×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/mify-v-sovremennoy-politike-ili-budet-li-budushchee-u-ukrainy-posle-19-dekabrya-2011-goda/
Новости
15 мая
14 мая
13 мая
8 мая
7 мая
6 мая
3 мая
Мифы в современной политике или будет ли будущее у Украины после 19 декабря 2011 года?
16:23, 19 декабря 2011  
53
0

Одной из специфических и наиболее ярких тенденций в современной геополитике является дезинформация, заведомо искаженная подача информации с целью формирования общественного мнения и влияния на умы граждан многих государств мира.

Среди наиболее распространенных дезинформационных мифов – «дешевизна» и «выгодность» кредитов от МВФ; неоспоримое преимущество либерализма перед протекционизмом; всемирность и спонтанность нынешнего экономического кризиса; важность постоянного реформирования всех отраслей экономики и других сфер жизнедеятельности человека.

В случае с Украиной добавляется еще один миф с тяжелыми последствиями для народа и государства: евроинтеграция, как способ решения всех экономических и политических проблем.

Евроинтеграция, в ущерб развитию взаимодействия со странами СНГ, несмотря на смену руководства страны, на Украине остается самоцелью. Именно этот миф наиболее опасен для будущего Украины, а до его реализации остаются считанные дни. Намеченное на 19 декабря 2011 подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, а также создание Зоны свободной торговли Украины и ЕС может окончательно похоронить надежды на восстановление украинской экономики.

Евроинтеграционный миф на Украине приобрел черты государственной политики и декларируется властями, как «национальная идея». В качестве обоснования реалистичности приводятся не математические расчеты и статистические сведения, а лозунги, напоминающие сказки о загробной жизни, как будто достоверную информацию о ситуации в «раю», которую никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Впрочем, попав в европейский «рай», вернуться оттуда будет также сложно, как и из потустороннего мира.

Однако, существуют объективные цифры и факты, которые позволяют дать объективную оценку и спрогнозировать очевидные последствия принятия решения Украиной о выборе интеграционного вектора.

Например, сейчас принято рассуждать о «глобальном экономическом кризисе». Анализируются его фазы, составляются прогнозы продолжительности его волн. В нынешнем мире, охваченном процессами глобализации, кризис затрагивает практически все страны, в большей или меньшей степени. Однако, важно обратить внимание на эпицентр этого кризиса, откуда именно он исходит.

Рост ВВП стран (%) (по статистическим данным ЦРУ, cia.gov)

Страна

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Место в рейтинге среди 215 стран и территорий, учитываемых в анализе по методике ЦРУ

Арабские страны, в которых были организованы перевороты или попытки переворотов в 2011 г.

Египет

7,2

4,7

5,1

68

Тунис

4,5

3,1

3,7

106

Иордания

7,6

2,3

3,1

122

Сирия

4,5

6

3,2

119

Йемен

3,6

3,8

8

18

Ливия

2,3

-2,3

4,2

91

Страны G-7, некоторые европейские страны и Европейский Союз в целом

США

0

-2,6

2,8

127

Канада

0,5

-2,5

3,1

123

Великобритания

-0,1

-4,9

1,3

165

Германия

0,7

-4,7

3,5

109

Франция

0,1

-2,5

1,5

161

Италия

-1,3

-5,2

1,3

163

Япония

-1,2

-6,3

3,9

100

Испания

0,9

-3,7

-0,1

190

Греция

1

-2

-4,5

211

ЕС

0,6

-4,1

1,8

153

Прибалтийские государства, бывшие республики СССР – члены ЕС и Украина

Эстония

-5,1

-13.9

3,1

120

Латвия

-4,2

-18

-0,3

191

Литва

2,9

-14,7

1,3

164

Украина

1,9

-14,8

4,2

88

Страны БРИКС и Таможенного союза

Россия

5,2

-7,8

4

99

Казахстан

3,2

1,2

7

37

Беларусь

10,2

0,2

7,6

24

Китай

9,6

9,2

10,3

6

Индия

6,2

6,8

10,4

5

ЮАР

3,6

-1,7

2,8

129

Мир в целом

2,7

-0,8

4,9

Из такой таблицы видно – ситуация в наиболее развитых странах хуже, чем в странах БРИКС и значительно хуже, чем в тех странах, где были организованы перевороты и смены режимов. Конечно же, ВВП – не единственный показатель, по которому можно получить достоверную информацию о реальной ситуации в экономике страны. Но показатель достаточно важный.

