1. Степень воздействия мирового кризиса на белорусскую экономику и реакция правительства РБ на его последствия
Первые негативные проявления мирового финансового кризиса в прошлом году органы государственного управления Республики Беларусь встретили спокойно. На правительственном уровне возобладало мнение, что Белоруссию глобальный кризис не коснется в силу слабой связи финансовой и банковско-кредитных систем республики с аналогичными мировыми и международными структурами. Фактически как определенное преимущество «белорусской модели экономики» в условиях кризиса преподносился факт неразвитости в РБ рынков ценных бумаг, кредитов, депозитов, страховых и гарантийных услуг. Это обстоятельство якобы уже само по себе автоматически защищало Белоруссию на микроэкономическом уровне от вредных воздействий глобального кризиса, «произошедшего из-за переизбытка долларов». В силу инерции «горка» убеждала общественность в стабильности ситуации, полностью контролируемой властями (включая банковско-финансовый сектор), аргументируя это внушительными цифрами прироста ВВП, показателями развития промышленного производства по отраслям и устойчивым курсом национальной валюты, которую никто не собирается девальвировать.
Никаких антикризисных планов срочного реагирования государственно-политическим руководством республики не разрабатывалось. Характерной оценкой ситуации можно считать заявление президента РБ Александра Лукашенко: «У нас никакого кризиса НЕТ». Это было тем более странно, поскольку, с одной стороны, экономика РБ является преимущественно экспортноориентированной (более 70% производимой продукции предназначено на экспорт), почти полностью зависимой от зарубежных рынков сбыта и мировой конъюнктуры, а с другой – в значительной степени зависящей от импорта энергоресурсов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих.
Только весной этого года глава государства и правительство вынуждены были констатировать существование кризисных явлений в экономике Белоруссии. Впрочем, чтобы не сеять панику среди населения их оценки были весьма осторожны. Так, 17 апреля белорусский лидер, заслушав отчет правительства по итогам первого квартала т.г., констатировал, что «бушующий мировой кризис уже зацепил нас в конце прошлого года крылом». Одновременно Лукашенко воздержался от глубокого анализа последствий глобального кризиса для белорусского хозяйственного комплекса, публично ограничившись констатацией того, что «ситуация очень сложная, но не критическая». При этом он подчеркнул специально, что оценки расставлять рано, поскольку это возможно будет сделать только в конце первого полугодия.
Однако итоги первого квартала 2009 года неумолимо свидетельствуют о разрушительных последствиях первой волны мирового кризиса, перешедшего в системный финансово-экономический, для хозяйственной системы Белоруссии.
2 января обвалилась в среднем на 20% (по отношению к доллару США, евро и российскому рублю) национальная валюта, курс которой продолжает снижаться, но уже плавно, до настоящего времени. С начала нынешнего года белорусский рубль, несмотря на объявленный НББ коридор: 960 белорусских руб. за 1 у.е. корзины валют (евро, доллар, рубль РФ) плюс – минус 5%, реально ослабел примерно на 35 — 37%. На поддержку курса ослабевшей национальной валюты по-прежнему приходилось тратить значительные золотовалютные резервы (в среднем до 300 млн. долларов в месяц). «Черными месяцами» стали декабрь 2008, когда международные резервные активы РБ по экспертным оценкам сократились на 714,3 млн. долларов, и январь 2009 года – на 900 млн. (по данным НББ – на 297,9 млн.).
Золотовалютные резервы Белоруссии, правда, на 1 апреля т.г. пополнились и достигли 3 млрд. 955,2 млн. долларов США за счет, прежде всего, внешних кредитов (500 млн. долларов от России, 787,9 млн. от МВФ), а также продажи очередного пакета акций ОАО «Белтрансгаз» российскому «Газпрому» (625 млн. долларов). Вместе с тем, объем резервного золотовалютного фонда Белоруссии в условиях мирового финансового кризиса должен быть признан недостаточным. Например, только за прошлый год Республика Беларусь вынуждена была по экспертным оценкам покрыть из средств фонда расходы на сумму около 2,6 млрд. долларов (по данным Национального банка РБ, рассчитанным с использованием «национальной методики» – 1 млрд. 330 млн. долларов). В основном эти средства ушли на валютные интервенции в целях стабилизации курса белорусского рубля и на купирование колоссального отрицательного сальдо, сложившегося во внешней торговле с Россией в 2008 году (13 млрд. долларов). Кроме того, объем золотовалютных резервов в настоящий момент меньше объема долгов Республики Беларусь и процентов по ним, которые необходимо погасить до 01.07.09.
