×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/mejdunarodnaya-sistema-regionalnye-izmeneniya-i-vneshnyaya-politika-islamskoy-respubliki-iran/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
«Международная система, региональные изменения и внешняя политика Исламской Республики Иран»

Об участии в тегеранской конференции: общие выводы  

Конференция «Международная система, региональные изменения и внешняя политика Исламской Республики Иран (ИРИ)» проходила 2-3 марта в Университете Алламех Табатабаи (Allameh Tabataba’i University) в Тегеране. Это одна из ведущих организаций по проведению исследований в странах Ближнего и Среднего Востока. В этой конференции приняли участие порядка 40 иранских и иностранных экспертов (Россия, Украина, Индия, Турция, Афганистан, Ливан и Германия).

При открытии конференции выступили профессор Хоссейн Салими, президент Университете Алламех Табатабаи; Мехди Санаи, посол ИРИ в РФ; доктор наук Хусейн Амир Абдоллахиан, заместитель министра иностранных дел ИРИ по делам Арабского мира и Африки; Андрей Медведев, генеральный директор Центра политических технологий «ПолитКонтакт» (соорганизатор конференции»); доктор наук Владимир Евсеев, заведующий отдела Кавказа Института стран СНГ; и доктор наук Джахангир Карами, член научного совета Института изучения Ирана и Евразии (IRAS) и заведующий кафедрой россиеведения Тегеранского университета (представитель соорганизатора конференции»).

В своем выступлении я обратил внимание на то, что российская и иранская стороны по-прежнему плохо

понимают друг друга и часто находятся в плену взаимных упреков и различной интерпретации исторических событий. Помимо этого, часть наших правящих элит выступает против любого улучшения отношений между РФ и ИРИ. Так, в Тегеране все еще надеются, что с ИРИ сразу снимут все санкции, что позволит прийти в страну передовым западным технологиям и дешевым кредитам. Однако, в силу множества причин, это невозможно. Скорее всего, этот процесс займет от 10 до 15 лет. Подобное будет происходить и в отношении России, так как в ближайшие годы украинский кризис в принципе не может быть разрешен. Это должно способствовать сближению между нашими странами, но после лишения нынешних завышенных ожиданий в отношении США и Запада в целом.

Кроме того, в третьей секции конференции сделал доклад «Роль российско-иранского сотрудничества в формировании новой системы региональной безопасности». В своем докладе я обосновал необходимость для Москвы и Тегерана выступить в качестве локомотива при формировании на Ближней и Среднем Востоке, включая Центральную Азию и Южный Кавказ, новой системы региональной безопасности, лишенной блоковой структуры. При этом для разрешения существующих кризисов РФ и ИРИ должны находить партнеров. Для Южного Кавказа в таком качестве может выступить Турция, в Афганистане – Пакистан, а в Сирии – Египет. Это нашло серьезное понимание с иранской стороны. Как следствие, мое предложение было помещено в самом начале Итогового документа конференции.

Анализ сделанных в ходе конференции докладов, ответов на вопросы и частных бесед позволяет сделать следующие выводы.

1) США игнорируют региональные и национальные особенности расположенных на Ближнем и Среднем Востоке государств. Это повышает роль таких негосударственных игроков как палестинская группировка «ХАМАС», ливанское движение «Хезболла» и «Исламское государство».

2) При президенте Хасане Роухани характерными чертами региональной политики ИРИ стали прагматизм, поддержание баланса внешних сил и стремление сохранить нынешние государственные границы (максимально не допускать их распада). Проявлением этого стал нейтралитет Тегерана по украинскому кризису, так как Иран не хочет обострять отношения ни с Россией, ни с Украиной. Подобное имеет место и по отношению к Нагорному Карабаху, где, несмотря на тесные отношения с Ереваном, Тегеран выступает против сохранения статуса-кво. В противном случае неизбежно ухудшение отношений между Ираном и Азербайджаном.

3) Как считают иранские эксперты, помимо России на постсоветском пространстве нужна третья сила, способная обеспечить стабильность расположенных там государств. В качестве такой силы мог бы выступить Китай. Но после отстранения от власти Виктора Януковича на Украине Пекин стал сворачивать в регионе свое экономическое сотрудничество, в том числе на Украине. Исключением для этого стала только Центральная Азия, которая уже сейчас находится в сильной экономической зависимости от КНР. По их мнению, в качестве такой третьей силы могли бы выступить Турция и Иран.

4) В Тегеране полагают, что религия является основой общества и его идентичности. Это может служить основой для решения региональных проблем на основе баланса интересов. Этот фактор препятствует осуществлению в ИРИ цветной революции.

5) Иран выступает за многополярность на региональном уровне. При этом ставка делается на расширении не шиитского, а светского влияния. Опираясь же на региональные державы, иранцы считают возможным сдержать на Ближнем и Среднем Востоке внерегиональных игроков (в первую очередь – США). Американцы, со своей стороны, стараются максимально ослабить взаимодействие между региональными державами.

6) США как морская держава стараются блокировать коммуникации РФ и КНР. Это проявляется в так называемой войне трубопроводов, когда американцы пытаются установить контроль над местами добычи и транспортировки углеводородного сырья.

7) В отношении Тегерана Вашингтон проводит политику сдерживания на основе ограничения ресурсов ИРИ. При этом американцы понимают, что деятельность Тегерана в ядерной области может быть только приостановлена. Поэтому сейчас, в рамках переговоров Ирана с представителями международных посредников по урегулированию ядерного кризиса, решается вопрос о том: будут ли антииранские санкции отменены или приостановлены. Однако, на самом деле, ныне могут быть отменены только такие санкции со стороны ЕС.

8) Индия входит в Движение неприсоединения, поэтому она не может дружить с Ираном против кого-либо. Как следствие, в Дели хотят выстраивать отношения и с Тегераном, и Вашингтоном и Тель-Авивом одновременно. Причем индусы не понимают, почему им до сих пор не разрешили открыть Культурный центр в Тегеране, хотя такой центр имеет, например, Франция. Недопонимание у обеих сторон вызывает и ситуация с газопроводом в Индию. Так, индусы не хотят покупать дорогой иранский газ и считают, что прохождение указанного трубопровода через нестабильный Пакистан требует страхования соответствующих рисков.

Казахстан поддерживает вступление в Евразийский экономический союз Ирана, чтобы уравновесить в этой организации российское влияние. Причем в Астане серьезное беспокойство вызывает процесс вытеснения с казахстанского рынка национальных товаров со стороны РФ. Однако подобное имеет место и в отношении российских товаров. В частности, такое имеет место за счет дешевой казахстанской водки. Все это серьезно сдерживает процесс евразийской интеграции.       



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

16 июня 2025

Военный эксперт Владимир Евсеев в программе «Мнение» оценил эффективность западных систем ПРО в ситуации международного конфликта. «С учетом ирано-израильского противостояния, создание систем противоракетной обороны имеет чрезвычайно высокую актуальность. Но при этом на Западе должны четко понимать, что никакой эффективной защиты …

9 апреля 2025

США проведут прямые переговоры с Ираном в попытке сдержать ядерную программу этой страны. Причём военные Ирана готовятся к агрессии США – Трамп пригрозил бомбардировками в случае, если не удастся достичь договорённостей. На встрече с Нетаньяху, который прилетал в Вашингтон, Трамп …

3 апреля 2025

Военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев в эфире Украина.ру рассказал, от чего зависит проведение демобилизации в рядах ВС РФ, объяснил, какой будет буферная зона в российском приграничье и спрогнозировал дальнейшее движение фронта. …


Ваш браузер устарел! Обновите его.