×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/mihail-tishkov-maydan-gotovilsya-25-let-v-ramkah-nacionalnoy-ukrainskoy-sistemy-obrazovaniya/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Михаил Тишков: «Майдан готовился 25 лет в рамках национальной украинской системы образования»
12:51, 27 февраля 2015  
24
0

Выступление директора гимназии «Радонеж», члена движения «Сути времени» на семинаре «Итоги Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви касательно проблем Новороссии, Украины, Подкарпатской Руси и всего пространства русского мира» (Москва, Институт стран СНГ, 18 февраля 2015г.).

Всечестные отцы, братья и сестры, я расскажу о проблемах локальных, о проблемах православного образования, но которые являются очень тесно связанными со всем вышеизложенным и поскольку для нас является поводом для сегодняшней встречи обсуждение итогов архиерейского совещания, то я бы хотел сказать свою точку зрения. То архиерейское совещание и его резолюция, те принятые решения, которые там были, мной воспринимаются не изолированно, а в рамках последовательности. Это выступление святейшего патриарха Кирилла на Всемирном Русском Народном Соборе, это выступление Святейшего Патриарха на открытии Рождественских чтений, его выступление в рамках Рождественских чтений на парламентском совещании в Государственной Думе и цепь этих выступлений закончило архиерейское совещание.

Во всех этих четырех его выступлениях есть некие темы, которые переходили и развивались из одной встречи к другой и центральным событием, с которого все началось, было поднятие вопроса о русской национальной идентичности. На Всемирном Русском Соборе впервые было дано очень хорошо, очень развернуто, причем, на мой взгляд, в самом выступлении это было сделано лучше, чем в резолюции Всемирного Русского Народного Собора, определение русской национальной идентичности, я сейчас не буду его повторять, вы наверняка все читали. На выступлении Святейшего Патриарха, на рождественских чтениях было сказано (я в основе своими словами скажу эту мысль, которую мы в рамках своего православного образовательного дискурса все время и везде подчеркиваем), что целью национальной системы образования должно являться формирование национальной идентичности. Это, я бы сказал, принципиально некий новый аспект, контекст этой образовательной тематики. И почему это так важно? События на Украине, которые мы все время уже в течение года так переживаем, обсуждаем, Кирилл уже обрисовал тот перечень проблем, которые привели к Майдану, но он не упомянул о главнейшем. На самом деле Майдан готовился на протяжении 25 лет на Украине в рамках национальной украинской системы образования. Нужно понимать, что 25 лет назад, после распада Советского Союза система образования Украины была взята нашими геополитическими оппонентами. И за 25 лет непрерывной обработки молодежи и была выращена та боевая машина, которая реально уже участвует на Майдане, которая там бесчинствовала, потом пошла воевать на восток Украины и так далее. Вот это пушечное мясо было создано за 25 лет украинской школой, и была создана в рамках этой школы новая искусственная, выращенная в пробирке национальная идентичность. Она была помещена в эти головы, и эти машины, торпеды с заложенной программой устроили Майдан и пошли воевать. И самое главное, чего сейчас до сих пор, к сожалению, не понимает наша власть и элита – это то, что в России дело обстоит ничуть не лучше. Ровно 25 лет в России, на протяжении всего этого времени национальная система образования находится в руках пятой колонны. Сразу после обрушения Советского Союза развитие нашей системы образования было запрограммировано специалистами из Всемирного банка, которые в свое время сюда приехали. Были отобраны люди, колонна, команда, которая будет реформировать национальную систему образования. На протяжении всех 25 лет главными смыслами и акцентами, концептами системы образования было что? То, что Россия – это неудачная недострана, российская национальная идентичность и вообще русская история – это сплошное темное место. В рамках этой либеральной концепции, как мы знаем, единственными светлыми пятнами в российской истории, с точки зрения либералов, которые 25 лет вдалбливали это в умы, головы наших школьников, молодежи, – это от февраля до октября 1917 года и вот дальше после 1991 года новый либеральный ренессанс. Все остальное – нет ни одного фрагмента, периода русской истории, которую бы современный либерал, последовательный и концептуально оформленный, признавал был чем-то хорошим. Старая наша история плоха тем, что там, видите ли, мы выбрали не тот путь, Александр Невский сделал неправильный выбор. Правильный выбор был бы, если бы мы все пошли, объединившись с Европой, отказались от православной веры и стали бы католиками. Дальше страшные, темные Средние века, ужасный Иван Грозный, который за всю свою кровавую историю, к сожалению, не наработал по количеству несчастных, замученных жертв хотя бы на одну Варфоломеевскую ночь, я уж не говорю про всю остальную Европу. То есть все эти мифы – несчастная, страшная история, так сказать. Ужасные императоры, развратные императрицы, дальше темный век, а потом 70 лет сплошного ужаса – это советская власть. Для современного либерала нет ни одного светлого пятна в русской истории. И когда патриарх Кирилл говорил в последних выступлениях о единстве национальной истории, это, по сути, был призыв к тому, чтобы реабилитировать всю русскую историю, увидеть в ней действие божественного промысла на протяжении всех ее периодов, начиная от крещения и кончая даже сегодняшними очень сложными, смутными временами. Он предложил увидеть нечто светлое даже в нашем времени. И вот именно эта концепция единства русской истории должна была бы стать основной для национальной системы образования. Но, к сожалению, мы, борясь на этом фронте, на переднем крае, ни у кого не находим пока понимания. Когда я говорю «мы», я представляю ту сложившуюся систему православного образования, которая сейчас есть в России. У нас в России, чтоб вы представляли, примерно около 140 православных школ на всю огромную 140-миллионную страну.

