Выступление премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Национальном Собрании РА 13 апреля с.г. вызвало в армянском (и не только в армянском) обществе противоречивые оценки. А в сущности, что нового заявил глава исполнительной власти Армении по части Карабаха и отношений с Азербайджаном?
Никол Пашинян по итогам очередного визита в Брюссель и трехсторонней встречи с главой ЕС Шарлем Мишелем и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявил о согласии Еревана в ускоренном порядке выйти на подписание мирного договора с Баку с принятием всех 5 пунктов, предложенных азербайджанской стороной. Главным условием мирной перспективы является признание Арменией территориальной целостности Азербайджанской Республики, согласно чему и состоится процесс делимитации и демаркации границ между двумя странами при поддержке ЕС, Минской группы ОБСЕ и, конечно же, России.
В Армении и Карабахе к этим заявлениям Никола Пашиняна отнеслись с настороженностью. Я бы добавил к этому списку отчасти власти и экспертное сообщество России. Армянская общественность и некоторые политические круги обеспокоены тем, что признание территориальной целостности Азербайджана закроет карабахский вопрос относительно определения его статуса и судьбы карабахского армянства. По их мнению, получается, что более чем 30-летняя борьба карабахских армян за независимость от Азербайджана завершается полным поражением и угрозой массового исхода армянства с еще одной части своей исторической родины. И фактически возразить этим опасениям нечего. К тому же, один из одиозных депутатов от правящей партии «Гражданский договор» Виген Хачатрян, который еще из советских времен отличался политическим флюгерством («куда власть, туда и он»), заявил, что якобы у Карабаха есть будущее в составе Азербайджана. В принципе сей мандатодержатель в чем-то и прав, если расшифровать данное заявление: Карабах имеет будущее в составе Азербайджана, но без армян.
Свою позицию премьер Пашинян мотивирует тем, что международные силы (в частности, как Запад, так собственно и Россия) прямо указывают Армении о необходимости признания территориальной целостности Азербайджана без увязки с карабахским вопросом, а также трансформацию территориального вопроса в проблему прав армянского населения Карабаха. Более того, внешние партнеры акцентируют внимание Еревана на геополитическом факторе Турции, и ее союзнических отношениях с Азербайджаном.
Иными словами, Армения не получила от России ни особой политической, ни, тем более, военной поддержки для противостояния турецко-азербайджанскому тандему в карабахском вопросе. Об этом в апреле с.г. после известного выступления Никола Пашиняна в парламенте прямо заговорили и некоторые армянские депутаты с экспертами. Мол, Россия с начала 2022 г. прекратила военные поставки в Армению, хотя ранее и был подписан документ о планах военно-технического сотрудничества на 2022–2024 гг. Данная ситуация мотивируется началом СВО ВС РФ на Украине, что требует дополнительных средств обеспечения собственной армии. Правда, Армения небольшая страна и военные поставки вряд ли обременительны для России. Вопрос в политической воле и интересах России.
Когда состоялся крен российской региональной политики в пользу Анкары и Баку – эксперты и в особенности историки могут долго спорить и выдвигать свои версии. Одни, например, скажут, что русско-турецкий (читай и азербайджанский) союз сложился в 1920 г. с ключевым участием большевистского правительства В.И. Ленина. Другие возразят (мол, большевики остались в прошлом, а новые власти России в лице президента Бориса Ельцина в 1990-х гг. поддержали армянскую сторону, тем самым определили победу Карабаха в 1994 г.). Третьи начнут критиковать администрацию президента России Владимира Путина, ибо именно В.В. Путин оказал самую ключевую военную и политическую помощь Азербайджану в осенней войне 2020 г., предварительно предоставил Баку современное вооружение на более чем 5 млрд долл., а русская агентура в той же Армении и Карабахе занималась активным пособничеством противнику, сдав Джракан, Гадрут и Шуши.
Сам Пашинян 14 апреля с.г. подтвердил, что без потери Шуши он не мог добиться прекращения боевых действий и новых жертв с новыми территориальными потерями. Что это может означать, если не признание армянского премьера во внешнем давлении со стороны ключевого игрока по формуле «помощи не жди, а продолжение боевых действий обернется полной потерей Карабаха, не исключая и потери части территорий на юге Армении (в частности, того же Мегри и Зангезура)». Ведь, по сути, Россия и ОДКБ никак не отреагировали на факты военных ударов по территории той же Армении в дни осенней войны. Да что там Армении, когда Москва не ответила адекватно и на факт сбитого азербайджанской стороной российского военного вертолета в небе над Арменией в тот самый день подписания заявления о перемирии 9 ноября 2020 г.