В банковской сфере республики наблюдался рост объема проблемных кредитов – по данным НББ сумма просроченных и пролонгированных кредитов за первые три месяца 2009 г. достигла 472,4 млрд. белорусских руб. В сфере производства порядка 70% предприятий имеют просроченную кредиторскую задолженность. Нет сведений о сокращении дебиторской задолженности, которую имели в конце 2008 г. 80% промышленных предприятий РБ.
Катастрофически упал объем внешней торговли, только с основным торговым партнером Россией на 50%. Причем, в наибольшей степени на российском рынке снизился спрос на машинотехническую продукцию белорусских экспортеров. Например, продажа автомобилей МАЗ сократилась за первый квартал в 6 раз (!). Объем неплатежей достигал 2 млрд. долларов. Поскольку большая часть машинотехнической продукции сбывалась в Россию, то вполне понятно почему объем производства в машиностроении в январе –марте 2009 года снизился на 22,1%. Производство белорусских автомобилей упало на 47,4%, тракторов на 26,6%, автобусов на 15,2%, металлорежущих станков на 36%, кузнечно-прессовых станков на 65,3%, велосипедов на 50,6%.
По официальным данным резко ухудшились показатели финансово-хозяйственной деятельности белорусских промышленных предприятий. Спрос на продукцию более 90% предприятий реального сектора экономики имел тенденцию к сокращению (рост спроса зафиксирован только у небольшой группы предприятий – менее 9%). Объемы торговли промышленными товарами на внутреннем рынке упали за первый квартал на 60-70%. В свою очередь снижение внешнего и внутреннего спроса вызвало значительное увеличение объемов складских запасов готовой продукции на 40% белорусских предприятий и падение производства большой группы товаров. Все это привело к сокращению чистой прибыли у почти 58% субъектов хозяйствования. Почти половина предприятий вынуждена была сокращать рабочую неделю, отправлять своих работников в частично оплачиваемые отпуска, переводить коллективы на усредненное минимальное вознаграждение за труд. Отмечены случаи оплаты труда из произведенной продукции.
В строительной индустрии Белоруссии было заморожено возведение трех тысяч промышленных объектов, в промышленном строительстве росло число незавершенных объектов и строек с превышением нормативных сроков (за первый квартал последних более 35%). Вместе с объектами гражданского строительства в незавершенном строительстве находится сегодня порядка 15 тыс. объектов.
Доходная часть бюджета РБ за 1 квартал не выполнена. Резкое снижение доходов консолидированного бюджета привело к необходимости его корректировки – доходную часть планируется уменьшить на 11,1 трлн. белорусских руб. Государственно-политическому руководству Белоруссии, скорее всего, придется расстаться и с идеей бездефицитного бюджета, с которой оно носилось в прошлом году, закрепив её в указе № 712 от 31.12.08 «О предельном размере дефицита республиканского бюджета на 2009 год».
Обещанного президентом роста заработной платы бюджетникам с конца 2008 года не наступило – по требованию МВФ она была заморожена. Резкая девальвация белорусского рубля (на девальвации настоял МВФ), задержки с выплатой заработной платы и ее реальное снижение на фоне подорожания основных групп товаров в т.г. привели к нарастанию социальной напряженности. В новогодние праздники в Белоруссии был зафиксирован ажиотажный спрос на иностранную валюту, промышленные товары длительного пользования (главным образом иностранного производства), спиртосодержащие напитки, сигареты, т.е. товары, ценники на которые не успели скорректировать. После обвала национальной валюты был зафиксирован и резкий скачок цен, когда по целому ряду товаров рост цен существенно превысил уровень девальвации (рост цен на чай – до 29%, на рыбу – до 44%, на фрукты и овощи – до 59,6%, крупы – до 27%). Ничего не говорят в республиканском руководстве и о повышении зарплат и пенсий с 1 мая т.г.