За 25 лет так называемой религиозной свободы и церковного возрождения мы открыли много храмов, монастырей, люди в эти храмы пришли. Но вы понимаете, что туда пришли люди старшего поколения, те, которые были уже так или иначе сформированы. Да, в этих храмах ведется какая-то работа в воскресных школах, и каким-то образом пытаются туда вовлечь молодежь. Но священники, которые здесь находятся, не дадут соврать, мы в свое время занимались в том числе и воскресной школой, все, кто серьезно пытался вести приходскую работу, знает, какая большая проблема через работу только в рамках воскресной школы воцерковить молодежь, детей. В лучшем случае, пока они в нежном возрасте, до подросткового их как-то удается там еще удерживать. При этом просто чисто по времени мы понимаем, что это один день в неделю, когда они приходят в церковь, с ними там чем-то занимаются, о чем-то рассказывают. Но когда начинается подростковый период, ни церковь, ни воцерковленные родители в массе своей не в состоянии удержать детей в этих рамках. Это редко кому удается, потому что они находятся в школе, среди различных других светских и общественных коммуникаций, которые на них воздействуют. И воздействие этой среды по своему объему многократно перевешивает то влияние, которое на них может оказать семья, воскресная школа и храм. Единственное место, в рамках которого можно было бы массово воцерковлять молодежь, это школа. Если бы была православная школа, если бы она стала массовым явлением, то мы бы какое-то количество молодежи могли еще спасти, отыграть. Но на протяжении всех этих 25 лет государство в лице органов управления образованием ведет абсолютно осознанную, ясную, целенаправленную политику, направленную на то, чтобы не давать развиваться альтернативной системе образования, всячески сдерживая и выбирая политику удушения существующих православных школ. Все попытки обратить на это внимание, призвать на помощь нашу псевдоправославную, псевдопатриотическую государственную элиту, могу сказать как практик, абсолютно бессмысленны и бесполезны. В разговорах вас будут поддерживать, высказывать понимание этого вопроса, но практически никто и никогда не выходит на то, чтобы взять на себя инициативу и попытаться разорвать этот порочный круг. Сейчас сложилась такая ситуация, каким образом у нас устроена современная система управления образованием? Есть центр принятия решений, который программирует это все, он называется Высшая школа экономики. В ней есть небезызвестный ректор Ярослав Кузьминов. При Высшей школе экономики есть так называемый Институт развития образования. Это единая, общая команда, которая управляет процессом постановки кадров на руководящие посты в системе национального образования. Все мы прекрасно помним такого печально известного министра Фурсенко. Когда его общественный имидж был окончательно спален и сожжен, и все уже понимали, что необходимо что-то делать, на его место был поставлен его бывший зам – господин Ливанов. На московскую систему образования, которая до последнего каким-то образом была достаточно автономной и сопротивлялась этой реформе, был поставлен еще один зам Фурсенко – господин Калина. Две важнейших должности в национальной системе образования – Министерство образования и Департамент московского образования – находятся под управлением вот этой единой команды, которая продолжает абсолютно всю ту же самую линию, которая начала развиваться 25 лет назад. И идеологическая, концептуально-историческая, филологическая парадигма продолжает быть антигосударственной, антирусской. В рамках школы не происходит формирование национальной идентичности. Если за время школьного созревания, периода, когда ребенок начинает что-то узнавать, осознавать себя как личность, не будет это сформировано, я не знаю, какими силами, способами, инструментами вообще возможно его потом развернуть. Мы все понимаем опасность московского или нашего внутрироссийского Майдана, ведь хворостом для него будет вот эта самая молодежь. Я не знаю, кто в какой степени с молодежью общается, вот я общаюсь с детьми, которые учатся в православных школах. Специально, в рамках некоторых таких мероприятий мне было интересно, мы проводили с группой летом несколько антифашистских пикетов в Москве. И на эти пикеты были выставлены плакаты, которые рассказывали о том, что происходит в Украине, об истории Второй мировой войны, о том, кто такие бандеровцы, Бандера, Шухевич и все прочие герои. И я могу сказать, что я наблюдал, это реальный живой опыт. Когда проходят люди более или менее старшего поколения, условно старше 40, то они это все понимают и сразу поддерживают. А за все это время, когда подходило несколько групп молодежи, суммируя отклик, который был от этой веселой танцующей молодежи, они говорили: «А что такого? А я считаю, что фашизм – это очень хороший способ управления государством». Это наша современная молодежь, и не стройте себе иллюзий, что у нас сейчас произошел какой-то патриотический ренессанс наверху, в элите и так далее. До сих пор, к сожалению, ни в Государственной Думе, ни в каких других органах, когда