Неужели Медведева устраивает русофобская политика прибалтов?
9 Мая, Рига, погожий весенний денек, немногочисленные (уже) ветераны Великой Отечественной идут по парку с гвоздиками, оркестр играет «Прощание славянки», «День Победы», «Нам нужна одна Победа» и другие шедевры военных и послевоенных лет. Замечательное настроение. Смех и слезы встречающих друг друга стариков. В общем, вроде бы все как всегда. Вдруг – лязг тормозов, топот спецназовских сапог, полицейские автобусы; молодые раскормленные лбы крутят старикам руки, волокут в автозаки…
Описанное в предыдущем абзаце – весьма вероятная картина из скорого будущего в Прибалтике. Конечно же, авторы нового латвийского закона об ужесточении ответственности за демонстрацию советской символики утверждают, что предлагаемые карательные меры не коснутся ветеранов. При этом, что интересно, данные поправки в законодательство латвийский сейм рассмотрит уже 18 апреля, а депутат Инесе Лайзане в интервью местным СМИ особо подчеркнула, что данный вопрос не терпит отлагательств именно ввиду того, что уже совсем не за горами 9 Мая. Надо ведь успеть преподнести «подарок» фронтовикам.
Не иначе как в целях пресечения «распространения радикальных взглядов и раскола в обществе» депутаты собираются столь же категорически ужесточить ответственность за демонстрацию нацистской символики. Ну, толерастить – так от души. Гитлера со Сталиным (и обратно) ушлые пытливые историки, в том числе и за пределами Латвии, уже «сопоставляют» – только успевай диву даваться. Настало время поставить знак равенства между свастикой и красным флагом над Рейхстагом. В эпоху ликующего постмодерна не каждый отчаливший от реальности «актуальный художник» решится на такой прием, а вот латвийский сейм – легко. И решится, и в форму закона облачит.
К слову, действующее законодательство Латвии уже запрещает использование советской символики на митингах, однако до сих пор ее не думали ставить вне закона на мемориальных, праздничных, спортивных и развлекательных мероприятиях. Скажем, красное знамя с серпом и молотом теоретически могло появиться в театральном спектакле или в пространстве художественной галереи. Теперь же не будет и этого, как не будет (и в том можно отнюдь не сомневаться) и клише «полицейское государство» относительно стран, по сути, внедряющих цензуру в самом хрестоматийном ее понимании. А вот описанные в начале статьи задержания ветеранов – уж за этим дело точно не постоит. Они ведь и сами, по сути, есть сохранившиеся символы советской эпохи – стойкие, пережившие лишения, но сохраняющие волю к жизни назло врагу, который, как оказалось, никуда не делся. Кроме того, ветераны носят медали: это тоже символ победы, неотделимой от советской символики. Они поют советские песни…
И возникает такой непраздный вопрос к автору законопроекта, г-ну Юдину, заверившему общественность, что трогать ветеранов полицейские не будут. Но при каком условии? Если те 9 Мая оставят свою память дома? Или будут прикрывать медали полами одежды, показывая их тайком от полиции? Или если они будут петь песни не вслух, а про себя?..
К слову, автор законопроекта признал, что четкого определения, что считать символикой, действующее законодательство не дает. Впрочем, депутатов это не сильно смущает. Оно ведь и удобнее, а то еще дотошные юристы будут цепляться к словам, а там, глядишь, за резонансом общество поймет, в какую жижу его втянули борцы против раскола в обществе.
Воистину сон разума рождает чудовищ.
Скандальную инициативу латвийских парламентариев в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный публицист, руководитель отдела Института стран СНГ по отношениям со странами Прибалтики Михаил Александров:
– Ну, вообще-то, вот и в Литве был не так давно принят закон, который категорически запрещает использование советской символики где бы то ни было, а не только на политических акциях, так что намерение латвийских депутатов в свете нынешней радикально антироссийской, русофобской кампании, в свете этой моды на альтернативную историю в том числе Второй мировой войны можно назвать вполне ожидаемым. Они живут искусственно созданным мифом о «советской оккупации», и он силен настолько, что вытесняет хотя бы элементарную благодарность русским солдатам за спасение Европы от фашизма, от которого и им бы в конечном счете не поздоровилось.
То, что можно наблюдать сейчас и в Литве, и вообще в странах Прибалтики, ложится в канву последовательной политики дискриминации проживающих там русских, которые оказались буквально насильно отрезаны от России после распада Советского Союза. Они лишены гражданских прав, они – не граждане; разумеется, им запрещено помнить и о советском прошлом.
Удручает равнодушие российских властей, то, как Дмитрий Анатольевич Медведев ручкается с лидерами Литвы, Латвии, Эстонии. Притом, что власти последней так и не извинились перед нами за «Бронзового солдата», не извинились за преследования наших патриотов, которые отстаивали этот памятник… Надо ли понимать это так, что Дмитрия Анатольевича вполне устраивает такая политика наших прибалтийских соседей? Не хотелось бы так думать.
– Сами авторы закона говорят, что он преследует цель предотвратить раскол в обществе.
– Это – чистой воды демагогия, рассчитанная на самых недалеких. Они же сами, по сути, и провоцируют самый настоящий раскол в обществе этими откровенно подлыми законами, но главное – совершенно бессмысленными, потому что борьба с историей, с ее символами заведомо обречена на провал.
Виктор Мартынюк