За время правления Александра Лукашенко в Белоруссии была создана довольно жесткая система исполнительной власти, в том числе и так называемая идеологическая вертикаль. Как известно, подобная авторитарная модель государственного устройства эффективно действует лишь в том случае, если команды управления, поступающие с самого верха, не содержат в себе внутренних противоречий.
Но вот в последнее время на этом «самом верху» стали происходить явные нелады. Действительно, чем еще можно объяснить жесткие нападки белорусского МИДа на посла Российской Федерации в Белоруссии Александра Сурикова после его пресс-пресс конференции в Минске (6 февраля). На ней он, как известно, подвел итоги состоявшихся накануне Высшего Государственного совета Союзного государства и внеочередного заседания глав государств-участников ОДКБ?
В своем выступлении Александр Суриков с удовлетворением отметил значительно возросший уровень взаимопонимания между руководством Белоруссии и России, в качестве примеров привел достигнутые результаты в вопросе предстоящего строительства белорусской АЭС и активное участие Александра Лукашенко в подготовке и подписании соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.
Согласно подписанному, в том числе и президентом Республики Беларусь документу, КСОР предполагается использовать для отражения военной агрессии против одной из стран-участниц ОДКБ, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью, наркопотоками, а также в ходе преодоления чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного характера.
При этом основу КСОР ОДКБ составят 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Иваново) и 31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада (Ульяновск) ВДВ России. Остальные государства-участники выделят в состав КСОР довольно небольшие (за исключением Казахстана) воинские подразделения, а также возможно формирования МЧС и МВД.
Разъясняя положения данного соглашения и выражая позицию Российской Федерации по этому вопросу, что полностью соответствует статусу Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в РБ, А.А. Суриков подчеркнул, что каждая из подписавших документ сторон берет на себя определенные обязательства в военной области. А «по практике применения межгосударственные соглашения и договоры выше по статусу национального законодательства одной страны». И таким образом, в случае несоответствия внутренних правовых норм подписанному соглашению по КСОР ОДКБ, преимущество имеет последний документ.
Кажется, все понятно и однозначно. В противном случае, зачем вообще подписывать межгосударственные соглашения и участвовать в международных договорах и организациях, то есть брать на себя серьезную ответственность?
Относительно предстоящего строительства АЭС в Белоруссии Александр Суриков сообщил, что между правительством РБ и «Росатомом» подписан протокол, согласно которому в первом квартале текущего года предполагается заключить межправительственное соглашение о мирном использовании атомной энергии с последующим подписанием «конкретного соглашения о конкретном строительстве АЭС». При этом А.А. Суриков заметил, что кредитование белорусского «атомного проекта» будет производиться российской стороной при «максимально благоприятных условиях финансирования по процентным ставкам и по срокам возврата».
Не мог не коснуться российский посол и такого болезненного для белорусской стороны вопроса как перспективы строительства второй ветки газопровода «Ямал – Европа», тем более что им активно интересовались журналисты. Александр Суриков в максимально дипломатичной форме (очевидно, щадя самолюбие белорусского президента) пояснил, что Россия не отвергает возможность осуществления проекта «Ямал – Европа-2», но сможет приступить к его проработке не ранее завершения строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».
Как видим, российский посол дал исчерпывающие ответы на эти важнейшие для белорусского общества вопросы, ничего не скрывая, но и ничего не приукрашивая, что, несомненно, должно было вызвать удовлетворение и у официального Минска.
Но нет. Буквально через несколько часов после завершения встречи российского посла с журналистами МИД РБ распространил документ с длинным и неуклюжим названием «Ответ пресс-секретаря МИД Андрея Попова на вопрос представителей СМИ в связи с некоторыми высказываниями посла России в Беларуси А.Сурикова в ходе пресс-конференции в Минске 6 февраля 2009 года».
Сразу хотелось бы обратить внимание, что даже из названия следует недружественный и недипломатичный характер МИДовского опуса, хотя бы потому, что у полномочного представителя российского государства как у всякого русского человека есть имя и отчество. Это, во-первых. А во-вторых, вести дискуссию с Российской Федерацией (великой державой и союзницей), а посол в данном случае высказывает не свое личное мнение, а позицию России, должен уж никак не незначительный чиновник (обратите внимание на название «ответа»), в обязанности которого входит лишь озвучивание мнения своего начальства.
Не менее неконструктивно и содержание «ответа пресс-секретаря», в котором Андрей Попов сразу же поставил под вопрос смысл подписанного президентом Белоруссии соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, заявив, что «надо еще разобраться, потребуется ли участие Беларуси за границей или нет». Попов особо подчеркнул (желая, очевидно, уязвить российскую сторону), «что уж точно не послы других государств будут разбираться в соответствующих нюансах белорусского законодательства». Таким образом, второстепенный чиновник МИДа РБ по сути выразил сомнение в дееспособности белорусских государственных органов, участвовавших в подготовке соглашения по КСОР, да и самого главы государства, скрепившего его своей подписью.
Далее Андрей Попов вообще выразил неуверенность в том, что именно российская сторона будет заниматься строительством БелАЭС: «Не следует ему (послу РФ в РБ А.А. Сурикову – авт.) торопиться предвосхищать итоги выполнения поручений ВГС и по таким темам белорусско-российского взаимодействия, как участие России в строительстве белорусской АЭС и возможное строительство газопровода «Ямал – Европа-2».
Комментировать подобные высказывания нет смысла, но складывается впечатление, что в Республике Беларусь «хвост начинает крутить собакой», а администрация разваливается на группы влияния в соответствии со своими узко корпоративными интересами.
Отдел Белоруссии Института стран СНГ