мы туда приходим и говорим: «Мы предлагаем, у нас есть проект. Поддержите, пожалуйста, православное образование», – у нас оно существует в рамках негосударственного образования. По закону, который сейчас, наконец, принят, для принятия его мы предприняли серьезные усилия, нам удалось все-таки в закон об образовании вставить некоторые позиции. Это позиции о равенстве субъектов образовательной деятельности. По сути это означает то, что все те государственные, бюджетные и прочие условия, которые направляются для обеспечения гарантий граждан на бесплатное образование, точно такие же гарантии, которые даются учащимся в государственных школах, должны даваться и детям в негосударственных православных школах. На практике этот закон не исполняется, и были отклонены некоторые очень важные поправки в закон об образовании, которые должны были гарантировать в формулировке закона таким образом, чтобы в случае чего можно было его неисполнение легко оспорить в суде, органах власти. Эти поправки были отклонены во время принятия закона по инициативе Калины и Ливанова. И вот наше обращение к государственным мужам, чтобы они были возвращены, и каким-то образом ситуация была развернута, не находит практически никакой поддержки. Равнодушие, поддакивание, согласие и ноль инициативы. А суть проекта была в следующем: если вы сможете гарантировать (обращение к власти) равные права детям, которые учатся в государственных и православных школах, мы бы смогли сделать образование в этих школах, во-первых, бесплатным. Потому что в данный момент эти школы получают значительно меньший финансовый ресурс и меньше возможностей для осуществления образования, в частности не имеют доступа к зданиям, никакой помощи в комплектации школ и так далее. Там выделяется так называемый подушевой норматив только на зарплату учителям. Все остальное, что получают государственные школы в виде бюджетных субсидий, православные негосударственные школы не получают. Наше предложение: сделайте равными условия. Создайте условия для того, чтобы православные школы могли образовываться в том количестве, в котором они могут быть востребованы, чтоб они могли быть бесплатными. Чтобы у ребенка и семьи, когда они хотят выбрать, куда им его отдать, в православную школу или государственную, не было никакой разницы, вот этих барьеров, фильтров. И мы посмотрим тогда, в какой степени это православное образование востребовано. А в чем его главная специфика? В том, что основой национальной идентичности, о чем говорил патриарх, и мы все это понимаем, является православная вера. Русская национальная идентичность, по сути, начала формироваться в момент Крещения Руси. Вся русская история, менталитет —  в его ядре лежит православная вера, которая и определяла и формировала их  на протяжении веков . Можно сказать,что вся русская история – это борьба за сохранение православной веры. Поэтому, если ребенок учится 5-6 дней в неделю, 7-8 часов находится в школе, где вся система образования подчинена тому, чтобы сформировать у него это представление, чтобы оно стало его натурой, нутром, у него формируется настолько мощная устойчивая субъектная позиция в отношении национальной идентичности, что вы его никуда потом не купите. Он никогда не станет заниматься любой антинациональной деятельностью. Это опора государства, человек с устойчивой этикой, который будет служить за совесть и смысл, а не за деньги. Это патриот своей Родины, который будет за нее сражаться и воевать, потому что для него это главная ценность. Но эту ценность нужно  воспитать. Если ее не воспитали, то его перекупит кто угодно, тогда он превращается вот в того героя — я считаю, это такой идеальный мем, картинка, — если вы помните фильм «Брат-2», образ американского таксиста, который сказал Даниле Багрову, что Родина – это там, простите за грубое слово, где твоя задница в тепле. Вот, современное потребительское общество и система образования формируют такое отношение к Родине. Православная школа – это единственная на данный момент сохранившаяся, реально действующая модель, которая знает, как формировать национальную идентичность. Если вы создадите для нее равные условия, и таких школ станет много, если будет отработан и облегчен механизм для их массового открытия, если эти школы будут бесплатные, я уверяю вас, люди начнут голосовать ногами. Они просто побегут из того социального ада, который устроен сейчас в массовой государственной школе, а там буквально социальный ад. К нам регулярно приходят оттуда дети, их приводят родители. Они мне рассказывают, что там происходит, каким образом сейчас это все обрушено. Мы хотя бы получим хоть какой-то процент молодежи, серьезный процент населения, который начнет возвращаться назад, на Родину. А что с современной молодежью? Я просто не представляю себе, когда будет «час икс», каким образом она себя проявит. Надеюсь, что да, может быть, гены, все-таки что-то там проснется, может, влияние семьи, еще что-то в ответственный момент перевесит. Но это очень неустойчивая позиция и ставка. 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.