20 марта на заседании Европейского совета в Брюсселе Белоруссию включили в «Восточное партнерство», что белорусские власти встретили с большим воодушевлением. Комментируя это решение, заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Андрей Евдоченко заявил, что Минск ожидает от участия в программе «прежде всего конкретных, практических результатов в экономической области». Наиболее важными и острыми проблемами сегодня, с точки зрения правящей элиты Белоруссии, являются беспрепятственный (и лучше беспошлинный) допуск белорусских товаров (текстиля, нефтепродуктов, с/х и др. продукции) на рынки ЕС. Республика ждет от стран ЕС масштабных инвестиций в экономику, высоких технологий, а также помощи в ликвидации энергозависимости от России. Все эти проблемы Минск надеется в ближайшей перспективе решить на западноевропейском направлении. В этом ключе союзнические обязательства перед Россией начинают рассматриваться белорусской стороной как определенная обуза.
Во время недавней встречи Александра Лукашенко в Сочи с президентом Абхазии Сергеем Багапшем белорусский лидер не смог пройти мимо нового статуса Абхазии: «После обретения независимости всегда дел прибавляется. Мы будем рады, что с участием Белоруссии удастся решить больше проблем, которые существуют в этом регионе». В то же время отметим, что переговоры проходили на нейтральной территории и носили характер беседы политиков на отдыхе.
Ну а как же обстоит дело с официальным признанием Минском новых кавказских государств? Встреча Багапша с Лукашенко не изменила отношение правящей элиты Белоруссии к этой проблеме. Вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии по-прежнему не включен в повестку дня весенней сессии парламента, которая открывается 2 апреля. Более того, как сообщил 24 марта председатель комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания РБ Сергей Маскевич он не рассматривался и на заседаниях данной комиссии. Именно комиссия, напомним, должна по регламенту дать сначала свои рекомендации нижней палате. Но, по словам Маскевича, вопрос изучается (восьмой месяц!) и, возможно, будет отложен на осень. Складывается впечатление, что у депутатов белорусского парламента нет своего мнения по этой проблеме, и они просто ждут указаний из администрации президента Лукашенко. Ну а последняя, похоже, склонна учитывать жесткие «рекомендации» высокопоставленных чиновников ЕС и резолюцию Европарламента (09.10.08), в которой одобрено решение белорусских властей «не торопиться с признанием Южной Осетии и Абхазии, а также стремление белорусского народа к независимости страны и территориальной целостности».
Минску из Брюсселя и Вашингтона неоднократно были посланы однозначные сигналы об абсолютной неприемлемости для ЕС и США официального признания Белоруссией Южной Осетии и Абхазии. Причем данные требования носили ультимативный характер и напрямую увязывали возможность участия Белоруссии в программе Евросоюза «Восточное партнерство» с позицией правящего режима по кавказскому вопросу. Министр иностранных дел Чешской Республики, председательствующей в ЕС, Карел Шварценберг подчеркнул, что положительное решение Минска по вопросу признания Южной Осетии и Абхазии может повлечь за собой «очень и очень серьезные проблемы с участием в «Восточном партнерстве». Ему вторила еврокомиссар Бенита Ферреро-Вальднер: «Что касается независимости Абхазии и Южной Осетии, то наша позиция остается неизменной — мы ее не признаем. И если Беларусь признает независимость Абхазии и Южной Осетии, то это отбросит назад наши отношения с Беларусью». 16 марта генеральный секретарь Совета ЕС, верховный комиссар ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана вполне определенно дал понять, что рассчитывает на покладистость Минска относительно требований Брюсселя: «Евросоюз не признал независимость этих стран и не намерен менять свою точку зрения. Мы надеемся, что все, кто с нами сотрудничает, будет придерживаться той же позиции».
По большому счету это наглядное подтверждение того, что «Восточное партнерство» не является, как это пытается представить ряд европарламентариев и политиков на Западе, программой чисто экономического сотрудничества. Россию усиленно убеждают, что угрозы якобы нет, включение стран СНГ в «Восточное партнерство» Евросоюза – это не расширение НАТО на Восток. Однако данная программа политически мотивирована и своей основной целью имеет взять реванш за «поражение на Кавказе» в августе прошлого года. Кроме того, Евросоюз пытается по периметру границ России создать некую геополитическую конструкцию, способную эффективно противодействовать реализации российских интересов. Налицо не только стремление сколотить внутри «Партнерства» блок из государств-транзитеров российских энергоресурсов (Украина, Белоруссия и Молдавия), и закавказских стран, готовых предоставить свою территорию под альтернативные трубопроводные магистрали, способный диктовать условия Москве.
Очевидны и планы ЕС по противодействию развитию любых интеграционных структур на постсоветском пространстве, окончательному развалу Содружества, недопущению создания в будущем Союзного государства России и Белоруссии, а также «растворению» других МПО интеграционной направленности в рамках СНГ, ядром и объективным лидером которых до настоящего времени являлась Россия. Председатель Еврокомиссии Ж. М. Баррозу дал определенный ориентир бывшим республикам СССР, включенным в «шестерку», указав, что ЕС против «сфер влияния» России, поскольку они противоречат принципам независимости и суверенитета.
К сожалению, государственно-политическое руководство формально союзной Белоруссии предпочитает не замечать антироссийской направленности «Восточного партнерства» и даже подыгрывать инициаторам проекта ЕС. Белорусская сторона официально заявила, что политика Восточного партнерства во многом созвучна интересам Белоруссии, которая заинтересована в расширенном сотрудничестве с Евросоюзом по взаимовыгодным направлениям. Внешнеполитическое ведомство, руководители различных профильных комитетов и комиссий Национального собрания РБ как некое заклинание повторяют, что «Республика Беларусь заинтересована в том, чтобы стать полноправным участником программы «Восточное партнерство» и рассчитывают, что этот проект ЕС «станет удачной площадкой для политического диалога».
В рамках визита в ФРГ министр иностранных дел Республики Беларусь Сергей Мартынов в интервью немецкой газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» (12.02.09), в частности, отметил, что членства в Евросоюзе или НАТО «нет в наших сценариях на обозримую перспективу, но времена могут измениться». Еще более глава внешнеполитического ведомства РБ был откровенен, отвечая 16.03.09 на вопрос корреспондента чешской газеты «Лидове новины» о российско-белорусском государстве, когда заявил, что руководство Беларуси «никогда вопрос о создании единого государства с Россией не ставило и не рассматривало».
В заключении следует подчеркнуть, что официальный Минск, как представляется, окончательно разуверился в возможности повторения на постсоветском пространстве успешного опыта Евросоюза под эгидой России, несмотря на благоприятные исходные экономические условия. Поэтому правящая элита Белоруссии сочла, что привлекательность России поблекла, а сама она достигла того уровня интеграционной зрелости и значимости для Европы, который позволяет ей ассоциироваться с последней «на равных». И это несмотря на то, что в Белоруссии переход к рыночной модели экономики так и не осуществлен, процесс становления демократических, правовых институтов находится в самой начальной стадии, а о какой-либо трансформации авторитарного режима речи вообще нет. А ведь все это принципиальные и необходимые составляющие евроинтеграции. Евросоюз, правда, пока на все это реагирует достаточно вяло. Причина ясна – его сейчас больше интересует размывание зоны российского влияния на пространстве Союзного государства и СНГ. Но тогда Белоруссия объективно вынуждена будет раскручивать в рамках «шестерки» антироссийский маховик. Готов ли Минск к такому выбору?