Сегодня же Никол Пашинян, отмечая важность получения для Армении поля дипломатического маневра, заявляет о необходимости ускорения процесса подписания мирного договора с Азербайджаном после второй встречи в Брюсселе. А за день до этого, т.е. 12 апреля с.г. он же – Пашинян публично подверг критике позицию ОДКБ в связи с событиями в мае и ноябре 2021 г., когда военный блок, в котором состоит Армения, никак по существу не отреагировал на факт азербайджанской агрессии и захвата более 45 кв. км территорий у Черного озера (Сев Лич) в Сюникской и Гегаркуникской областях. ОДКБ до сих пор даже отказывается проводить мониторинг на армяно-азербайджанской приграничной линии. И если США и Франция, как сопредседатели МГ ОБСЕ по Карабаху, официально призвали Азербайджан вывести свои войска из пределов суверенной Армении, то Россия (третий сопредседатель МГ) квалифицировал этот конфликт как «пограничный инцидент».
Вместе с этим известные российские эксперты вроде Модеста Колерова и того круче заявили, что оказывается Москва не знает где начинаются границы Армении? Спрашивается, если Москва не знает географию Армении и ее границы, то как же в таком случае она размещает в Сюникской области своих пограничников (ведь пограничник стоит на границе)? Наконец, как же данная позиция согласуется с мнением президента В.В. Путина по части готовности содействия России в делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы по картам Генштаба ВС СССР и при этом «нам никто не нужен»? Значит Россия знает где проходят границы Армении, ибо сам президент Путин говорит все карты в руках Москвы, по ним и может состояться делимитация и демаркация.
Иными словами, Россия за прошедший период после итогов Второй карабахской войны фактически поддерживала Азербайджан и подписание мирного договора с Арменией. А как подписывать подобный договор без признания территориальной целостности Азербайджана? Как известно, на трехсторонней встрече в Сочи после ноябрьской эскалации на армяно-азербайджанской границе президенту В. Путину удалось достичь заявления о скором (до 31 декабря 2021 г.) формировании комиссии по делимитации и демаркации. Однако с того времени и год завершился и 5 месяцев прошли, но ни Баку ни Ереван так и не поспешили с формированием названного института. Спрашивается, от чего Пашинян публично подверг критике действия (или бездействия) ОДКБ в апреле 2022 г., а не в мае или ноябре 2021 г. (т.е. в момент агрессии Азербайджана и отказа ОДКБ от вмешательства)? Значит премьер Армении получил некий сигнал извне, и догадаться нам в России не трудно откуда подул ветер.
Между тем, вслед за саммитом в Сочи 26 ноября 2021 г. последовала аналогичная трехсторонняя встреча лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе при участии Шарля Мишеля 14 декабря 2021 г. Вроде стороны прошлись по тем же вопросам, а вкрапление к ним президента Франции Э. Макрона добавила некий динамизм в прямых консультациях Баку и Еревана. Европа пообещала двум закавказским республикам солидные инвестиции в структурно-логистические проекты и поощрила прямые переговоры. Обида Ильхама Алиева по части первоначальной декларации о выделении Азербайджану порядка 150 млн евро при условии 3 млрд евро Грузии и 2,6 млрд евро Армении было учтено европейцами и в скором времени Баку пообещали порядка 2,1 млрд евро.
Видимо, занятость Э. Макрона президентскими выборами и надеждами на свой второй срок не позволила французскому лидеру присоединиться к очередному саммиту тройки в Брюсселе 6 апреля 2022 г. Однако данная встреча удивила своей поразительной результативностью по части достижения согласия Еревана и Баку о формировании до 30 апреля с.г. совместной комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, а главное начало консультаций и переговоров для подписания мирного договора между Баку и Ереваном с принятием всех 5 пунктов МИД Азербайджана. И это в то время, когда мир занят российско-украинским кризисом, а Москва оказалась под давлением коллективного Запада.
Турция, получив отчет И. Алиева о встрече и договоренностях в Брюсселе, уже позитивно отреагировала на динамику армяно-азербайджанских подвижек. Более того, глава МИД Турции М. Чавушоглу 14 апреля с.г. заявил, что после второй встречи спецпредставителей Турции и Армении в Вене сторонам следует последующие переговоры по нормализации межгосударственных отношений проводить напрямую без посредников в Армении и Турции. И что тут сказать Мевлюту Чавушоглу, если Ереван и Анкара хотят восстановления отношений, то зачем им третья сторона? Москва сама выступала за мир с Армении с Азербайджаном и восстановление отношений с Турцией. Но так называемая «эпоха мира» под принуждением и приводит к полной зависимости Армении от Запада и ее союзника Турции.
Пашинян надеется, что согласившись на предложения Алиева, он сможет при участии международной дипломатии (читай Запада) трансформировать вопрос Карабаха в проблему прав и свобод карабахских армян с последующим выходом на согласованное решение по статусу с гарантиями. Иными словами, Ереван, принимая требования посредников, переводит тему застарелого конфликта в плоскость правовых норм и гарантий.
