М. Александров: Сегодня в Азербайджане важное событие – проходит референдум по внесению поправок в Конституцию.
В принципе, там на референдум вынесено несколько поправок, но главные, на мой взгляд, это две поправки. Первая, менее важная, это положение о том, что в период военных действий президентские выборы не могут проходить, то есть они должны быть отложены до окончания войны. Довольно странная поправка в Конституцию с учетом того, что Азербайджан в настоящее время не находится в состоянии войны – с Арменией заключено перемирие, с Нагорным Карабахом тоже. Военные действия не ведутся. Что означает эта поправка? Можно предположить, что это своеобразная форма давления на Армению, то есть рассматривается вопрос о возможности возобновления боевых действий. То есть уже на конституционном уровне подтверждается возможность войны. А с кем она может быть? Не с Россией или с Ираном. Значит, естественно, рассматривается возможность войны с Нагорным Карабахом, и вероятность этой войны даже отражена в Конституции. Это такой, я считаю, очень нехороший сигнал международному сообществу о том, что Азербайджан продолжает рассматривать войну как возможный способ решения разногласий с Нагорным Карабахом и с Арменией.
Но главная поправка, конечно, не в этом. Главная поправка – об отмене ограничений на избрание Президентом Азербайджана одного лица более двух раз. Такая норма существовала в конституциях многих стран постсоветского пространства. Взято это из американской Конституции по понятным причинам, – чтобы не допустить узурпации власти одним лицом. Эта поправка, в принципе, неплохо работала, но, к сожалению, в большинстве стран постсоветского пространства эта поправка была сведена на нет. Были проведены референдумы, и она была отменена. То есть Азербайджан в данном случае пошел по пути других авторитарных режимов постсоветского пространства, потому что еще несколько месяцев назад все думали: вот, прошли вторые выборы Президента, Алиев на этих выборах одержал победу, и все думали, не одержит он победу или нет, потому что это было совершенно очевидно, что он одержит победу, а думали о том, как же на следующий срок, как будет решаться проблема второго срока. Некоторые даже выдвинули экзотическую идею, что Алиев назначит своим преемником собственную жену. Но я изначально испытывал скептицизм по поводу такого сценария, и исходил из того, что, скорее всего, Алиев пойдет по проторенной дорожке других постсоветских государств авторитарного типа, которые просто отменили указанное положение Конституции, и позволили одному человеку избираться много раз.
И в условиях Азербайджана вполне естественно предположить, что теперь Алиев обеспечил себе пожизненное президентство, как и во многих авторитарных странах не только постсоветского пространства, но и Северной Африки, Ближнего Востока. Таким образом, тут ничего нового нет, а поправка в значительной степени показывает, в каком направлении эволюционирует Азербайджан. То есть последние выборы Президента, которые проходили совершенно в отсутствии какой-либо политической конкуренции, уже засвидетельствовали формирование такого мощного авторитарного режима, который, кстати говоря, получил на этих выборах поддержку Запада, поскольку Запад фактически не критиковал выборы, не критиковал их результаты. Это дало режиму Алиева своеобразный карт-бланш на то, чтобы быстренько провести конституционные изменения и отменить поправку об ограничении на два срока. Я думаю, никто не сомневается в результатах референдума: поправки будут внесены в Конституцию, и задуманный сценарий консолидации авторитарной политической власти в Азербайджане будет реализован.
По оценкам многих экспертов, это не улучшит политическую ситуацию в Азербайджане, будет подталкивать политическую оппозицию, скорее, к подпольному роду деятельности, приведет к дрейфу радикальных оппозиционных кругов в сторону исламского фундаментализма, исламского экстремизма и терроризма. И последние выборы в Азербайджане показали, что исламское террористическое подполье живо. Они провели там два террористических акта в преддверие президентских выборов и, видимо, по мере свертывания демократических прав и свобод, укрепления авторитарного режима такая террористическая борьба на территории Азербайджана будет усиливаться.