Также важен такой показатель, как внешний долг. И, в первую очередь не в абсолютном выражении, а в соотношении с ВВП. Правда, важно и то, кто кому должен: то, что позволительно «кесарю», не разрешено «слесарю». И если в Греции 184% долга от ВВП являются одной из причин фактического дефолта, то 3905% внешнего долга от ВВП в Люксембурге не вызывают паники у населения и руководства страны, также, как и 423% у Великобритании.

Внешний долг по состоянию на 31.12.2010. (по статистическим данным ЦРУ, cia.gov)

Страна

Внешний долг, в процентах от ВВП

Государственный внешний долг в млрд. долл.

Место в рейтинге среди 215 стран и территорий, учитываемых в анализе по методике ЦРУ, в т.ч. ЕС.

Арабские страны, в которых были организованы перевороты или попытки переворотов в 2011 г.

Египет

16

4,7

65

Тунис

48

21,47

61

Иордания

27

7,3

79

Сирия

13

7,64

100

Йемен

21

5,59

19

Ливия

8,6

6,4

92

Страны G-7, некоторые европейские страны и Европейский Союз в целом

США

100

14400

2

Канада

70

1100

14

Великобритания

423

9500

3

Германия

157

5400

5

Франция

198

5100

4

Италия

117

2400

7

Япония

48

2600

6

Испания

170

2400

8

Греция

184

560

20

ЕС

101

16080

1

Прибалтийские государства, бывшие республики СССР – члены ЕС и Украина

Эстония

116

16,39

73

Латвия

167

40

62

Литва

91

33

64

Украина

81

110

38

Страны БРИКС и Таможенного союза

Россия

27

460

22

Казахстан

69

96

37

Беларусь

40

22,13

67

Китай

9

529

23

Индия

16

252

28

ЮАР

13

45

41

Мир в целом

96

60470

Из этой таблицы видно, что в странах ЕС долг значительно превышает критическую отметку в 60% от ВВП, тогда, как в странах ТС этот показатель значительно ниже, чем на Украине.

Так на какие показатели ориентируются в руководстве Украины при выборе «вектора интеграции»?

И вот здесь снова возвращаемся к вопросу о достоверности информации, на основании которой делаются выводы, прогнозы и принимаются решения.

Мало того, что это самоубийственное решение (для украинской экономики в целом, а для тех немногих оставшихся в живых высокотехнологичных отраслей, в первую очередь) остается неизменным, так оно даже не получило никакого объяснения со стороны «ответственных» за сталкивание Украины в европропасть.

Еще в июле этого года международное агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг Ирландии до уровня Ba1, который относится к спекулятивной, или «мусорной» категории.

В ноябре этого года международное рейтинговое агентство Fitch понизило кредитный рейтинг Португалии до ВВ+ с ВВВ- с негативным прогнозом.

Безработица в Испании достигла 21%, это максимальный показатель среди развитых стран.

Италия вместе с Испанией входит в список стран PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция, Испания), который обозначает зону распространения долгового кризиса.

Италия находится на грани дефолта. И если он случится, то это будет означать крах евро.

Одна из основных задач, которая решается в ходе нынешнего финансового кризиса в Европе – принуждение Евросоюза к обращению за внешним заимствованием, т.е. к МВФ. По сути, доведение многих стран зоны евро до состояния близкому к дефолту вынуждает их обращаться к кредитованию от МВФ, что благоприятно скажется на финансовом состоянии США и переложит часть экономических проблем США на плечи Евросоюза.