Сложность ситуации определялась и тем, что за последние два-три года экономика Белоруссии, которая исчерпала внутренние резервы, могла обеспечивать свой прирост исключительно благодаря внешним инвестициям, кредитам и другим формам заимствования. В республике так и не удалось создать условия для накопления эффективного национального и привлечения внешнего капитала. Государство слабо стимулировало экономический рост за счет факторов качества, что особенно проявилось в товарном обмене и промышленной кооперации с Россией, Украиной и другими странами СНГ. Белорусская хозяйственная модель не способствовала формированию адекватной рыночной системе мотивации у субъектов хозяйствования. Кроме того, в перспективе экономический рост, учитывая экспортную ориентацию белорусского хозяйственного комплекса, мог обеспечиваться преимущественно за счет повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, внедрения новейших технологий, включая информационные. А все это требовало активного включения Белоруссии в процессы глобализации (от чего правительственные чиновники долгое время открещивались), в мировые структуры обмена и кооперации.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что в правительстве РБ устоялось мнение о том, что страны с жестким, централизованным государственным управлением экономикой, с преобладанием государственной собственности на средства производства, к каким и относится Белоруссия, легче преодолевают кризис и способны быстрее выходить из него. В первую очередь за счет мобилизационной модели функционирования хозяйственного комплекса, подчиненного сверху донизу единой воли.
2. Правительственная программа антикризисных реформ
Программу антикризисных реформ кабинет министров РБ стал разрабатывать под диктовку Международного валютного фонда только на исходе осени 2008 года. Исполнительный совет директоров МВФ, кстати, одобрил ее 12 января 2009 года, что позволило выделить под нее первый транш кредита в 787,9 млн. долларов США (общий объем — 2,46 млрд.). Поскольку данная программа финансируется и контролируется МВФ, то белорусское правительство обязано ежеквартально отчитываться перед директоратом МВФ о ходе ее реализации и потраченных средствах. Фактически белорусский режим вынужден был впервые со дня обретения РБ независимости принять элементы внешнего управления, а «смотрящим» за Белоруссией стал, как представляется, заместитель директора-распорядителя МВФ Такатоси Като. МВФ немедленно выдвинул ряд условий, обязательных для исполнения Минском:
— либерализация белорусской экономики и другие структурные реформы;
— одномоментная девальвация в среднем на 20% белорусского рубля;
— привязка курса национальной валюты к корзине валют;
— жесткое ограничение госбюджетных расходов;
— заморозка размеров заработной платы для бюджетников;
— либерализация цен.
Интересно, что обвал белорусского рубля, на котором настоял МВФ, последний цинично назвал «предварительной корректировкой курса национальной валюты». Президент Белоруссии сразу после девальвации 2 января 2009 года вынужден был оправдываться перед встревоженной общественностью. Александр Лукашенко, в частности, дал понять, что вслед за МВФ «Всемирный банк открывает ворота, нам другие, глядя на МВФ, кредиторы предоставляют большие займы», которые нужны не только для стабилизации курса белорусского рубля, но и для поддержания производства.
План по либерализации экономики, разработанный совместно правительством республики и президентской администрацией, включает 52 мероприятия, разбитых на 12 «основных» блоков. Центральной идеей этого документа выступает правовое упрощение ведения бизнеса. По крайней мере, с 1 февраля т.г. в соответствии с декретом №1 президента РБ был введен заявительный принцип госрегистрации всех субъектов хозяйствования (кроме банков и других кредитно-финансовых организаций). Одновременно декрет упростил процедуру ликвидации субъекта хозяйствования.
