Александр Лукашенко, а вслед за ним и белорусские чиновники разного уровня, объясняя согражданам проводимую ими политику, очень любят рассуждать о ее соответствии национальным интересам Белоруссии. При этом никто из них себя не обременяет обязанностью хоть как-то растолковать это понятие. Чем дольше наблюдаешь за действиями белорусской верхушки, тем больше укрепляются подозрения, что руководствуется она отнюдь не потребностями, к примеру, белорусской экономики или собственных граждан, а какими-то иными соображениями.
Взять хотя бы широко разрекламированный диалог с Западом. Какие цели преследует официальный Минск в этом процессе до конца не понятно, так как все разговоры о нескончаемом потоке западных капиталовложений в экономику Белоруссии и благосклонности Брюсселя и Вашингтона к нынешней белорусской власти, по большому счету, не имеют под собой серьезных оснований. Все это пропаганда, рассчитанная исключительно на неискушенного белорусского гражданина и призванная убедить последнего в мудрости нынешнего президента. Верит ли сам Лукашенко в эти россказни? Скорее всего, нет, если только он не впал в состояние полной политической наивности.
Однако белорусской власти, похоже, уже начинает надоедать игра в демократические преобразования по западному шаблону. Так, 12 ноября глава президентской администрации Владимир Макей принял решение приостановить на неопределенный срок деятельность Общественно-консультативного совета (ОКС) при администрации президента РБ, который он возглавляет. ОКС был создан в январе 2009 года и по замыслу Макея должен был заниматься «вопросами развития социальной политики государства и представлять Республику Беларусь на международных площадках».
В Общественно-консультативный совет вошли наиболее умеренные, по мнению властей, деятели прозападной оппозиции и посланники некоторых пропрезидентских партий и общественных объединений. При этом в ОКС не были приглашены (наверное, чтобы не поднимали неудобных вопросов) представители тех общественных сил, которые принципиально выступают за создание реального Союза с Российской Федерацией.
Формально свое решение о «заморозке» ОКС Макей объяснил придирками к его работе со стороны оппозиционных СМИ, которые называли ОКС «бутафорской и декларативной структурой» и «принялись расписывать бесполезность и ненужность Совета». Однако подобная чувствительность столь высокопоставленного чиновника к мнению представителей оппозиционных газет представляется для Белоруссии просто невероятной. Причина «заморозки» ОКС, по-видимому, кроется в ином. Ведь для чего власти создавали ОКС? Наверно не для того, чтобы внимать советам собранных в нем умеренных оппозиционеров. Тем более что белорусская власть в лице Лукашенко и его ближайшего окружения считает себя абсолютно самодостаточной в вопросах прокладки политического курса и в сторонних советах не нуждается. Поэтому ОКС затевался как один из инструментов диалога с Западом и должен был свидетельствовать о серьезности намерений официального Минска заняться «самодемократизацией».
Но в евроструктурах, похоже, не поверили в искренность этих лукашенковских посылов. 16-17 ноября в Брюсселе состоялся Форум гражданского общества программы Евросоюза «Восточное партнерство» с участием в нем министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта, еврокомиссара по внешним связям и европейской политике соседства Бениты Ферреро-Вальднер и председателя социально-экономического комитета ЕС Марио Сепи. Мероприятие было организовано председательствующей в ЕС Швецией, Еврокомиссией и социально-экономическим комитетом ЕС.
По-видимому, Владимиру Макею очень хотелось увидеть в числе участников «восточнопартнерского схода» своих посланцев и доложить главе государства об очередном крупном успехе на западном направлении. Но, увы, в многочисленной делегации от Белоруссии (почти 30 человек) для представителей пропрезидентских организаций, в том числе и входящих в ОКС, места не нашлось. Зато в состав делегации вошли такие деятели антипрезидентских (по крайне мере, внешне) структур как лидеры движения «За свободу» Александр Милинкевич, партии БНФ Алексей Янукевич и председатель оргкомитета по созданию партии Белорусская христианская демократия Павел Северинец.
А ведь можно не сомневаться, что когда Владимир Макей и Павел Якубович (главный редактор газеты администрации президента РБ «Советская Белоруссия») убеждали президента в необходимости создания Общественно-консультативного совета, то называли сей проект прорывным в западном направлении. И если бы среди участников Брюссельского форума, была бы делегация членов ОКС, то тогда бы в президентской администрации могли бы «бить в литавры», а так смысл существования этой конструкции стал исчезающе малым. Вот и попал ОКС под «заморозку».
Означает ли все это, что период «потепления» между Минском и Западом подошел к завершению? Нет, конечно. Сиюминутные «взбрыки» минского официоза никак не могут повлиять на долговременную игру Брюсселя и Вашингтона в отношении Белоруссии, на новую политику Евросоюза, в которой ставка сделана на втягивание Республики Беларусь в свою зону влияния, путем опутывания белорусских власть имущих максимальным количеством обязательств (в том числе и личного финансового характера) перед различными западными структурами. Уже сейчас независимые эксперты называют почти фантастическую цифру (в несколько тысяч!) количества «групп давления» действующих в Белоруссии в различных сферах на платной основе в интересах Евросоюза.
А ведь если к этой лоббистской сети добавить нарастающее влияние римско-католической церкви и активную деятельность католических орденов – мальтийского и иезуитов, то картина складывается далеко не безобидная. Ведь исторически католицизм – это не только, а может и не столько религиозная конфессия, сколько изощренное геополитическое оружие Запада, нацеленное против православного мира.
Александр Лукашенко этого не понимает? Вопрос риторический, так как в нынешней Белоруссии направленность государственной политики определяется исключительно президентом, и потакание со стороны властей католической экспансии возникло не вдруг. Другое дело, насколько проводимый правящим классом курс отвечает национальным интересам Белоруссии. И отвечает ли вообще. Ведь он объективно способствует отдалению Белоруссии от России, а, следовательно, содействует целям противников восточнославянской цивилизации.
Беда в том, что в Республике Беларусь никто и никогда публично не обсуждал такую тему, как национальные интересы Белоруссии. Политику современного белорусского государства определяет чрезвычайно узкий круг лиц, а подобная «келейщина», как известно, есть чрезвычайно удобное поле для деятельности пресловутых «групп давления» и таких мастаков политического интриганства как мальтийские рыцари и печально известные иезуиты.
Результат же затеи с пресловутым ОКС – закономерный провал после пустопорожних надежд быстро и без особых усилий оказаться в кругу «европейско избранных».