×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/mestnye-vybory-v-belorussii-kak-imitaciya-demokratizacii/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Местные выборы в Белоруссии как имитация демократизации
13:06, 4 мая 2010  
67
0

В Белоруссии подведением официальных итогов завершилась избирательная кампания в местные советы. Глава государства Александр Лукашенко определял её как подготовительную к «самой главной и самой тяжелой» президентской гонке 2011 года. По сведениям Центризбиркома Республики Беларусь в местные советы всех уровней (районные, городские, областные) было избрано 21288 депутатов, из которых более половины (11186) стали народными избранниками повторно.

При этом из многотысячного депутатского корпуса только порядка 300 народных избранников прошли от политических партий. Из них почти все представляют пропрезидентские партии: 262 члены Коммунистической партии Белоруссии, 28 — Белорусской аграрной партии, 6 — Республиканской партии труда и справедливости, 2 — Белорусской социально-спортивной партии, 1 — Либерально-демократической партии Белоруссии. Фактически от оппозиции был избран всего один депутат – от Белорусской партии левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов Белорусская). Конечно, несколько кандидатов, членов оппозиционных партий, боролись и прошли в советы, не афишируя свою партийную принадлежность.

В любом случае такие чрезмерно скромные партийные достижения являются лишним подтверждением апатии и крайне низкого интереса современного белорусского общества к политическим партиям как таковым. Очевидно, основная масса населения не верит лидерам и лозунгам политических организаций и никак не связывает преодоление трудностей и проблем, которые испытывает в повседневной жизни, с реализацией партийных программ. Оппозиционным партиям пока так и не удалось стать центрами аккумуляции социального недовольства, критических настроений и негативных эмоций, вызываемых политикой властей, объединить на этой основе какие-либо группы электората (на что они безусловно рассчитывали). Оппозиция, как показали местные выборы, не смогла склонить на свою сторону симпатии граждан республики, укрепить авторитет и влиятельность собственных партийных структур. Исследование всех причин внепартийности белорусских граждан требует отдельного рассмотрения, но действительность именно такова.

Следует отметить, что прошедшая избирательная кампания, несмотря на наличие двух десятков безальтернативных округов, в целом отличалась определенной состязательностью кандидатов в крупных городах. В некоторых городах на одно депутатское кресло приходилось от 2 до 4 его соискателей.

Особенностью завершившейся избирательной кампании является участие в ней в качестве соискателей депутатских мест значительного количества молодых людей в возрасте от 21 до 30 лет. Часть из них негласно поддерживалась БРСМ. Из этой возрастной категории депутатами стали 1097 человек. В масштабах республики это конечно не много, но зато в большинстве своем эти молодые люди имеют целый ряд несомненных достоинств. Каждый из них или учится в высшем учебном заведении, одновременно работая и оплачивая собственное обучение (в «социально-ориентированной» РБ практически отсутствует бесплатное высшее образование), или уже имеет свое коммерческое дело, или относится к разряду успешных сотрудников предприятий и учреждений различных форм собственности. Они — целеустремленные молодые люди, которые сами строят свое будущее, а значит, смогут взять на свои плечи и ответственность за будущее сограждан.

Как известно, накануне выборов в белорусское избирательное законодательство был внесен ряд изменений, создающих правовые предпосылки для более свободного и прозрачного избирательного процесса. Действительно, нынешняя кампания проходила более оживленно, чем предыдущие подобного уровня при правлении Лукашенко, хотя ожидалось нечто большее. Практически не было предвыборных митингов и уличных пикетов. Эти наиболее наглядные формы агитации не пользовались популярностью у кандидатов в депутаты местных советов.

Что касается прозрачности процесса голосования, то здесь есть основания высказать существенные замечания. По действующему законодательству треть состава избирательных комиссий должна формироваться из представителей общественных организаций и политических партий. Формально так и было. Однако «общественность» в составе избирательных комиссий в подавляющем большинстве своем была представлена лояльными правительству «Белой Русью», Белорусским республиканским союзом молодежи, Белорусским союзом женщин и Белорусским общественным объединением ветеранов. Независимое же от властей «гражданское общество» оказалось вне избирательных комиссий. Избирательная «вертикаль» так и не стала политически нейтральной, отдавая предпочтение кандидатам из т.н. «административного списка».