Если принятие таких решений, как выбор вектора интеграции влияет не только на уровень жизни «узкого круга ограниченных лиц», а на благосостояние всего народа, то, в таких случаях, очевидно, стоит предоставлять населению более точную и достоверную информацию о том, что его ждет в каждом случае определения «вектора международной интеграции».

Например, в открытой печати невозможно найти список изъятий – т.е. список тех украинских товаров, на которые не будут распространяться правила Зоны свободной торговли с ЕС. Это действительно важная информация. Из «кругов, близких к осведомленным» известно, что нам разрешили беспрепятственно поставлять в ЕС пальмовое масло, цитрусовые и бананы. Огромное спасибо за это. Но, товары, производимые на Украине, и каким-либо образом способные составить конкуренцию европейцам попадают в пресловутый список.

Хотелось бы услышать подтверждение или опровержение подобных утверждений.

Было бы справедливо ознакомить население страны со «списком изъятий» до того, как будут приняты окончательные решения и поставлены подписи под евроинтеграционными документами.

Из достоверных источников известно, что он содержит 400 наименований.

Совершенно не понятны причины закрытости такой информации. Она станет известна широкому кругу, однако это будет уже после оформления всех международных документов.

Один из наиболее активных идеологов «евроинтеграции» Украины, уполномоченный к этому занятию Правительством, уверен, что «предыдущее соглашение СНГ о ЗСТ (1994 г.) базировалось на правилах, унаследованных от Советского Союза. На тот момент мы были ближе друг другу по многим моментам регулирования. Дальше каждая страна развивалась по-своему»[1].

Очевидно, предполагается, что Украина сегодня намного ближе к ЕС, чем к странам бывшего Союза? Да, усилиями еврофилов и штатолюбов за последние 20 лет много сделано для уничтожения экономических, технологических и прочих связей между бывшими союзными республиками. С упорством и вдохновением высокооплачиваемо выполняется Резолюция №120, утвержденная Палатой представителей США 4-го сентября и Сенатом США 18 сентября 1996 года: «Правительство Украины должно продолжать действовать в защиту своего суверенитета и других независимых государств бывшего Советского Союза, выступая против появления каких-либо политических или военных организаций, у которых мог бы быть потенциал в содействии реинтеграции государств бывшего Советского Союза»[2]. (выделено авт.)

И, тем не менее, именно благодаря не окончательно убитым связям на постсоветском пространстве все еще существуют некоторые высокотехнологичные отрасли на территории Украины. От Европы за все 20 лет мы не получили ни технологий (доступ к нашим они имеют), ни возможности сбыта своей технологичной и конкурентоспособной продукции на их рынках.

Вместо этого мы 20 лет слушаем, прислушиваемся и аккуратно выполняем все рекомендации по «осуществлению реформ».

Задача реформ – не достижение какого-то реального результата после их проведения. Задача всех проводимых последние 20 лет реформ – их перманентность. Они должны быть нескончаемыми. Прекращение «реформ» может привести к самовосстановлению системы и стабильному развитию. Если вы посадите дерево и будете каждый день выдергивать его из земли для проверки – как оно прижилось и пустило ли корни – на какой урожай вы сможете рассчитывать?

Наиболее четко заметен «прогресс» в результате реформ последних 20 лет в области образования и обороны.

За все годы «независимости» Украина не создала ничего принципиально нового, что воплотилось бы в серийном производстве. Максимум – это модернизация отдельных образцов техники на базе еще советских достижений. И это общая беда системы образования и научно-исследовательских учреждений и внешнеполитического ведомства. Раскрученный маховик распада, т.е. «реформирования» системы образования нынешнее руководство Минобразования и науки, молодежи и спорта Украины (МОНМСУ) может лишь попытаться приостановить – сделать что-либо большее не дают условия научно-производственной и законодательной среды за пределами его полномочий.

О состоянии обороны после 20-летних «реформ» вообще говорить не приходится. Наша армия в нынешнем состоянии, по разным оценкам, «непобедима» на 7-12%.

И реформы продолжают «углубляться», как говорил великий идеолог этого процесса М.С.Горбачев.

