×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/maydan-eto-obman/
Новости
6 августа
4 августа
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
Майдан — это обман
30 ноября 2009
77
0

 

Сегодня мы уже можем дать оценку политическим событиям на Майдане. Вся активность Ющенко оказалась профанацией: население Украины раздроблено, экономическое развитие очень плохо, сближения с Европой не происходит, а отношения с Россией пытаются испортить неумелые политики.

Константин Затулин, директор Института стран СНГ:

За пять прошедших после Майдана (Оранжевой революции) лет стало окончательно ясно, что оранжевый цвет дискредитировал себя гораздо более высокими быстрыми темпами, чем красные. Уже в первые полгода правления Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, а тогда они были вместе, как президент и премьер, стало ясно, что даже в своем собственном кругу распределить власть и полномочия, договориться об общих целях и интересах, творцы и герои Майдана не в состоянии.

Сейчас они порознь борются на выборах будущего года с разными шансами на успех. Они, безусловно, выше у Юлии Тимошенко и совсем никчемные у Виктора Ющенко. Вот этот вот рейтинг Юлии Тимошенко достигнут за счет отказа от оранжевого цвета и от соседства в одной идеологической идейной нише с Виктором Андреевичем Ющенко. Только он, пожалуй, по-прежнему пытается в неприкосновенности сохранить ум 2004 года. Такое впечатление, что он, как и герои прошлого, Бурбоны, ничего не забыл и ничему не научился.

Сейчас модно говорить, что Майдан раскрепостил украинского гражданина, заставил его поверить в себя. Эти прекрасные слова говорятся в условиях, когда украинская экономика в самом тяжелом положении на всем пространстве СНГ. Когда официальные цели вступления Украины в Европейский Союз и вступление ее в НАТО на самом деле не состоялись. Когда вновь растет безработица и когда забыли уже о тех темпах экономического развития, которые Украина демонстрировала накануне «Оранжевой революции».

Раскол между востоком и западом Украины больше, чем когда бы то ни было. Винить в этом или благодарить за это можно как раз последовательного «оранжиста» Виктора Ющенко. Именно он в последние годы с упорством, упрямством, достойным лучшего применения, будоражил украинское общество раскалывающими его идеями. Например, идеи реабилитации бандеровцев и героев ОУН-УПА. Он продвинулся в этом дальше, чем кто бы то ни было. И вызвал ответную реакцию на востоке и юге Украины.

Господин Ющенко, который теперь рассказывает о том, что никто кроме него столько не сделал для развития российско-украинских отношений, и примерно такова его версия. Он еще год назад добивался от украинских моряков, чтобы они вступили, можно сказать, в прямой конфликт, конфронтацию, если не в морской бой с возвращающимися в Севастополь кораблями Черноморского флота. Попытка лишить русских граждан Украины языка, Родины, а именно так можно оценивать попытки масштабной фальсификации истории, ни при ком в истории Независимой Украины не развивалaсь настолько масштабно, как при Ющенко.

А Ющенко удалось сделать почти невозможное. Из страны-победительницы, участника Великой Отечественной войны и участника Победы во Второй мировой войне, Украина стала чуть ли не лузером, проигравшей страной, которая на самом деле, как теперь гласит официальная версия (президентская версия) истории Украины, является все потерявшей, в результате таких итогов Второй мировой войны, закабаленной. Ющенко, надо заметить, удалось вдолбить в головы многих украинцев, ошарашенных отрывшимися перед ними картинами голодомора, идею о том, что голодомор можно рассматривать, как геноцид украинского народа. Этот обман еще придется разоблачать.

Я думаю, что на самом деле вот этот рейтинг — 2,4%, который сегодня имеет Ющенко, это и есть реально сегодня число твердолобых сторонников «Оранжевой революции», которые никоим образом не сделали никаких выводов из происшедшего. Подавляющее же большинство и даже те, кто, по сути, были соратниками или соучастниками, соорганизаторами Майдана («Оранжевой революции»), постарались дистанцироваться от этого наследия или, по крайней мере, выдать свою версию происшедшего, в которой они продолжают чувствовать себя обманутыми героями.

Значит, все-таки первое чувство, которое возникает в связи с Майданом, и это, по-моему, глубоко верно, – это обман. Обман тех, кто поверил. Безусловно, обман и тех, кто и тогда уже сомневался в том, что цели, которые ставят перед собой вожди Майдана, справедливы. Дело в том, что гражданское общество, безусловно, на Украине существовало и прежде. Мне кажется, что было глубокой ошибкой отождествлять в целом «Оранжевую революцию» с пробуждением гражданского общества. Если это и было в какой-то степени так, то это фальстарт, потому что те, кто, как я уже говорил, поверил в идеалы Майдана и пошел за его предводителями, они оказались жестоко разочарованными и обманутыми.