С.В. Лавров на встрече глав МИД России и Армении в Москве 8 апреля с.г. посчитал, что США и Франция якобы разваливают институт сопредседателей МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию как следствие антироссийской политики в связи конфликтом между Россией и Украиной. Однако представитель США в ОБСЕ Майкл Карпентер заявил, что исключить Россию из ОБСЕ из-за событий на Украине маловероятно, ибо для этого нет соответствующей процедуры и механизма. Между тем 14 апреля официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия выходит из института сопредседателей МГ ОБСЕ и взамен вводит статус спецпредставителя главы МИД РФ по нормализации армяно-азербайджанских отношений. Согласно данному заявлению, Россия вообще не упоминает урегулирование карабахского вопроса. Из этого можно предположить, что для Москвы то ли карабахский вопрос уже урегулирован в пользу Азербайджана, то ли он вне повестки армяно-азербайджанских отношений, то ли Россия сама претендует на Карабах.
При этом, США и Франция публично не отказываются от института сопредседателей МГ ОБСЕ, но и согласны на двусторонней основе поддержать урегулирование отношений между Армений и Азербайджаном. В Ереван поочередно совершили визиты сопредседатели МГ ОБСЕ от Франции (Брис Рокфей) и США (Эндрю Шофер). Запад выступает за:
– укрепление геополитической роли члена НАТО Турции на Южном Кавказе с опорой на Азербайджан и восстановление отношений с Арменией;
– активизацию армяно-азербайджанских переговоров по части подписания мирного договора и вывода карабахского вопроса из плоскости межнационального противостояния с территориальным конфликтом в формат «прав человека и статуса региона под контролем США и Франции», где оператором будет выступать Турция;
– соответственно, вывод Азербайджана и Армении из-под геополитического влияния России.
Воспользовавшись обострением российско-украинских отношений коллективный Запад и НАТО, видимо, спешат установить монополию в урегулировании армяно-азербайджанских отношений и вытеснить Россию из «карабахского пасьянса». Мартовская провокация азербайджанской стороны в Карабахе (диверсия на участке газопровода, вторжение в зону непосредственной ответственности РМК в Аскеранском районе непризнанной НКР) очевидно была попыткой не открытия «второго фронта» для помощи Украине, ибо Баку и Анкара не настолько потеряли связь с реальностью и не станут ставить Азербайджан под удар России, а попыткой очередного давления на Армению перед встречей 6 апреля в Брюсселе.
В итоге Ереван заявляет о согласии к уступкам в карабахском вопросе. Потеря же для армян Карабаха будет при всех случаях означать: а) выход российских миротворцев из Карабаха (при этом не важно армяне там останутся или нет); б) вывод русских пограничников и военной базы из Армении. Таким образом завершится геополитическое присутствие России в Закавказье, путь Турции и НАТО в Центральную Азию будет открыт и появится новая угроза на Северном Кавказе. Такова цена Карабаха в «Большой игре».
В самом Карабахе Араик Арутюнян, предварительно до этого совершив короткий визит в Москву по приглашению компетентных ведомств (не туристом же глава хоть и непризнанной НКР приезжал в столицу России), принял с настороженностью заявления премьера Армении Никола Пашиняна. Степанакерт не согласен оставаться в составе Азербайджана, считает путь независимости от Баку единственно возможным со статусом либо независимый Арцах, либо в составе Армении, либо бессрочным сохранением российских миротворческих сил с некой вертикальной подчиненностью Москве. А что означает «вертикальная подчиненность Москве»? Если безопасность оставшейся армянской части Карабаха слабо или прочно гарантирует Россия, то со временем и финансирование этой территории может быть из бюджета РФ с российскими паспортами. Ну, а слабый «бунт» представителя оппозиции А. Ванецяна в центре Еревана 17-18 апреля по возвращению из Москвы показывает больше растерянность парламентской оппозиции, нежели мощную народную волну сбросить власть «капитулянта» Никола.
Москва понимает игры Запада, допускает пока что увлечения Баку и Еревана, но отказывает тому же Еревану в теме статуса Карабаха. Вряд ли Запад и Турция сегодня способны выдворить российские войска (миротворцев) из Карабаха пока нет армяно-азербайджанского договора. При этом неважно часть это Карабаха или весь Карабах. Как известно, ДНР и ЛНР тоже 8 лет были частью бывшего Донбасса, а сегодня там идут бои с целью восстановления всей полноты административных границ. И если в украинском случае Москва достает из «исторического портфеля» проект Новороссии или Малороссии, то где гарантия, что та же Москва не вспомнит другой «исторический проект» по части Нагорного и Равнинного Русского Карабаха? Таких гарантий ни Армения, ни Азербайджана получить не могут.
