В современном русском языке слово «клинч» означает не только боксёрский приём, связанный с блокировкой рук противника, но и ситуацию в информатике, когда в случае исполнения программы возникает тупиковая ситуация, при которой процессы находятся в состоянии ожидания завершения друг друга и при этом блокируют друг друга.
Подобная ситуация сейчас присутствует и в энергетике Украины: любые попытки по выводу её из кризиса блокируются в первую очередь тем, что сам процесс вывода энергетической системы Украины из кризиса создаст ещё большее ухудшение ситуации в стране.
На сегодняшний момент времени легче сказать какая отрасль энергетики находится у Украины в стабильном состоянии, нежели описать весь клубок проблем, которые медленно разрушают прошлое энергетическое благосостояние Украины. Если сказать честно — особых проблем нет только у гидроэнергетики Украины, которая включает в себя каскады электростанций Днепра и Днестра, а также ГЭС на малых реках. Эта традиционная отрасль электроэнергетики была создана на Украине ещё во времена СССР и практически не развивалась во времена независимой Украины — сказывалась и зарегулированность стока украинских рек, и нежелание страны развивать в 1990х-2000х годах, на фоне низкой стоимости нефти и газа, малую гидроэнергетику.
Однако, в целом, ГЭС Днепровского и Днестровского каскадов прошли в 2000х-2010х годах масштабную модернизацию, что позволило гидроэнергетике спокойно продолжить выработку электроэнергии. Однако, в условиях практически полной зарегулированности стока украинских рек, дальнейший рост украинской электроэнергетики возможен либо за счёт малых ГЭС, либо же в случае создания ГАЭС для нужд аккумуляции и выдачи энергии на суточных колебаниях потребления.
Другие же традиционные отрасли энергетики Украины находятся практически в постоянном системном кризисе, который продолжается с незначительными улучшениями вот уже четверть века.
Традиционно энергетика Украины кроме ГЭС включала в себя большие угольные ТЭС, в основном газовые ТЭЦ (с мазутом в виде резервного топлива) и четыре АЭС — Ровенскую, Хмельницкую, Запорожскую и Южно-Украинскую. Чернобыльская АЭС после катастрофы 1986 года находилась в режиме окончания работы и в конце концов была закрыта под давлением Евросоюза в 2000-м году. При этом закрытие АЭС, ещё не выработавшей свой срок, не сопровождалось никакими целевыми инвестициями ЕЭС, которые бы позволили создать компенсирующие энергетические мощности, в силу чего центр страны оказался в 2000-х годах энергодефицитным.
Продолжая анализ атомной отрасли Украины, требуется упомянуть, что в 2000-х годах достройка 4-го блока Ровенской АЭС и 2-го блока Хмельницкой АЭС была выполнена при технической и финансовой поддержке России, что, в общем-то, неудивительно — вся украинская атомная энергетика основана на советских технологиях, основным держателем которых являются российские предприятия. Однако, дальнейшие планы по строительству атомных энергоблоков, в том числе — и взамен вырабатывающих свой ресурс, столкнулись со внешнеполитическими проблемами во взаимоотношениях России и Украины, возникшими в 2014-2015 годах. Так, постройка 3-го и 4-го блока Хмельницкой АЭС пока что заморожена на неопределённый срок. Это может создать критическое состояние в украинской атомной энергетике уже в 2025 году, когда из эксплуатации надо будет выводить первые блоки Южно-Украинской АЭС. К сожалению, пока что продолжение проекта постройки Хмельницкой АЭС находится по-прежнему в неопределённой ситуации и клинч в политической плоскости блокирует любые варианты продолжения сотрудничества России и Украины в атомной отрасли. В случае же перехода на западные стандарты и попытки постройки атомной станции на основании американо-японского или же европейского проекта Украина столкнётся с массой проблем организационного и технического характера, что тоже вряд ли позволит успеть с постройкой до критической даты вывода старых энергоблоков.
Переходя к анализу ситуации на украинских угольных ТЭС нам опять-таки надо будет учесть политический фактор, но уже внутриукраинский. На сегодняшний день угольная энергетика Украины, до событий 2014-2015 годов представлявшая собой практически единый интегрированный комплекс, разделена на две неравные части. Практически все энергетические угли (и, в первую очередь, качественные антрациты) находятся в распоряжении ЛДНР, а большинство угольных энергоблоков расположены на территории Украины, находящейся под властью Киева. На территории ЛДНР находятся лишь Зуевская и Старобешевская ТЭС, кроме того Луганская и Углегорская ТЭС фактически находятся в зоне боевых действий, что тоже отражается на их работе.
