Завершившаяся президентская кампания и последовавшие за ней драматические события, связанные с попыткой цветного переворота, очевидно, подвели черту под длительным политически спокойным периодом в новейшей истории Белоруссии. Республику ждут перемены, но, видимо, совсем не те, за которые скандировали антипрезидентские манифестанты. О положении в Белоруссии и ближайших перспективах «Материк» беседует с руководителем общественного движения «Гражданское согласие» Агафоновым Артемом Владимировичем.
- События, связанные с нынешней президентской избирательной кампанией, отличаются высокой степенью напряженности и противостояния в обществе. В чем, по вашему мнению, причина подобных обстоятельств и в чем вам видится выход из создавшегося положения?
- Причин настолько много, что то, что сейчас происходит в Белоруссии, смело можно называть системным кризисом. Первая причина – демографическая. Лукашенко правит настолько долго, что за это время типаж массового избирателя изменился кардинально. Массовый избиратель 90-х – это человек, рожденный в деревне, ностальгирующий по советским временам, работающий в госсекторе и уставший от националистов и постсоветского бардака. Современный избиратель – горожанин, как минимум, во втором поколении, советские времена помнит уже плохо, а устал больше от самого Лукашенко. Для избирателя 90-х Лукашенко был «своим в доску», но он не сумел сам измениться вместе со своим народом.
И это – уже вторая, политическая причина. Возьмем предвыборную программу Лукашенко – в ней нет свежих и привлекательных для нового поколения избирателей идей. Кроме, может быть, конституционной реформы, о которой тоже ничего конкретного сказано не было. Избирателей не столько агитировали за Лукашенко, сколько пугали последствиями прихода к власти его соперников. Этакое «голосуй или проиграешь» по-белорусски. Вот, только Ельцин делал ставку на молодежь и политтехнологии, а Лукашенко – на среднее и старшее поколение и административный ресурс. В результате было сделано много ошибок – непропорциональное применение силы, посадка конкурентов, ограничения на агитацию и крайне непрозрачный подсчет голосов. Все это породило у достаточно большого количества избирателей уверенность в подтасовке голосования, убедительно опровергнуть которую власть не смогла.
Третья причина – экономическая. В экономике власть тоже делала критические ошибки. Главная ошибка – нефтяной конфликт с Россией, который, как выяснилось, обошелся республике в миллиарды и спровоцировал, наряду с коронавирусом, экономический кризис. Разгром «Белгазпромбанка» и перевод счетов госпредприятий из банков с российским капиталом в государственные банки подорвал доверие к банковской системе.
Ну, и четвертая причина – внешнеполитическая. Западные страны десятилетиями вкладывали миллиарды долларов в поддержку белорусской оппозиции, а затем и совместные программы с властными институтами для того, чтобы получить здесь лояльную к ним элиту. Пришло время, когда эти вложения и усилия начали действовать в полную силу.
- Если следовать словам Александра Лукашенко, то уже в недалеком будущем Республику Беларусь ожидает конституционная реформа и реформа политической системы. Что, по вашему мнению, стоит сохранить в действующей редакции конституции, а что необходимо изменить или добавить?
— Сейчас Лукашенко говорит много очень правильных вещей о конституционной реформе. Перераспределение полномочий от президента к другим ветвям власти, укрепление местного самоуправления, усиление роли политических партий. Все это необходимо для того, чтобы государство не управлялось вручную одним человеком, который может на ходу менять правила, а функционировало, как отлаженный механизм. Особое внимание в новой конституции нужно уделить механизмам, обеспечивающим ее исполнение. Республика Беларусь должна быть правовым государством.
Чего там не должно быть – так это парламентской республики. С одной стороны, в критические времена важна решительность и быстрота принятия решений, чего парламентская система не даст. С другой – уроки некоторых соседей учат тому, что депутаты в наших краях могут покупаться и продаваться хоть поштучно, хоть целыми фракциями. Уж лучше персональная ответственность одного человека, чем коллективная безответственность сотни-другой, зависимых от местных олигархов и внешних сил.
Еще я против копирования российской конституционной статьи о приоритете национального законодательства над международным. В нашем случае первое, к чему это приведет – это поставит под вопрос Союзное Государство и все интеграционные соглашения. Наоборот, из конституции нужно убрать слова о нейтралитете и закрепить членство в Союзном государстве на конституционном уровне.
- События, происходящие вокруг Республики Беларусь, показали истинную цену политики пресловутой многовекторности, которой длительное время следовал официальный Минск. Как вы полагаете, внесет ли руководство Республики Беларусь соответствующие изменения во внешнеполитический курс Белоруссии и как происходящее отразится на развитии Союзного государства и Евразийского экономического союза?
— Многовекторность провалилась и обернулась большими проблемами. Собственно, западное направление для нас сейчас закрыто. Лукашенко вообще не ведет переговоров с западными лидерами, Прибалтика, Украина и, особенно, Польша ведут себя явно враждебно. Надеюсь, конечно, что это будет уроком, который приведет к корректировке курса, но пока разговоры о многовекторности, хоть и в меньшем объеме, но продолжаются, а виновные во внешнеполитическом провале не только не привлечены к ответственности, но и продолжают работать на прежних должностях.
Отдел Белоруссии Института стран СНГ
Вы сможете оставить сообщение, если авторизуетесь.