Но «евроинтегрологи» в восторге от своих достижений. Сравнивая соглашение о ЗСТ с ЕС и ЗСТ СНГ, отмечают наличие в первом случае такого раздела, как «Устойчивое развитие». Но ведь от слова «халва» во рту слаще не становится. И можно внести еще множество разных замечательных разделов: «Неминуемое процветание»; «Безвозвратный прогресс»; «Всеобщее богатство»… Бумага все стерпит. Готов ли народ терпеть этот утонченный сарказм вечно?

Также отмечается: в соглашении о ЗСТ с ЕС есть «…и социальные вопросы, и адаптация экологических стандартов, на что в соглашениях о свободной торговле старого типа никто никогда не обращал внимания».[3]

Очень верно подмечено. В соглашении ЗСТ СНГ нет этого. По двум причинам.

Во-первых, потому что у нас со странами СНГ во многом все еще совпадают стандарты. И это существенно экономит средства бюджета Украины. Это не значит, что у нас нет стандартов. Просто они НАШИ стандарты, совпадающие со стандартами других стан СНГ, не хуже, а иногда лучше европейских. Именно это и не устраивает работодателей отечественных евроинтеграторов.

Во-вторых… «Дьявол прячется в деталях». Эти детали, якобы не предусмотрены в документах о ЗСТ СНГ, но у кого-то вызывает глубокое удовлетворение их наличие в соглашении о ЗСТ с ЕС и это нужно цитировать дословно:

«Это и социальные вопросы, и адаптация экологических стандартов… Современные же соглашения без этого невозможны, так как торговля и производство влияют на окружающую среду. Но это меняет и условия конкуренции на рынке. Ведь если вы тратите средства на защиту окружающей среды, то себестоимость вашего товара уже будет другой. Как и в случае, если у вас социальный демпинг, то есть почти бесплатная рабочая сила. … В документе упоминаются и конвенции Международной организации труда, которые должны быть ратифицированы и внедрены в наше законодательство».

Оказалось, что мы не подходим по экологическим требованиям ЕС со своими автомобилями…

Цитата из того ж источника: «Украинский автомобиль не попадает на европейский рынок не потому, что он дорогой или у него на ходу отпадают колеса, а потому, что он не соответствует определенным экологическим требованиям».

Возможно, это чьи-то экологические требования не подходят нашей продукции? И не стоит ломиться в закрытые двери сегодня, а усилить взаимодействие с рынками, где нас принимают, как своих, где наши товары совпадают с «экологическими требованиями», где нам не нужно перестраивать свои стандарты?

Еще одна цитата: «Никто не требует, что все это должно быть сделано прямо сегодня. … У нас есть выбор: остаться во вчерашнем дне или сделать все, чтобы идти в ногу с Евросоюзом».

Вот только в дороге никто нашего ослика кормить не обещал, но требуют, чтоб он шел в ногу. Вот только с кем в ногу? Не слышно четкого строевого шага и в Евросоюзе.

Зато всеми этими «цивилизованными» требованиями соблюдения экологического и трудового законодательства можно оставить подавляющую часть товаров на пути из Украины в Европу.

Основной задачей для ЕС в деле «евроинтегрирования» Украины является совместное с МВФ доведение страны до банкротства вследствие увеличения объема ее внешнего долга до неподъемного и невозвратного состояния, с последующей приватизацией украинских черноземов, в качестве оплаты внешних долгов. Снятие эмбарго на продажу земли будет как нельзя кстати.

Этим-то и объясняется проталкивание Закона, разрешающего продажу земли на Украине, чтоб удовлетворить интересы внешних кредиторов.

Переводя иезуитские тексты договоров, написанных европейцами, на человеческий язык, можно назвать вещи своими именами: Европа всегда найдет возможность держать украинские товары за пределами своих рынков или впускать их в безвредных для себя гомеопатических дозах, пользуясь придуманными ими нормами и требованиями трудового и экологического законодательства.

Итак, куда идет Украина?

