В преддверии заседания Высшего Евразийского экономического совета состоялась встреча Владимира Путина и Виктора Януковича в Сочи. О том, что заставило президента Украины отправиться в Россию и пойдут ли члены ЕврАзЭС на предоставление Украине статуса наблюдателя, нашей компании рассказал директор Института стран СНГ Константин Затулин
«Достигнуты договоренности на встрече Путина и Януковича в Сочи или нет, станет ясно во время очередного саммита ОДКБ, Таможенного союза и других интеграционных объединений, который состоится 28-29 мая в Астане.
Украина приглашена к участию в этом разговоре на уровне президентов стран. И именно там самое удачное место, если эти договоренности существуют, объявить о них.
Напомню, что в декабре прошлого года визит президента Украины в Россию был отложен по предложению российской стороны именно потому, что украинская сторона, по мнению российской стороны, не была готова к договоренности, предусматривающей ее гарантии. А речь шла о снижении цены на газ и о судьбе консорциума по распоряжению украинскими магистральными газопроводами. Ведь за годы независимости Украина приняла целый ряд законов, в соответствии с которыми ГТС Украины стала выглядеть, как нечто неприкасаемое, как «священная корова».
На самом деле это уже стало театром абсурда. Потому что у России есть возможность сократить свои поставки в связи с вводом в строй не только «Северного потока» и увеличением прокачки газа через Белоруссию, но и вводом в строй «Южного потока». На Украине очень долго надеялись, что «Южный поток» не состоится по политическим причинам, но он начинает реализовываться, и в 2015 году первая из четырех веток войдет в строй.
Все это создало новую ситуацию для Украины. Она теперь вынуждена в этом вопросе, в вопросе о судьбе ГТС, проявлять определенную уступчивость. В декабре она не в полной мере к этому созрела. В марте, по всей вероятности, обсуждались не только эти вопросы, как впрочем и теперь. Ибо судьба ГТС и судьба цены поставки газа на Украину – явление прямо взаимосвязанное.
Но есть еще и гораздо более публично важный вопрос о выборе дальнейшего интеграционного пути Украины. Будет Украина все-таки сохраняться в Едином экономическом пространстве стран СНГ, особенно с учетом развития отношений с Белоруссией и Казахстаном в рамках этого пространства, или же Украина, как об этом с утра до вечера говорят на украинских телеканалах, выбрала свой путь в Европу.
Мне кажется, что руководству Украины импонирует ситуация, при которой одновременно и с Россией, и с Европой. Это старый принцип украинской политики – использовать выгоды своего положения на западе и востоке. Весь вопрос в том, в какой мере это реализуемо.
Сегодня все выглядит так, что в ноябре этого года, несмотря на всякие препятствия, например, дело Тимошенко, Европейский союз даст добро на подписание документа об ассоциации зоны свободной торговли с Украиной. С экономической точки зрения, этот документ, что всеми признано, Украине ничего не дает и не решает ее сегодняшней проблемы. А сегодня проблема Украины – это фактически пустой бюджет и низкие цены на экспортируемую сталь. Украина все больше выглядит экономически как государство-банкрот, как государство, которое будет вынуждено объявить дефолт.
В этой непростой ситуации Виктор Янукович пытается все-таки продвигаться в обоих направлениях. И, как известно, была выдвинута идея о статусе наблюдателя при Таможенном союзе, Евразийском союзе.Такого статуса в документах союза нет. То есть, если президенты об этом договорились, надо, чтобы эта договоренность приняла характер решения в рамках трех действующих участников Таможенного союза, Евразийского союза, Единого экономического пространства. Это Россия, Белоруссия и Казахстан. Стало быть, это должно быть обсуждено в более широком формате.
Накануне этого, собственно, и состоялась эта пятичасовая встреча Путина с Януковичем. Об итогах которой мы можем пока только догадываться. Как известно, никаких по итогам переговоров заявлений стороны не сделали. Значит, будет некое продолжение. Мне кажется, что на этом этапе Россия готова закрыть глаза на то, что статус наблюдателя в Таможенном союзе, в Евразийском союзе на самом деле ничего не решает, ничего не означает с точки зрения выбора интеграционного пути Украины. С другой стороны, ясно, что и то, что будет в Вильнюсе, не будет точкой над «i». Ибо никаких проблем Украина не решает, никакого членства в Европейском союзе ей не предоставляют. То есть Украина сохраняет эту неопределенность со всеми вытекающими последствиями для себя и для политики, для экономики своей страны. На самом деле она откладывает на будущее кардинальные решения.
Но то, что ей нужно позарез — это, конечно, снижение цены на газ. И снижение цены на газ в этой ситуации может быть привязано к идее консорциума. Собственно, так и должно было быть еще в декабре прошлого года, но теперь это уже совсем назрело. Эта ситуация вынуждает Януковича все-таки ездить и договариваться. И эта ситуация может привести к тому, что, взвесив все «за» и «против», понимая, что стоит на кону, российская власть на сегодняшний день делает Украине и лично Виктору Януковичу последний подарок, если согласится на статус наблюдателя Украины при Евразийском союзе или Евразийской экономической комиссии, что более низкий уровень. Если договориться об обмене цены на газ на фактическое управление украинской газотранспортной системой».
.