Законопроект, внесенный в феврале 2017 года, обещают представить к первому чтению осенью этого года.
На прошедшем 15-16 октября VII Всемирном конгрессе соотечественников самой обсуждаемой законодательной инициативой стал законопроект о внесении поправок в Федеральный закон «О гражданстве РФ» по принятию в гражданство детей, рожденных в смешанных браках, по заявлению родителя-гражданина России без обязательного согласия другого родителя-иностранца, и в том случае, когда ребенок находится за рубежом. В своей вступительной речи С.В.Лавров указал на необходимость срочного принятия этих поправок в законодательство, чем вызвал первые аплодисменты зала.
По действующему закону, если такой ребенок находится в России, то родитель-россиянин может оформить ему гражданство РФ, не спрашивая другого родителя; а за границей – только с согласия родителя иностранца.
История с поправками по гражданству детей из смешанных семей длится более десяти лет. В мае 2010 году депутат Госдумы К.Ф.Затулин внес законопроект с поправкой в закон о гражданстве, чтобы дать право родителю-гражданину России на оформление гражданства РФ ребенку, второй родитель которого – иностранец, без обязательного согласия второго родителя. Эта инициатива была ответом на просьбы соотечественников, выраженные, в том числе, в рекомендациях Всемирного конгресса соотечественников, прошедшего в Москве 1-2 декабря 2009 года. На этот законопроект дал отрицательный отзыв Уполномоченный при Президенте России по правам человека (П.А.Астахов), посчитав, что будут ущемлены права родителя иностранца, если не спросить его разрешения на российское гражданство общего ребенка. Более, чем странное заключение Уполномоченного, не обеспокоенного правом гражданина России на российское гражданство своего ребенка, когда родитель-иностранец свое гражданство дает, не спрашивая у своего (своей) супруга (супруги). Законопроект отклонили, сочтя его несвоевременным.
Вторая попытка внесения аналогичных поправок в октябре 2011 года, поддержанная Министром иностранных дел, Председателем Правительственной комиссии по де6лам соотечественников за рубежом С.В.Лавровым, также не получила поддержки Госдумы. Хотя не прошло и полгода, когда законопроект по этой же проблеме, внесенный в апреле Президентом страны Д.А.Медведевым, Думой был принят. Но из-за внесенной антиконституционной поправки, когда у соотечественника, получившего в детстве гражданство России наряду с имеющимся другим гражданством, могли без его воли отнять российское гражданство, если бы он не отказался от своего первого иностранного гражданства по достижению 21 года, закон был отклонен Советом Федерации и завис между СФ и ГД вплоть до мая 2017 года, когда был снят с рассмотрения.
В феврале 2017 года К.Ф.Затулин внес новый законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в отношении приема в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо усыновителей которого является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации» (в целях установления для указанных несовершеннолетних иностранных граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, максимально упрощенного порядка получения российского гражданства). Законопроект поддержали еще 25 депутатов Госдумы из разных фракций.
Законопроект получил положительный отзыв МИДа России. На основе его законопроект был поддержан Правительством. Общественная палата поддержала проект. Но камнем преткновения для прохождения законопроекта в Госдуме лег отрицательный отзыв Государственно-правового управления (Л.Брычева), опирающееся на отрицательное заключение Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан (Д.Жуйков).
Какие же недостатки Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав вменило в вину этому долгожданному для соотечественников проекту? Управление посчитало, что: «наличие гражданства Российской Федерации у ребенка, имеющего гражданство иностранного государства и проживающего на его территории (при отсутствии международного договора о двойном гражданстве), не обеспечивает, как показывает практика, его защиту со стороны России, поскольку такой ребенок рассматривается иностранным государством только как его гражданин». Но законопроект и внесен, чтобы изменить данную ситуацию, и дать возможность российскому государству защищать своего маленького гражданина, чего давно МИД ждал от законодателей.
Однако господин Жуйков в подписанном им отзыве придерживался позиции, что иностранные государства в полной мере обеспечивают права детей на своей территории и российская защита является излишней, и более того — вредна: «следует отметить, что законодательство большинства зарубежных стран исходит из общепризнанных принципов и норм семейного права, предполагающих равное участие родителей в воспитании детей и защите их законных прав и интересов. Эти принципы и нормы достаточно четко сформулированы, в том числе в Конвенции о правах ребенка, ссылка на которую содержится в пояснительной записке к законопроекту. В этой связи защита прав ребенка, так же как и защита родительских прав российского гражданина, вполне может осуществляться в соответствии с законодательством страны проживания и нормами международного права, без вовлечения в этот процесс российского государства, который в конфликтных ситуациях заведомо заканчивается неудачей».
Ни многочисленные примеры конфликтов с отнятыми у граждан России детьми и бессилия России помочь, ни мнение профильного ведомства, МИДа России, поддерживающего законопроект, на названных чиновников из Администрации Президента не влияют.