Украина рвется в организацию, где все правила были установлены до нее, без нее и не для нее. На что Украина может рассчитывать в организации, которая нуждается в списании 6 трлн. евро, чтоб уровень ее внешнего долга лишь вернулся к докритическому уровню в 60% от ВВП? На помощь? На рынки сбыта?

Такие страны ЕС как Греция, Португалия, Ирландия, Испания и Италия по существу уже являются банкротами. Да и сама Украина находится на 6-м месте среди 18 стран, которым могут объявить дефолт – этот факт окончательно добивает всяческие, даже гипотетические мотивы инвестировать на Украину.

Уровень безработицы в ЕС превысил критическую отметку в 10%. По опросам населения Испании подавляющее большинство испанской молодежи хотели бы уехать из страны, т.к. в самой Испании они не могут найти работу.

Нехватка ресурсов в Европе будет проявляться все жестче, особенно после закрытия очередных энергоблоков атомных станций во Франции, Германии, других странах.

По расчетам Минэкономики Украины, создание ЗСТ с ЕС приведет к уменьшению объема ВВП на 0,42%; увеличение совокупного экспорта на 3,1% (+2,32 млрд. долл.) ничего не даст, т.к. увеличение импорта составит 6,7% (+5,21 млрд. долл.); производство машин и оборудования сократится на 6,71% (-16,24 млрд.долл.); производство в химической отрасли, резиновых и пластмассовых изделий сократится на 4,99% (-5,66 млрд. долл.); количество занятых уменьшится на 32,4 тыс.чел.

И ради такого европейского «счастья» мы отказываемся от «каких-то» 3 млрд. долл. в год в виде отмены Россией экспортных пошлин на нефть в случае присоединения к Таможенному союзу. А также – от 490 млн. долл. в год из–за отмена экспортных пошлин на нефтепродукты; 4,6 млрд. долл. в год за счет снижения цен на газ до уровня российских внутренних цен; увеличения украинского экспорта в РФ минимум на 670 млн. долл. в год за счет отмены действующих в двусторонней торговле российских защитных мер. Плюс — компенсация Украине за возможные санкции со стороны ВТО – 1,9 млрд. долл. (гипотетические санкции, которых вполне можно избежать)[4]. Но, кроме этого и в результате этого снизилась бы себестоимость украинской продукции, увеличился бы экспорт, и отпала бы необходимость в новых кредитах МВФ.

Поскольку реальное продвижение украинских товаров на рынки ЕС, даже в случае создание ЗСТ с ЕС требует достаточно продолжительного времени – пока украинские товары не будут соответствовать всем требованиям их экологического и трудового законодательства, существовал т.н. компромиссный вариант – перспективное вступление в ЕС через интеграцию в ТС. Почему же этот вариант вообще исчез из списка возможных? Ведь именно в этом случае РФ и страны ТС были готовы предоставить преференции Украине, по ее же требованию, о выравнивании стартовых позиций. В отличие от ЗСТ с ЕС, в случае с Таможенном союзом, Украина имеет возможность влиять на правила и условия сотрудничества. В первую очередь нужно спасти украинскую экономику, а потом решать – стоит ли интегрироваться в ЕС. Если этот Союз к тому времени еще будет существовать.

Важный факт: товарная структура украинского экспорта, идущего на внутренний рынок РФ, практически полностью соответствует структуре совокупного импорта России. А о глубокой экономической интеграции со страной, обладающей 40% мировых полезных ископаемых, можно только мечтать! И все еще, предприятия Украины и России участвуют во многих общих технологических и производственных процессах в качестве партнеров, поставщиков, смежников. Невзирая на все усилия по реализации ранее упомянутой «Резолюции № 120».

Некоторые отечественные интеллектуалы, отягощенные тяжеловесными титулами и статусами, пытаются добавить остроты ощущений, запугивая население ужасами утраты суверенитета в случае усиления интеграции в восточном направлении: «присоединение к Таможенному союзу предусматривает передачу полномочий по формированию внешнеэкономической политики в компетенцию наднациональной структуры».[5]

Очевидно, после такого откровения среднестатистический патриот Украины должен забеспокоиться и начать писать транспарант: «Руки прочь от Украины».