Еще раньше, 1 января 2009 года, вступил в силу Бюджетный кодекс Белоруссии, в котором, в частности, предусматривалось снижение до одного процента болезненной для белорусских производителей ставки сбора в фонд сельхозпроизводителей, а также налога на приобретение автотранспортных средств. Еще более значительным шагом следует считать переход на линейную единую шкалу подоходного налога, что направлено на снижение налоговой нагрузки (она самая высокая в Европе) на население и на предприятия республики.
В то же время государство пытается усилить контроль за внебюджетными средствами государственных субъектов хозяйствования. Перевод этих средств в режим исполнения через казначейскую систему, централизованное проведение их в госбюджете вряд ли можно квалифицировать как меру либерализации бизнеса, упрощение финансовой деятельности и отчетности организаций.
В условиях кризиса возникла и потребность в пересмотре процесса банкротства субъектов хозяйствования и регулирования с учетом новых реалий деятельности временных (антикризисных) управляющих. Глава государства вынужден был 06.04.09 издать указ № 178, корректирующий утративший актуальность указ № 508 от 12.11.03 и «оптимизирующий» институт экономической несостоятельности.
Более вялой и запоздалой явилась реакция Национального банка РБ в отношении «плохих» кредитов. Руководство НББ почему-то посчитало, что проблема невозврата кредитов в срок малоактуальна, поскольку доля таких кредитов еще не достигла критического уровня в 10 – 15% (по сравнению со всем объемом задолженности клиентов и банков). Это привело к неоправданному затягиванию разработки нормативной базы для создания коллекторских агентств, специализирующихся на возвращении банкам с использованием легальных методов просроченных кредитов. С одной стороны, процесс организации работы таких агентств может затянуться, с другой – в специфических условиях белорусской модели экономики, банковско-кредитной системы сам институт коллекторских агентств, скорее всего, окажется малоэффективным.
Предпринимаются действия по сохранению устойчивости национальной банковской системы и инициированию активной продажи клиентами иностранной валюты и покупки белорусских рублей. Такие меры вводятся директивно и носят преимущественно принудительный характер. Так, например, белорусские банки всех форм собственности обязаны изымать определенную долю с каждого вклада, положенного на счета банка, и перечислять ее безвозвратно в недавно созданный т.н. гарантийный фонд. Поскольку ЦББ поставил своей целью аккумулировать на счете фонда в 2009 году порядка 750 млрд. белорусских руб., то можно предположить, что вклады клиентов банков в нынешнем году «похудеют» почти на 5%. Чисто административными мерами выводится из внутреннего и внешнеторгового оборота вся иностранная валюта. Путем последовательной ликвидации системы лицензирования субъекты хозяйствования РБ лишились права принимать в оплату товаров и услуг наличную иностранную валюту.
Сегодня правящая элита Белоруссии основные усилия сосредоточила на поиске внешних источников финансирования. Еще относительно недавно в Республике Беларусь действовал закон, определявший максимальный объем текущей совокупной внешней задолженности государства суммой в 2 млрд. долларов США. Затем этот предел был доведен до 4-х млрд. долларов. В настоящее время об этом стараются не вспоминать, поскольку данные параметры уже превышены. Значительные средства белорусской стороне удалось получить за последние месяцы от России, МВФ и Венесуэлы. Но плачевное состояние финансовой системы республики побуждает государственно-политическое руководство РБ вести все новые и новые переговоры с правительствами других государств и внешними институтами, специализирующимися на экспорте капитала. По официальным данным в настоящее время правительство РБ, после отказа США дать запрашиваемые 5 млрд. долларов, добивается предоставления кредита в размере 1 млрд. долларов США от Всемирного банка и двух новых кредитных линий от России: от министерства финансов РФ в объеме 100 млрд. российских рублей и от Сберегательного банка – 2 млрд. долларов. Кроме того, активные усилия предпринимаются с целью заимствований на рынке капиталов богатых арабских стран.