Даже после того, как в ноябре 2017 года от Начальника управления Президента РФ по внешней политике (А.Манжосин) – Л.Брычевой и Д.Жуйкову направлено мнение МИДа России по законопроекту, который, по мнению Управления по внешней политике Президента, «заслуживает внимания», изменений в позиции Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан и Государственно-правового управления не случилось. Новое руководство Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан (Т.А.Локаткина — с октября 2019 года), также не обеспокоилось задержкой законопроекта, столь важного для наших сограждан, проживающих за рубежом.
Законопроект пролежал в Госдуме VI созыва без движения. Озвученная на Конгрессе С.В.Лавровым актуальность проекта, была подхвачена и спикерами Конгресса и другими комментаторами. У закона в отношении детей из смешанных семей сейчас оказалось много сторонников. За него высказались К.И.Косачев, А.Ю.Кузнецова, Л.И.Калашников, А.В.Кортунов, Я.В.Лантратова. Это хорошо, что множится публичная поддержка проекта. Правда, из их комментариев можно подумать, что речь идет о необходимости внесения нового законодательного акта. Может быть, не все знают о том, что нужный законопроект ждет своего принятия в Госдуме уже четыре с половиной года? Для участников Конгресса ситуацию с законопроектом прояснил К.Ф.Затулин, выступивший на пленарном заседании 16 октября.
В настоящее время названный законопроект № 105115-7 от 17.02.2017г. включен Комитетом по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками в проект календаря рассмотрения вопросов на осеннюю сессию 2021 года, как подготовленный к первому чтению.
Приложение
ХРОНОЛОГИЯ
внесения поправок в закон о гражданстве по детям из смешанных семей
28.05.10 –№ 382713-5 внес в Госдуму – К.Ф.Затулин. Поправки в статью 14 ч.6. 11.01.2011 – отрицательный отзыв Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (П.А.Астахов) – якобы нарушается равноправие родителей в отношении гражданства ребенка – некомпетентное заключение!!
09.09.11 – законопроект отклонен. |
14.10.11 — №614047-5 внес в Госдуму – К.Ф.Затулин. Поправки в статью 14 ч.6. п. а.
24.01.12 — законопроект отклонен. |
24.04.12 — № 61423-6 внес в Госдуму Президент. Поправки в ФЗ О гражданстве РФ (в п.а, ч.6.ст.14)
28.05.12 – Правительство поддерживает 22.01.13 – принят в Первом чтении 15.03.13 – принят во втором чтении 19.03.13 – вернули ко второму чтению 24.03.13 – принят во втором чтении (с неконституционными поправками о лишении гражданства) 11.06.13 – Госдума приняла закон 26.06.13 – отклонен СФ, направлен в согласительную комиссию 17.05.17 – снят с рассмотрения ГД. |
17.02.17 — № 105115-7 – внес в Госдуму К.Ф.Затулин. Соавторы: А.В.Туров, И.Х.Зиннуров, Ю.В.Смирнов, С.В.Чижов, А.И.Аршинова, Р.К.Хуснулин, В.В.Иванов, А.Г.Кобилев, Р.Ш.Хайров, И.С.Минкин, Ю.Н.Мищеряков, М.М.Бариев, М.В.Романов, Е.Б.Шулепов, Г.В.Аникеев, О.М.Казакова, С.С.Журова, Р.В.Кармазина, Л.Н.Тутова, Н.Г.Брыкин, Ю.А.Левицкий, В.М.Заварзин, Д.В.Ламейкин, Г.К.Сафаралиев, А.П.Марков. – Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в отношении приема в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо усыновителей которого является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации» (в целях установления для указанных несовершеннолетних иностранных граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, максимально упрощенного порядка получения российского гражданства).
05.04.17 – проект отзыва Правительства, законопроект поддерживается (С.Приходько) 19.06.17 – положительное заключение Общественной палаты РФ. 19.07.17 – положительное заключение МИД России (С.В.Лавров) 12.09.17 – назначен ответственный комитет — Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений – председатель С.А.Гаврилов. 26.10.17 – отрицательный отзыв Государственно-правового управления (Л.Брычева), опирающееся на отрицательное заключение Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан (Д.Жуйков). 16.11.17 – письмо от МИД России (Е.Иванов) Начальнику управления Президента РФ по внешней политике с проектом отзыва Правительства с просьбой учесть мнение МИД России, поддерживающего законопроект. 30.11.17 – от Начальника управления Президента РФ по внешней политике (А.Манжосин) – Л.Брычевой и Д.Жуйкову направлено мнение МИДа России по законопроекту, который, по мнению Управления по внешней политике Президента, «заслуживает внимания». Есть положительные заключения комитетов ГД – соисполнителей по данному законопроекту, которые поддерживают законопроект: Комитет Государственной Думы по делам национальностей; Комитет по вопросам семьи, женщин и детей; Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками; Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству – одобряет намерения отрегулировать данную сферу. |
Законопроект № 1051156-7 от 17.02.2017г. с пояснительной запиской