На состоявшемся 18 февраля в Латвии референдуме по вопросу предоставления русскому языку статуса второго государственного «за» проголосовали почти 25% граждан. Несмотря на то, что этого было недостаточно для внесения соответствующих изменений в конституцию страны, многие политологи посчитали такой результат победой, знаковым событием в процессе защиты прав русскоязычного населения Латвии.
Не секрет, что в той или иной степени с подобными проблемами русскоязычные сталкиваются почти во всех бывших союзных республиках, за исключением, может быть, только Белоруссии. Вот и в Молдове взятый правящим Альянсом курс на «евроинтеграцию» фактически подразумевает румынизацию страны со всеми вытекающими последствиями как для русского языка, так и для его носителей.
Портал «Материк» спросил у ведущих экспертов Приднестровья, Молдовы Украины и России, возможно ли в борьбе за гражданские права русского и русскокультурного населения Молдовы использовать опыт латвийского референдума?
Игорь Шорников, политический эксперт (ПМР):
Сам факт, что в Латвии удалось провести референдум о статусе русского языка, говорит о том, что организаторам удалось обратить внимание зарубежной общественности на позорную ситуацию, когда политический режим, существующий в государстве-члене ЕС, способен себя воспроизводить лишь посредством лишения права голоса 320 тысяч жителей страны. Это – апартеид, факт которого нашел отражение в программной статье Владимира Путина. Значит, Россия не собирается с этим мириться и будет действовать. Дискриминация русского и русскоязычного населения за пределами России из инструмента давления на Москву превращается в нечто противоположное.
В Молдове ситуация не столь вопиющая, как в Латвии. Тем не менее, и здесь властям удается манипулировать избирателями, отвлекая часть из них идеями евроинтеграции, а другую запугивая перспективой объединения с Румынией. С приходом в Молдове к власти ПКРМ в 2001 году вопрос о предоставлении русскому языку статуса второго государственного был оттеснен на задний план, хотя и не забыт. Русскоязычное население как будто бы смирилось с существующим положением. Оно не чувствует должной поддержки России, которая предпочитает не портить отношения с официальным Кишиневом из-за «незначительных» на фоне Прибалтики трудностей, которые возникают у российских соотечественников в Молдове и Приднестровье.
Безусловно, опыт референдума в Латвии необходимо использовать и в Молдове. Но здесь этот референдум мог бы стать не криком «национального меньшинства» о спасении, а консолидирующей идеей для большинства граждан, стремящихся сохранить молдавскую государственность и ориентированных на развитие в союзе с Россией. В Молдове подобный референдум мог бы предопределить выбор между идеями евроинтеграции и присоединения к формирующемуся Евразийскому Союзу.
Владимир Коробов, заведующий кафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета (Украина):
Главный вывод латвийского референдума состоит в том, что европейская демократия и демократические процедуры не подходят для русских и для России в целом. Пока демократия, как форма власти, реально везде используется для нанесения русским и России наибольшего ущерба. И главная ошибка российских властей – это фетишизация демократии, согласие с тем, что демократия является единственно приемлемой формой политического устройства.
Необходимо тщательно проанализировать, есть ли хотя бы один пример, чтобы демократия помогла русским лучше устроить свою жизнь, защитить права. Я лично таких примеров не знаю. Всюду демократия и демократические процедуры успешно используются в подавлении и дискриминации русских. Так случилось и в Латвии. Демократия здесь проявляется в том, чтобы держать русских в качестве людей «второго сорта», «неграждан». Русским такая демократия не нужна, это антирусская демократия. Во всех других восточноевропейских странах демократия направлена на подавление прав русских и их дискриминацию. Даже в самой России демократы – это, как правило, синоним врагов русского государства. Русским следует это учесть и отказаться от демократии как единственно правильной политической системы, отказаться от поклонения демократическим идолам и фетишизации демократических процедур.
Необходимо выработать совершенно новую политическую доктрину, альтернативную демократии. Время пустой риторики, демократического пустозвонства прошло. Утверждение о том, что нет ничего лучшего демократии – идеологическое, ненаучное и глупое, противоречащее логике, историческому опыту и основам политологии.