Белорусскому правительству удалось в значительной степени сократить расходную часть консолидированного бюджета, успешно бороться с «непервоочередными» расходами как по линии урезания государственных программ (их предполагается сократить на 900 млн. белорусских рублей), так и на уровне местных бюджетов, бюджетов субъектов хозяйствования. Уже сокращены расходы на содержание госаппарата, армии и строительство спортивных сооружений. В перспективе планируется отказаться от поддержки государством нерентабельных предприятий, изменить сами формы такой госпомощи (сегодня они прямые). Впервые заговорили в республике о введении к лету международных стандартов финансовой отчетности, что позволит в будущем облегчить привлечение иностранных инвестиций.
Руководство Республики Беларусь и до кризиса проводило политику государственной поддержки и защиты национального производителя, включая программу т.н. импортозамещения. С началом мирового финансово-экономического кризиса политика государственного патронирования проявилась в максимальной степени. Приоритет был отдан идее реализации продукции и услуг белорусских предприятий внутри страны с одновременным стимулированием внутреннего потребления. Был предпринят ряд шагов по значительному увеличению доли национальных товаров в оптовой и розничной торговле. В их числе и двухмесячная отсрочка за оплату поставленного в розничную сеть товаров белорусского производства, директивы министерства торговли РБ по принудительному включению в ассортимент товаров национального производителя, составление перечня товаров «некритического импорта», от покупки которых Белоруссия должна отказаться, план по снижению процентных ставок в рамках кредитов на покупку отечественных товаров и др.
Правительство РБ действовало привычными административно-командными методами. Это проявилось, например, при решении проблемы стремительного нарастания осенью прошлого года на складах предприятий нереализованной продукции. Было дано указание к концу года распродать весь объем неликвидов по цене ниже себестоимости и, прежде всего, на внешних рынках. Годовая отчетность, таким образом, была по определенным показателям улучшена. Однако эти меры не были согласованы с основным торговым партнером Россией и шли вразрез с достигнутым ранее соглашением о предоставлении равных условий субъектам хозяйствования двух союзных государств, а также о необходимости соблюдения принципа честной конкуренции.
Поражает не реалистичность ряда мер, намеченных президентом и правительством РБ на текущий год. Например, планируемый рост ВВП по итогам первого полугодия в 6%, программа значительного (в 1,5 раза) увеличения масштабов строительства — до 9 млн. кв. м в год, экспансия белорусских товаров на освободившиеся ниши мировых рынков, переход в торговле на внешних рынках на малые партии товаров, а также срочная переориентация экспортных потоков на «Африку и Балканы» (Лукашенко). Правительством, наряду с Планом по либерализации экономики и Системой поддержки валообразующих предприятий, разработан специальный документ — План мероприятий по реализации Национальной программы развития экспорта на 2009 год. Он предусматривает сохранение традиционных экспортных рынков для белорусских товаров с одновременной диверсификацией экспорта по географическому вектору (Азия, Африка, Латинская Америка) и по номенклатуре товаров. Большее внимание предлагается уделять созданию заграницей сборочных производств белорусской техники (в первую очередь совместных) и сетей сервисных центров, а также поставкам наукоемкой и «сложнотехнической» продукции.
Однако механизм реализации всего этого предложен довольно слабый – межведомственный совет по развитию экспорта, межправительственные торгово-экономические комиссии и элементы товаропроводящей сети. Объекты последней, например, содержались в других государствах крупными белорусскими предприятиями, которые в условиях кризиса стали довольно быстро их свертывать, сокращая в то же время финансирование рекламных кампаний и маркетинга. Указание премьер-министра РБ Сергея Сидорского предприятиям-экспортерам «вести наступательный маркетинг» повисло в воздухе. Наиболее острые проблемы, связанные с качеством продукции, кредитованием и страхованием внешнеторговых операций, пока также не нашли своего решения.
Большие, и на наш взгляд безосновательные, надежды возлагаются на сформированный в Белоруссии фонд для покупки продукции предприятий республики, который предназначен для поддержки национального производителя. По словам президента РБ Александра Лукашенко, запланировано выделить из бюджета 3,6 трлн. белорусских рублей на закупку техники, для этой же цели будут привлекаться средства инновационных фондов и фонда поддержки сельского хозяйства. По некоторым сведениям глава государства в директивном порядке распределяет технику, от которой отказались покупатели за рубежом, по организациям республики.
