Резонансное обращение Дмитрия Медведева к Виктору Ющенко от 12 августа хоть и рассматривается Москвой как «обращение исключительно к Президенту Украины», тем не менее, выводит российско-украинские отношения на принципиально иной уровень. По сути, российская сторона не только обозначила широкий круг проблем, которые с приходом к власти Ющенко систематически усугубляются, но также Кремль четко обозначил Брюсселю и Вашингтону, что проекта, подобного 2004 году больше не потерпит.
Что на самом деле несет в себе посыл Дмитрия Медведева? Не надо быть Нострадамусом, чтобы с огромной уверенностью предположить, что Виктор Ющенко на второй срок (даже при попытке тотальной фальсификации) переизбран не будет. Любой другой вероятный президент, будь то лояльный России Виктор Янукович, ситуативная Юлия Тимошенко или даже прозападный Арсений Яценюк таким откровенным русофобом не будет. И в Москве это знают, но, тем не менее, такое «антиющенковское» заявление на самом высоком уровне прозвучало.
Представители Евросоюза, в отличие от официального Киева, молниеносно отреагировали и назвали заявление Дмитрия Медведева ничем иным, как попыткой вмешаться в избирательный процесс суверенного государства. Впрочем, мнение Евросоюза, как и США, относительно российского ближнего зарубежья известно практически еще до начала любых намерений России, так как главный принцип здесь всегда один – то, что нарушает национальные интересы России, отвечает национальным интересам Запада. Однако обращение Президента России называть попыткой влияния на надвигающиеся выборы будет поверхностно и однобоко.
Начиная с 2000 года, Россия отошла от политики «личностного влияния» в странах СНГ, которая предполагала разделение политиков по линии «свой — чужой» и перешла на комплексное отстаивание своих национальных интересов. Это на себе прочувствовала до недавнего времени член СНГ Грузия в августе прошлого года, это на себе в определенной мере чувствует и Белоруссия, которая, часто спекулируя категориями «народного братства» систематически подставляет Россию на международной арене. Иными словами, лояльный лидер в том или ином государстве подходит лишь для ситуативного союза, но с изменением конъюнктуры все потуги (часто измеряемые миллиардами) могут рухнуть. В свое время на такой политике часто обжигался Советский Союз (Югославия – Броз Тито, Египет – Абдель Насер, Китай – Мао Цзэдун и др.), такой же политики придерживалась ельцинская администрация.
Стоит вспомнить, что российско-украинские отношения времен Леонида Кучмы вовсе не были безоблачными. Именно Кучма огласил намерение Киева о будущем вступлении в НАТО, и именно первое правительство Виктора Януковича проводило политику на сближение с альянсом. Скандал с убийством журналиста Гонгадзе и последующая западная изоляция Кучмы вынудила последнего на максимальное сближение с Москвой, но это была лишь вынужденная политика тогдашнего главы государства. И если та же Грузия этнически монолитна, а Белоруссия четырьмя областями против двух западных (Гродненской и Брестской) тяготеет к России, то с Украиной ситуация значительно серьезней. Ни один президент проводящий однобокую политику (Кравчук и Ющенко прозападную, Кучма после 2001 года пророссийскую) не способен продолжительное время удержаться у власти. А это говорит только о том, что Кремль уже окончательно осознал всю бесперспективность личностной поддержки какого-либо из кандидатов, если при этом не учитываются фундаментальные интересы России.
Таким образом, в заявлении Дмитрия Медведева можно четко прочесть – Украина в нынешней своей форме способна существовать только при следующих условиях:
1. Украина внеблоковая страна;
2. Украина федеративная страна;
3. Украина двуязычная страна (русский язык равен украинскому);
4.Украина православная страна (единство русской и украинской православных церквей);
5. Украина соглашается с присутствием флота России в Крыму.
Реакция официального Киева, вернее, полное отсутствие в первые дни вообще хоть какой-нибудь внятной реакции говорит о том, что:
А) Посыл Дмитрия Медведева был услышан;
Б) Киев в лице Виктора Ющенко действительно испугался, а попытки украинских СМИ представить молчание Ющенко как очередную «дипломатическую победу» выглядят, по меньшей мере, убого;
В) Кремль стоит на верном пути.
Фактически «пять пунктов Медведева» это послание будущему хозяину Банковой, которому так или иначе предстоит считаться (и не только на словах) с мнением России. В международной политике принцип права действует только среди равных и сильных игроков, а понятие «дружественные государственные отношения» и вовсе допустимы только для обывателя. Когда СССР сотрудничал с мировыми державами (Германией до 1939 года, Великобританией и США во время Второй мировой войны) добивался огромных международных успехов и значительного территориального расширения. Как только Советский Союз стал поддерживать «маленьких против сильных», его могущество ослабло, а сама держава развалилась. Похоже, Москва окончательно отошла от дружбы с «карликами», осознав, что с себе равными легче, удобней и самое главное, эффективней решать любые международные проблемы.