-морские силы НАТО увеличили представительство в Черном море; «возможность тесного сотрудничества и учений с береговой охраной Грузии еще более углубляет взаимосовместимость между нашими силами». И хотя «тесное сотрудничество» в этот раз было на деле физически не слишком тесным (на фоне пандемии был принят ряд превентивных мер), сам факт проведения учений весьма показателен: в условиях борьбы с коронавирусом НАТО не отказалось от демонстрации поддержки Грузии. В июне в Батуми заходил американский эсминец УРО «Портер» – USS Porter (DDG-78). А в ноябре «партнёрствовал» с грузинами однотипный с ним «Дональд Кук» – USS Donald Cook (DDG-75). 

/Продолжение/



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

12 марта 2021

Не прошло и месяца с момента Победы Русской весны, как в Севастополе аккуратно демонтировали и быстренько отправили озабоченным почитателям «исторических» персонажей и артефактов незалежности памятный знак 10-летию ВМС Украины («гнилой зуб» ВМСУ) и памятник гетману Сагайдачному («Пляшущий Махмуд» – он …

6 марта 2021

Воспоминания председателя союза журналистов Севастополя Сергея Горбачева

4 марта 2021

Прежде всего следует отметить: цивилизованный мир в XXI веке (к слову, неслучайно названном Веком Мирового океана) старается исповедовать принципы Международного морского права. И хотя не все и не всегда его придерживаются неукоснительно (чему яркий пример – современное пиратство), тем не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.