3. Взаимодействие с Россией
Мировой финансово-экономический кризис затронул обоих участников Союзного государства, и поэтому Белоруссия и Россия совместно попытались разобраться в тех факторах, которые привели к напряженности в торгово-экономическом партнерстве и производственной кооперации. В сжатые сроки стороны даже разработали Антикризисный план совместных действий правительств Российской Федерации и Республики Беларусь. Минск большие надежды возлагал на те положения этого документа, которые позволили бы на межгосударственном уровне сдержать все нарастающий вал неплатежей и обеспечить допуск производителей РБ к российским программам госзакупок и господдержки, а также возобновлению практики, аккуратно названной Сидорским «лизинговыми поставками продукции». Другие пункты Плана, более важные для России, большого энтузиазма у правительственных чиновников Белоруссии не вызывали и просто не комментировались.
Особые усилия правительственные чиновники приложили к лоббированию в России проекта строительства по территории Белоруссии участка газотранспортной магистрали «Ямал – Европа-2», но не достигли по этой проблеме понимания российской стороны. Россия, наученная горьким опытом всевозможных газовых войн и конфликтов с Минском и Киевом, предпочла сосредоточить свои усилия на прокладке обходных маршрутов транспортировки газа на северо-восток и юг Европы, путем строительства «Северного потока» и «Южного потока».
Не встретило поддержки Москвы и предложение белорусской стороны по переводу финансовых отношений по китайскому варианту. На межгосударственном уровне белорусское правительство и Национальный банк РБ сегодня пытаются перевести расчеты по внешнеторговым операциям с Россией и Украиной в соответствующие национальные валюты (исключив доллар США и евро). Первый подобный шаг уже сделан в отношениях с КНР, с которой заключено соглашение о валютном свопе, предусматривающее перекрестное открытие счетов в НББ в объеме 20 млрд. юаней и Народном банке Китая в размере 8 триллионов белорусских рублей.
Министерство финансов России объявило и о замораживании в условиях мирового финансово-экономического кризиса программы (которую ранее последовательно отстаивало) перехода к использованию на территории Республики Беларусь и России единого платежного средства в виде российского рубля. Последнее было позитивно воспринято государственно-политическим руководством Белоруссии, поскольку оно еще несколько лет назад официально отвергло возможность реализации этой идеи в среднесрочной перспективе по политическим, как представляется, соображениям.
Белорусское правительство попыталось в этом году купировать дисбаланс в торговле с Россией, который привел к тому, что за 2008 год у РБ с Россией сложилось громадное отрицательное сальдо почти в 13 млрд. долларов (при положительном с другими странами, включая ЕС). Именно на покрытие отрицательного сальдо во внешней торговле Белоруссия запросила у российского министерства финансов т.н. беспроцентный технический кредит в размере 100 млрд. российских рублей. Однако министерство финансов РФ в условиях кризиса не спешило рассматривать эту просьбу и задержало последний транш (500 млн. долларов) по кредиту в 2 млрд. долларов. Были претензии у российской стороны и по вопросам доступа ряда товаров на белорусский рынок, и по действиям НББ, и по доступу инвесторов из России к аукционам, равенству в конкурентной борьбе, оплаты за уже произведенные поставки природного газа (РБ с начала 2009 задолжала порядка 70 млн. долларов) и др.
Все это вызвало бурную реакцию президента Белоруссии Александра Лукашенко. Лукашенко в январе этого года косвенно обвинил в обвале белорусского рубля Россию: «если бы мы не девальвировали валюту, то уже на российском рынке из-за курсовой разницы мы несли бы потери» (13.01.09, в ходе визита на «Белкоммунмаш»). На встрече с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым в конце марта Лукашенко упрекнул правительство Владимира Путина в создании препятствий для белорусского экспорта в Россию. По мнению белорусского лидера, российская сторона не хочет пускать белорусских производителей машинотехнической продукции на свои рынки, в прошлом ввела якобы незаконную пошлину на сырую нефть и нефтепродукты. Им «в ответ» было выдвинуто требование к российской стороне о создании «национального режима доступа на рынки Союзного государства». В апреле т.г. Лукашенко прямо пригрозил России, что в условиях кризиса ни одно белорусское предприятие не будет продано (российским инвесторам). Вслед за президентом премьер-министр Сергей Сидорский заявил, что Белоруссия приняла все необходимые решения по равному доступу предприятий к мерам господдержки, в отличие от России. Российскую сторону Сидорский обвинил в том, что она так и не внесла поправки в документ, которым были введены преференциальные поправки для товаров производителей РФ.
