×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/marshrut-hudjand-tashkent-shymkent-chem-budet-polezen-takoy-torgovyy-koridor/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Маршрут Худжанд-Ташкент-Шымкент: чем будет полезен такой торговый коридор

Азиатский банк развития хочет оценить экономический потенциал между Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном и готов предоставить для этого техническую помощь в размере 800 тысяч долларов.

Коридор будет проходить между крупными городами — Шымкентом, Ташкентом, Худжандом. Он станет частью программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

Выбор именно этих городов неслучаен. Шымкент в прошлом году получил статус города республиканского значения наряду с Нур-Султаном и Алматы и, вероятно, получит дополнительные дотации. Ташкент — столица Узбекистана и крупнейший транспортный узел страны. Худжанд — главный торговый город Таджикистана, удобно находящийся вблизи узбекской границы.

Представители АБР отмечают, что все три города многолюдны, прилегающие области экономически дополняют друг друга, а значит, уже существует база для дальнейшего развития такого коридора. По данным банка, в указанных областях проживает порядка 15% населения всей Центральной Азии. Они также стратегически связаны с международными рынками.

Руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян отмечает, что в случае с АБР речь идет не столько о простом финансировании конкретного экономического проекта, сколько об исследовательских целях, направленных на оценку возможностей такого торгового коридора в будущем.

И это стало возможным благодаря взаимодействию республик Центральной Азии в течение последних двух лет.

«В лучшую сторону изменились отношения межу Казахстаном и Узбекистаном, между Узбекистаном и Таджикистаном. Здесь мы видим, как в последние два года достаточно интенсивно развивается экономическое сотрудничество между этими государствами. В том числе за счет восстановления ранее утраченных связей между Ташкентом и Душанбе», — отмечает Мигранян.

По словам эксперта, если проект будет развиваться успешно, то это даст новые возможности индустриализации и модернизации экономики. А значит и расширение торговли, и рост ВВП, и увеличение объемов несырьевого экспорта, что особенно ценно для Казахстана и Узбекистана.

Для Душанбе и Ташкента подобный коридор между трех городов — это потенциальный шанс для сельхозпроизводителей выйти на российский рынок по каналам ЕАЭС. Если, конечно, сторонам удастся как-то договориться об этом с Казахстаном.

«На самом деле потенциал на сегодня огромен. Это не только восстановление старых связей, но и сотрудничество республик в рамках использования возможностей Евразийского союза за счет Казахстана. Также такой коридор может помочь встроиться в проект Китая по инициативе «Один пояс – один путь», — пояснила Мигранян Sputnik Таджикистан.

Правда, сейчас никаких деталей развития такого «торгово-коридорного» проекта пока не сообщается. Именно исследование АБР должно выявить перспективы подобных решений и провести некое технико-экономическое обоснование совместных проектов для Центральной Азии.

Сам проект рассчитан на три года и был разработан по просьбе стран-членов ЦАРЭС в том числе, для изучения возможностей развития бизнеса и роста занятости населения примыкающих к городам областей.

К слову, подобный коридор — не единственный и даже не самый масштабный пример экономической кооперации республик Центральной Азии. Достаточно вспомнить инициативу по созданию единого энергокольца.

Во времена Советского Союза такое кольцо объединяло электроэнергетические мощности Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана, и республики были избавлены от проблем с электричеством. После распада СССР из-за политических неурядиц и отсутствия финансов проект был заброшен. И сейчас руководство этих стран обсуждает, не стоит ли решать проблемы с энергодефицитом за счет советских наработок?



Источник
Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 июня 2025

Астана и Москва подготовили проект межправительственного соглашения о строительстве АЭС на территории Казахстана. Казахстанские власти хотят подписать договор до конца 2025 года, сообщил председатель Агентства по атомной энергии страны Алмасадам Саткалиев. По его словам, такая станция стоит как минимум $14 …

24 июня 2025

Национальная компания «КазМунайГаз» объявила о заключении соглашения с китайской CNOOC о совместной геологоразведке и добыче углеводородов на проекте «Жылыой», который находится в транзитной зоне северо-восточной части Каспийского моря. Об этом сообщает «Спутник». «Это событие знаменует собой важный этап в развитии …

20 июня 2025

«Росатом» утвердил с Казахстаном дорожную карту строительства первой АЭС в стране. Ранее госкорпорация выиграла конкурс на лидерство в консорциуме по осуществлению проекта. «В ходе встречи была утверждена Индикативная дорожная карта, предусматривающая этапы подготовки и реализации проекта, включая проведение инженерно-изыскательских работ, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.