К сожалению, приходится опускаться до напоминания элементарных истин из курса «международной экономики»: участники таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Что выражается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат – и в этом проявляется «наднациональность». В то же время, евроагитаторы лукавят, постоянно забывая, о том, что как раз реализация их мечты – членство в ЕС, значительно ограничит такую самодостаточную для них ценность, как «государственный суверенитет». Ведь они настаивают, чтобы даже в Соглашении об ассоциации с ЕС было упоминание о «последующем полном членстве в ЕС». А, ведь, в ЕС многие решения, принятые большинством голосов, обязательны к исполнению даже членами, голосовавшими против, невзирая на «суверенитет».

Очевидно, Украина пытается купить билет на «Титаник», пока он еще не утонул окончательно.

Некоторые последствия для Украины от:

Создания ЗСТ с ЕС

Участия в ТС

Увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, «соучастие» в нынешних проблемах ЕС.

Восстановление традиционных научных и производственных связей на постсоветском пространстве.

Неизбежность обращения к МВФ за новыми кредитами.

Рост импорта (+6,7%) значительно выше роста экспорта (+3,1%).

Возможность получить экономию до 9 млрд. долл. в первый же год после вступления в ТС за счет снижения цен на газ для Украины и отмены таможенных пошлин РФ при экспорте нефти и нефтепродуктов в Украину.

Увеличение количества безработных в целом по стране на 32 тыс. человек.

Создание новых рабочих мест вследствие возобновления работы многих предприятий, производящих продукцию для стран ТС. Сокращение безработицы.

Общее падения объема ВВП на 0,42%

Возможный рост ВВП до 15%.

Падение производства машин и оборудования на 6,71%

Восстановление жизнеспособности высокотехнологичных отраслей промышленности.

Потеря самостоятельности в принятии решений в области внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности.

Укрепление позиций на мировых рынках и усиление политического веса, как члена мощного экономического объединения.

Сомнительно, чтобы вышеизложенная информация не была известна Президенту Украины. Вряд ли настолько аккуратно его оберегают его же советники от негативной, но объективной информации. Вряд ли умышленно снабжают дезинформацией. Если все же не достаточно осведомлен, то в чем причины такой ситуации. А если Президент все знает… Хотелось бы его спросить о планах на 19 декабря 2011 года – будет ли участвовать в пафосном предательстве под названием «парафирование Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом на саммите Украина-ЕС». Или все-таки возобладает подход государственного деятеля, думающего о будущем народа, а не политика, думающего лишь о ближайших выборах.



[1] Валерий Пятницкий: «Очень хочется, чтобы это соглашение состоялось». Татьяна Силина «Зеркало недели. Украина» №39, 28 октября 2011.

[2] The Ukrainian Weekly, No.41, October 13, 1996.

[3] Валерий Пятницкий: «Очень хочется, чтобы это соглашение состоялось». Татьяна Силина «Зеркало недели. Украина» №39, 28 октября 2011.

[4] Евроинтеграция: возможны варианты. В.Мунтиян. 2000. №35 (571) 2-8 сентября 2011г.

[5] «Надто багато політики шкодить торгівлі». Урядовий кур’єр. 12 листопада 2011 року, №211, с.6.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

16 мая 2024

Что делать? 1. Пересмотреть Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг. Принять Стратегию. В основе Стратегии должно быть понимание ближних и дальних, долгосрочных целей миграционной политики. Исходить из того, что миграция трудовых ресурсов в Россию – вынужденная на …

15 мая 2024

Предположения о том, что Москва якобы предлагала Еревану полностью вывести своих пограничников с территории Армении, не соответствуют действительности, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Не соответствуют действительности предположения о том, что российская сторона якобы предлагала полностью вывести своих пограничников …

27 апреля 2024

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы в пограничных пунктах пропуска предпринимают попытки завербовать граждан России и Белоруссии. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов. «В действующих пунктах пропуска со стороны государств Балтии ужесточены контрольные мероприятия в отношении граждан …


Ваш браузер устарел! Обновите его.