В борьбе за права русских нужно использовать не латвийский, а венгерский опыт. Никакие референдумы русскоязычным гражданам Молдовы не нужны, это заведомо проигрышный вариант. Нужна культурная автономия и политическая консолидация, нужна этническая русская партия и русское представительство в парламенте.
Политическое «растворение» русских в молдавском этносе и демократические игрища на «русскую тему» уже не приносят никакой пользы.
Андрей Сафонов, политолог (ПМР):
Такие меры, как референдум по языку, дадут эффект лишь в комплексе. Я имею в виду следующее.
Первое. Русское население в РМ должно пользоваться мощнейшей экономической, культурной, политической поддержкой из «центра». Конечная цель – сделать русскоязычных, в том числе лояльных России молдаван такими же влиятельными, как китайские хуацяо в некоторых странах Юго-Восточной Азии.
Второе. В сфере СМИ на молдавском рынке должны доминировать пророссийские масс-медиа – как на собственно русском, так и на молдавском языке.
Третье. Хватит делать ставку на то, что какие-то якобы «пророссийские» чиновники из «старой гвардии» придут к власти в Кишинёве и «развернут» РМ в сторону Москвы. Нет! Надо искать и выращивать, обучать и финансировать молодых ребят, современно мыслящих, готовить их на длительную перспективу политической борьбы, работы в сфере культуры и т.д. Им предстоит через 10, 15, 20 лет быть лидерами партий, редакторами, аналитиками, режиссёрами, бизнесменами… Вот это и будет системная стратегия по изменению положения в Молдове.
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества (Украина):
Я не думаю, что политическое руководство Молдовы пойдет на проведение референдума. Это не в интересах правящего Альянса. Тем более, что вопрос языкового многообразия в Молдове достаточно сложный, поскольку подобные требования может выставить и украинская община, компактно проживающая на севере Молдовы. Подобный интерес и у гагаузов, имеющих свою автономию, и у болгар, проживающих компактно в Тараклие. Введение государственного многоязычия было бы достаточно сложным механизмом для Молдовы. Поэтому вряд ли на это пойдут.
Владимир Цеслюк, директор Информационного агентства «Ника-пресс» (ПМР):
Такой референдум проводить рано — это просто опасно. Это поставит сторонников референдума в тупиковое положение. Сегодня Молдова на грани острой фазы гражданского противостояния. К сожалению, в РМ есть традиция связывать политику, проводимую ПКРМ в республике, с настроениями в Москве и общими настроениями русскоязычного населения. А проваленный референдум – это, считай, проваленный референдум навсегда. К тому же заметной части русскоговорящего населения РМ все больше принимается тезис, что русский язык как второй государственный даст право не знать первый государственный – румынский. Есть над чем подумать и поспорить.
Галина Шеларь, исполнительный директор центра стратегических исследований и реформ «CISR» (Молдова):
Права человека — субстанция тонкая. Права русского и русскокультурного населения Молдовы, как и всего населения Молдавии – это и право на достойный труд, и качественное образование, достойную старость… Все эти права гражданам республики, независимо от того носителем какого языка они являются, равно как и высокий, с точки зрения закона, статус русского языка, уже гарантированы действующей Конституцией. Не думаю, что референдум и здесь нам поможет.
Модест Колеров, главный редактор ИА REGNUM:
Да, «латвийский прецедент» в Молдавии должен быть использован. Его результатом будет, по крайней мере, адекватная и легитимная картина языковых предпочтений граждан Молдавии. Уверен, что необходимые по европейским стандартам 20% русский язык — для того чтобы получить, как минимум, статус регионального — в Молдавии наберёт.
Семен Уралов, шеф-редактор проекта «Однако. Украина»:
Я не думаю, что нужно как-то апеллировать к прибалтийскому, в частности — к латышскому опыту. Это очень разные государства. И к Молдове подобные схемы неприменимы.