Особенно активно пресловутый административный ресурс традиционно использовался властями при проведении досрочного голосования, которое началось за неделю до официальной даты выборов. Руководители учебных заведений и государственных учреждений настоятельно предлагали учащимся и подчиненным посетить, в том числе и в учебное, рабочее время, свои предвыборные участки. И, естественно, что находилось немало желающих это сделать.

Несколько лучше обстояли дела с наблюдением за выборами. Здесь каждый кандидат в депутаты, зарегистрированные общественные объединения и партии, а также группы граждан могли направить своих представителей для наблюдения за выборами. Что касается международного наблюдения, то, как заявила председатель и ветеран ЦИК РБ Лидия Ермошина, подобная категория наблюдателей на местные выборы обычно не приглашается. В нынешней кампании в качестве таковых выступали небольшая по численности группа сотрудников зарубежных дипломатических миссий, аккредитованных в Белоруссии. Трудно даже представить, что несколько дипломатов, получивших удостоверения «краткосрочных» наблюдателей в самый последний момент, могли разобраться и осуществить полноценный мониторинг процесса голосования на всей территории РБ.

Итак, произведенная под давлением евроструктур частичная либерализация избирательного законодательства в определенной степени оживила кампанию по выборам в местные советы депутатов. Предвыборной «гонкой» это назвать было нельзя, но в обществе определенно возрос интерес к местным выборам, что сказалось и на явке избирателей. Конечно, официально оглашенная Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов РБ цифра явки в 72,5% представляется явно завышенной, по оценке на участки для голосования пришла половина электората, но для местных выборов это вполне приемлемый результат.

В общем, выборы в местные советы прошли так, как и планировали власти. Они еще раз показали, что никакой программы глубоких демократических реформ у президентской администрации нет, политический курс остается прежним. Свои внутренние задачи окружение главы государства, похоже, решило, что нельзя сказать про внешние. 29 апреля Парламентская Ассамблея Совета Европы «приостановила контакты с Белоруссией на высоком уровне», обосновав, в частности, свое решение непрозрачностью прошедших выборов в местные советы. Президенту РБ Александру Лукашенко в очередной раз дали понять, что никакая демократизация сама по себе и уж тем более имитация последней Запад никак не устроит. Ему нужно, чтобы нынешняя белорусская власть собственноручно создала условия для перераспределения властных полномочий в пользу оппозиционных политических структур, ориентирующихся на Брюссель.

Выборы в местные советы дают также основание сделать вывод о том, что реформаторский лагерь в Белоруссии остается крайне слабым и малочисленным, не способным к консолидации и взятию на себя социальной ответственности. Оппозиционные структуры довольно вяло боролись за овладение общественным сознанием, а их попытки его демифологизации сплошь и рядом приводили к появлению, пусть альтернативных официозным, но тоже мифам, к насаждению политических иллюзий. Для подавляющего большинства белорусских граждан время для осознания необходимости немедленных преобразований в государственном устройстве и политике еще не наступило. Политических партий и общественных организаций, видящих в России гаранта осуществления таких новаций, связывающих с её покровительством собственные планы и интересы в Белоруссии по-прежнему нет.

Отдел Белоруссии Института стран СНГ



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 июня 2025

Взаимный товарооборот между Россией и Беларусью за последние пять лет увеличился в 1,8 раза, сообщила председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. На встрече с руководителями государственных органов обеих стран она отметила, что прошлогодний рекордный объем торговли составил 4,6 трлн руб. «Мы …

24 июня 2025

В «дорожную карту» развития евразийской экономической интеграции до 2030 года и далее планируется включить около 400 мероприятий. Об этом заявил министр экономики Белоруссии Юрий Чеботарь. По его словам, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вместе с государствами-членами ЕАЭС разрабатывает план мероприятий по …

20 июня 2025

 Минск и Москва в рамках Союзного государства делают ставку на реализацию совместных программ в сфере промышленной кооперации. Об этом было завялено во время встречи министра экономики Белоруссии Юрия Чеботаря с замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрием Вольвачем и госсекретарем Союзного государства Сергеем …


Ваш браузер устарел! Обновите его.