Вся затея, связанная с возвратом большей части армянского Карабаха Азербайджану якобы поможет с «другом Алиевым» решить вопрос присоединения Баку к российским интеграционным объединениям (ЕАЭС и ОДКБ), изначально была обречена на провал в силу объективных географических, этнических, экономических и политических причин (в том числе, ключевой роли Азербайджана в западной и турецкой стратегии движения в исторический Туркестан, к его природным ресурсам и военной географии).
В политике никто не отрицает личностный фактор отношений между лидерами государств. Но как бы президент России В. Путин не гарантировал «вечное правление» клана Алиевых в Баку, этот фактор может не сработать при наличии других. И. Алиев, несмотря на издержки демократии и коррупционные скандалы, пока что устраивает и Анкару, и Лондон с Тель-Авивом. Вместе с тем, Алиев не может отказаться от экспорта нефтегазовых ресурсов в Европу ради союза с Россией. К тому же, Алиев желает стать важным игроком (включая лидером) в регионе Южного Кавказа для обеспечения выхода ключевым игрокам НАТО (Турции, Британии и США) в Центральную Азию. Последнее сулит тому же Азербайджану роль связующего звена на пути транзита энергетических ресурсов приграничных прикаспийских стран (Казахстана, Туркменистана и даже Ирана) в Европу.
Московское агентство «Регнум» во главе с бывшим высокопоставленным работником Администрации президента РФ Модестом Колеровым специализируется по теме карабахского вопроса, а с недавнего времени декларировала о создании некого регионального центра по проведению полевых исследований в Арцахе. Никто толком и не знает каковы результаты работы данного центра, хотя по апрельским декларациям армяно-азербайджанского тандема становится понятным их малоуспешность. Однако центральной фигурой аналитической практики ИА «Регнум» по Кавказу и Карабаху в частности выступает небезызвестный Станислав Тарасов. В последних публикациях г-на Тарасова объективно звучат нотки тревоги последствиями подписания мира между Баку и Ереваном без Москвы под контролем Вашингтона и Брюсселя. Мы разделяем это беспокойство. Странным здесь является очередная бестолковая идея о замене в Карабахе института российского миротворческого контингента на коллективные силы ОДКБ с мандатом ООН или без оного, но не в пользу одного из членов (то есть Армении) и не против Азербайджана.
Возникает вопрос, а какое отношение ОДКБ имеет к Карабаху, если сам президент В.В. Путин в дни Второй карабахской войны публично заявлял, что Карабах не есть зона ответственности ОДКБ. Что же изменилось за текущее время? Какой мандат сегодня ООН предоставит ОДКБ, если за 30 лет этого не последовало (тем более ныне в условиях кризиса на Украине и окончательного превращения аппарата генсека ООН в придаток США)? Помнится осенью 2020 г. один заместителей министра иностранных дел России, касаясь вероятности миротворческой миссии ОДКБ в Карабахе, отмечал об отсутствии мандата ООН и важности согласия всех конфликтующих сторон на это участие (правда, как он себе это представлял, когда член ОДКБ Армения была согласна, а не член – Азербайджан против?). Наконец, а кто из членов ОДКБ согласится на данную миссию ОДКБ в Карабахе – может Казахстан или Киргизия с Беларусью, которые безоговорочно признают территориальную целостность Азербайджана с Карабахом. Минск что-то много говорит на словах в поддержку России на Украине и коридор предоставляет, но мы пока не видим ни одного белорусского солдата в составе коллективных сил СВО ВС РФ. Да и кто из тюркских стран Центральной Азии (включая Казахстан и Киргизия) будет выступать против воли Турции и НАТО в Закавказье на стороне России? Казахстан уже заявляет о своей поддержке суверенитету Украине, не противопоставляет себя антироссийским санкциям, да и от парада 9 мая отказался. Все это говорит о несостоятельности самой идеи ОДКБ в Карабахе, ибо если Армения и Азербайджан подпишут мир, то им ни РМК, ни ОДКБ, ни русские базы не понадобятся. Проект же «буферной Армении» с доминированием России благодаря самой российской дипломатии за последние годы трансформируется в альтернативный проект «моста или перекрестка».
А чего удивляться, ведь тот же Модест Колеров не далее, как в июле 2021 г. заявлял, что Армения якобы вечно пугает Россию тюркской угрозой и не представляет никакого интереса для Москвы. Ну, вот и не пугает, г-н Колеров, Армения уходит под опеку той самой Турции, а проблемы последующие оставляет вам.
В итоге в имперской политике России, как и в XVIII–XIХ вв., остается армянский фактор Карабаха. Россия не может покинуть Карабах и отказаться от юго-восточной геополитики. Все это и должно стать предметом главных тем на встрече В.В. Путина и Н.В. Пашиняна в Москве.