И этот обман может самым негативным образом сказаться на дальнейшей истории гражданского общества на Украине. Потому что уже сегодня все происходящее на Украине вызывает потребность в сильной руке – эта тема официально обсуждается. Сильная рука и гражданское общество – это очень редко совместимые понятия. Т.е. граждане Украины принялись искать другие пути, принялись вновь думать о других вариантах устройства своей жизни, чем та, которую предлагали на Майдане.

Майдан, в силу того, что он оказался таким образом очень уязвим, даже в своих надеждах, даже в самых прекраснодушных, казалось бы, приветствуемых надеждах, оказался скомпрометированным. Я думаю, что сейчас, безусловно, происходит откат от повестки идейной, которая была предложена Майданом. И это ярче всего сказывается в содержании программ кандидатов на выборах. Заметим, что мы вот среди тех 18-и, по-моему, кандидатов, которые участвуют на выборах, видим, может быть, 1-3, которые не критикуют, а напротив, основываются на Майдане и происшедшем в 2004 году, как на идейном наследии.

Все остальные, в той или иной степени, это критикуют и отрицают. Одни, по законным на то основаниям, поскольку всегда боролись против «оранжевой революции» и не приняли ее, как идеологию для всей страны. А другие пытаются примазаться, пытаются заретушировать собственную роль в прошлом Майдана. Т.е. мы видим, что градус общественных настроений сильно сместился. Это не была демократическая революция, хотя многим казалось, что они участвуют в демократической революции. Это на самом деле была технология. Это был всплеск национализма. И попытка в очередной раз формировать превращение Украины в государство для одних только украинцев.

Если этого кто-то не заметил (все равно в Киеве или в Москве), то мне жаль этих людей. Тогда они страдают уже слепотой, которой страдали деятели периода Перестройки здесь в Москве, прекраснодушные интеллектуалы, которые считали, что подъем народных фронтов где-нибудь в Прибалтике, Грузии – это свидетельство демократизации. Этоб в первую очередьб было свидетельством национализма. То, что они тогда в Москве, в период Перестройки не разобрались в этом, то, что мы все не разобрались в этом, привело к тому, что сегодня в Латвии, Эстонии от четверти до трети населения ходят с паспортом не граждан. Где уж тут говорить о демократической революции.

Это привело к тому, что в демократической Грузии, первое, с чего эта демократическая Грузия начала в 1990-1991 годах – это с расправы с инородцами — осетинами, потом абхазами. Между прочим, ровно таким же образом поступила и ее предшественница демократическая Грузия в 1918 году, с похода в Абхазию, с ареста членов большого Абхазского Совета, членов Абхазского самоуправления. Т.е. мы видим, что здесь есть повторяемые в истории события, и когда-то, наконец-то, надо научиться делать из них правильные выводы.

Мне кажется, что даже в той короткой истории Украины могут быть найдены даты, которые с большим на то основанием могут быть названы Днем свободы. Если уж есть желание сегодня считать необходимым справлять этот праздник. Но дело все в том, что свобода-то тоже здесь трактуется исключительно однобоко. Свобода трактуется, как очередной этап обособления Украины от России, очередной этап прощания с общим прошлым – вот это свобода. А кто сказал, что это и есть эталон свободы? Свобода ведь на самом деле заключается в некоторых более универсальных вещах: в правах человека, в свободе в высказыванияx, в свободе самого разного рода проявлениях.

Если мне в это свободное государство Украина невозможно въехать, потому что мне запрещен въезд именно нынешними властями. Если огромному большинству жителей востока и юга Украины фактически перекрывают возможности образования, общения, деловой, общественной жизни на русском языке – это разве свобода? Большие возможности оказались в руках группы людей, которые благодаря Майдану и прочим обстоятельствам оказались вознесены вверх, сформировали новую власть Украины. Но это свобода для нескольких человек, а не для всего остального населения.

.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

18 сентября 2025

В НАТО избегают прямого столкновения с Россией. Но от плана нанести нам «стратегическое поражение» не отказываются. Заветная мечта — «второй фронт» у границ России. Но его создание зависит, например, от исхода парламентских выборов в Молдове. А на что готовы пойти …

15 сентября 2025

Актуальная информация о ходе военной спецоперации России на Украине. Страны Североатлантического блока уже давно участвуют в конфликте с Россией на стороне Украины, это положение очевидно и не нуждается в доказательствах, заявил пресс-секретарь президента России. Специальный представитель Государственной Думы РФ по …

4 сентября 2025

Президент Франции Макрон анонсировал организацию сразу нескольких встреч на высшем уровне для решения украинской проблемы. Никакой конкретики при этом он не привел. Европа ждет гарантий от США, но Вашингтон не собирается их предоставлять. Россия не потерпит никаких западных военных на …


Ваш браузер устарел! Обновите его.