Белорусское государственно-политическое руководство настоятельно добивалось от России разрешения оплачивать импортируемый газ по усредненной ставке (что нарушало существующее межгосударственное соглашение и протокол к нему от 31.12.2006). При этом Минск совершенно игнорировал льготный порядок ценообразования, предоставленный Белоруссии «Газпромом» на 2009 год в момент обострения газотранспортной войны с Украиной. Белорусская сторона даже попыталась в начале текущего года оплачивать поставки российского газа по прошлогодней ставке. Не согласовав с Россией, с 1 января 2009 года Белоруссия повысила на 21,6 — 22,5% тарифы (в евро) за транспортировку российской нефти через свою территорию.
Заключение
Правящая элита Белоруссии в условиях мирового кризиса по-прежнему будет пытаться полностью сохранить политическую и финансово-экономическую власть. Это тенденция войдет в противоречие с объективными процессами экономической и финансовой глобализации, когда генерация власти во все большей степени осуществляется не в государственно-политической, а в экономической плоскости, ее самыми мощными субъектами и институтами. Правительство республики, как представляется, не готово к проведению масштабных и глубоких структурных реформ, да и такая задача перед ним президентской администрацией не ставится. Отдельные меры по либерализации функционирования хозяйственного комплекса сегодня сочетаются с тотальным вмешательством государства в экономику и финансовую сферу.
Очевидно, на макроэкономическом уровне не удастся сохранить стабильность, устойчивый курс белорусского рубля, процесс дебюрократизации, за который отвечают чиновники, будет иметь ограниченные последствия, а либерализация финансовой сферы так и не начнется.
Белоруссия не обладает достаточными ресурсами, современными технологиями, развитой инфраструктурой и высокопрофессиональными кадрами. К тому же любая реструктуризация национальной экономики, помимо свертывания социальных программ и тяжелой адаптации субъектов хозяйствования, требует привлечения крупных иностранных портфельных и прямых инвестиций, на что в период кризиса рассчитывать трудно. Республика Беларусь и в докризисные годы в силу слабой привлекательности ни разу не выполнила правительственную программу привлечения иностранных инвестиций, объем которых оставался минимальным.
Надежды республиканского руководства на успешную реализацию программы Международного валютного фонда, подкрепленную соответствующими валютными ресурсами, могут не оправдаться. Сама политика МВФ в отношении развивающихся стран (к которым отнесла себя и Белоруссия) инициируется во многом министерством финансов США и финансовыми структурами Евросоюза и служит для продвижения их собственных интересов. Пресловутая «политика стабилизации» МВФ, например, привела в 90-е годы к тому, что валовой внутренний продукт России сократился на 40%, спровоцировав резкое ухудшение качества жизни. Не лучше обстоит дело с концепцией помощи развивающимся странам Всемирного банка. ВБ, с одной стороны, призывает развитые страны открывать свои рынки для текстиля и сельскохозяйственной продукции догоняющих стран. Но за это Всемирный банк требует от развивающихся стран обеспечить неограниченный доступ на свои рынки промышленных товаров из развитых государств, прекратить субсидирование экспорта.
Самым тяжелым последствием мирового финансово-экономического кризиса, как следует ожидать, станет погружение Белоруссии в долговую яму, что при отсутствии в международном праве прописанной процедуры банкротства неизбежно приведет к необходимости продажи субъектов хозяйствования, элементов транспортной инфраструктуры, другой недвижимости (включая землю), а также государственных активов.