В ситуации такой фактической разорванности прежде единого украинского угольного энергетического комплекса в нём нарастают кризисные явления. Так, например, до сих пор не решён вопрос с гарантированным прохождением зимнего пика потребления, для поддержки которого на украинских угольных ТЭС должен был сформирован достаточно внушительный запас каменного угля (от 3,5 до 5 млн. тонн), в то время, как текущие поставки энергетического угля из ЛДНР на Украину находятся на уровне в 350-500 тысяч тонн в месяц, а текущие запасы угля на украинских ТЭС составляют менее 1 млн. тонн. Скорее всего, вопрос прохождения Украиной зимнего пика потребления, как и в зиму 2014-2015 годов, будет решаться за счёт переброски электроэнергии из Российской Федерации, так как в противном случае Крым, пока что значительно зависимый от украинских ЛЭП и энергодефицитный сам по себе, снова станет объектом шантажа и украинской энергоблокады.
По тем же самым, политическим причинам и с учётом внутренней нестабильности угольного комплекса, фактически разделённого между воюющими сторонами, невозможны и инвестиции в угольную отрасль Украины или ЛДНР. При этом важно учитывать, что даже отказ от донецких и луганских антрацитов не спасает угольную энергетику Украины: все альтернативы донбасскому углю (антрацит из ЮАР, Австралии, Польши) оказываются дороже и хуже по техническим причинам. Поэтому, к сожалению, угольная энергетика Украины находится в состоянии системного кризиса и вряд ли сможет выбраться из него за сколь-либо коротки промежуток времени.
Столь же безрадостна ситуация с газовыми ТЭЦ и, в целом, с газом, как с энергоносителем. Собственные планы Украины по добыче газа опирались в основном на перспективные газоносные участки черноморского (крымского) шельфа, в то время, как собственные материковые залежи природного газа самой Украины были в значительной мере исчерпаны и находились на стадии планового падения. Кроме того, ещё одной альтернативой мог стать метан угольных пластов, но его использование сегодня опять-таки упёрлось в проблему существования ЛДНР.
Исходя из вышеизложенного, Украина оказалась в ситуации практически полной зависимости от мировой цены на природный газ — газа собственной добычи стране не хватает даже на коммунальные нужды, поскольку им можно полностью закрыть только бытовое потребление.
В силу этого сегодня газовая энергетика Украины тоже испытывает глубокий кризис: затраты на топливо, несмотря на падение мировых цен на нефть и газ, по-прежнему составляет львиную долю расходов в себестоимости, практически не оставляя средств на модернизацию отрасли. Возможно, положительный эффект от падения цен ещё продлится в 2016-2017 годах, однако вряд ли даже падение цены природного газа практически в 2 раза сможет обеспечить газовой энергетике Украины достаточный ресурс для разумной модернизации — время упущено ещё в период 1990х-2000х годов.
В целом же, судя по последним тенденциям в экономике, украинским правительством при полном согласии международных финансовых институтов, выбран весьма оригинальный подход к «модернизации» собственной энергетической системы. На фоне отсутствия каких-либо внятных целевых программ по инвестициям в энергетическую отрасль и, в первую очередь, в традиционно сильную на Украине атомную и угольную генерацию, выбран подход «зарезания курицы, несущей золотые яйца»: начиная с 2014 года в энергетике идёт процесс резкого повышения тарифов и сборов.
При этом, в общем-то, вопрос повышения тарифов и сборов в энергетике Украины уже созрел и перезрел, однако, судя по складывающейся ситуации, на фоне политической и экономической нестабильности, тотальной коррупции в отрасли и потери квалифицированных кадров — процесс поднятия тарифов не будет сопровождаться сколь-либо масштабными процессами по модернизации всех сегментов отрасли: атомного, угольного и газового.
А в такой ситуации поднятие стоимости энергоресурсов для промышленности и населения Украины может означать только одно — деиндустриализацию страны и впадение в нищету большей части украинского населения.
Алексей Анпилогов
.