Сегодня исполнилось 55 лет со дня принятия Указа Президиума Верховного Совета РСФСР о передаче Крымской области в состав Украинской ССР. О законности этого решения, возможности его пересмотра и перспективах российско-украинских отношений на состоявшемся накануне в РИА «Новости» круглом столе «Крым и Россия: будем ли мы вместе?» с журналистами беседовали первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин и заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
– Какова правовая сторона передачи Крыма Украине?
Константин Затулин: Эта передача была абсолютно незаконным даже по советским меркам актом, пренебрежительным к населению. Не было заседания Верховного Совета, не было никакого подтверждения, например, в виде референдума. В 1948 г. Севастополь как военно-морская база был выведен из-под административного подчинения Крымской области и финансировался отдельной статьей Минобороны СССР как закрытый город. А в 1954 г. Севастополь просто забыли, как пальто на вешалке.
– Существует ли юридические механизмы вывода Крыма из состава Украины?
К.З.: Только что мы стали свидетелями того, что, доверившись юридической логике, Украина потеряла права на шельф острова Змеиный, а власть при этом доказывает, что поступила правильно. Крымский фактор – самый острый в отношениях Российской Федерации и Украины. Надеюсь, что на Украине придет к власти сила, которая сделает факт исторической несправедливости в отношении России малозначимым для отношений между нашими народами. Мы признаем реальность, но если сегодня Украина своими действиями фактически разрывает договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, то в истории нет ничего окончательного. В этом смысле могут возникнуть и территориальные вопросы.
– Как можно расценивать высказывания главы МИД Украины в адрес Виктора Черномырдина?
К.З.: Это абсолютно возмутительно. Причина таких высказываний – затянувшаяся агония президентской команды, представители которой выступают с крайне антироссийских позиций. С послом Черномырдиным господин Огрызко мог бы спорить на литературных диспутах. От анекдотов и каламбуров Черномырдина украинская государственность не рухнет, а территориальная целостность Украины не пострадает. Я слышал гораздо более жесткие высказывания в отношении России из уст украинских официальных лиц. Антироссийский настрой последних дней объясняется политическим кризисом на Украине, который не может быть разрешен без проведения выборов. Это будет плохое время для российско-украинских отношений, потому что Ющенко хочет приподнять свой рейтинг, идя на конфликт с Россией.
– Неужели кто-то отдаст голоса за Ющенко?
К.З.: Его рейтинг не выходит за рамки среднестатистической погрешности: 2% — 5%, не более. Даже критически настроенный в отношении к России избиратель находит других кумиров, даже для него Ющенко выглядит как лузер, человек, который не в состоянии добиться того, чего хочет. Я не вижу перспектив для Виктора Ющенко сохраниться во власти после 17 января. Это традиция украинской власти – президенты категорически не хотят уходить. А Ющенко – человек, который живет в мире своих представлений о трипольской культуре и собственном мессианстве, что и стало поводом для злосчастных анекдотов Черномырдина.
– Вероятно ли в Крыму развитие событий по грузино-осетинскому сценарию?
К.З.: Думаю, у украинской власти хватит здравого ума, чтобы не прибегать к тем методам, которые употребил Саакашвили к Южной Осетии или как это сделал Шеварднадзе в отношении Абхазии.
«Yтро»: Россия сокращает свое присутствие в Севастополе?
К.З.: Россия пока ничего не сворачивает в Севастополе. Таких политических решений нет. Происходит повсеместное сокращение российских Вооруженных сил, в том числе и на Черноморском флоте. Визит министра обороны РФ, который в течение часа общался с Военным советом Черноморского флота, не является решением всех вопросов, связанных с Севастополем. Присутствие России в Севастополе, при всем уважении к Минобороны, – вопрос уровня руководства страны. Думаю, российская власть верит в то, что достижимо состояние, при котором дальнейшее базирование ЧФ в Крыму после 2017 года после переговоров с будущими украинскими властями окажется возможным.
«Y»: Вы допускаете вероятность конфликта в Черноморском бассейне, учитывая развитие военного потенциала Грузии и Украины?
К.З.: Наши военные обязаны просчитывать разные варианты, чтобы быть уверенным в том, что оборона и безопасность страны не понесет ущерба. Они должны работать на то, чтобы этот сценарий никогда не осуществился. Я убежден, что сегодня украинские армия и флот не могут быть отмобилизованы на военные действия с Российской Федерацией. Я не верю в затяжной военный конфликт между Россией и Украиной в ближайшее время. Хотя это может произойти в какой-то перспективе в результате небрежения со стороны властей России и российского общества к происходящему на Украине, последовательной и успешной обработки украинского населения на протяжении долгого периода, в результате ряда сдвигов в сознании украинского и русского народов, которые сделают это допустимым. Пока, на мой взгляд, этого нет. Неблагоприятные симптомы пока еще не сложились в картину. Я знаю настроения в Вооруженных силах Украины. Поверьте, они далеки от того, чтобы аплодировать своему верховному главнокомандующему.
«Yтро»: Возможно ли введение Киевом визового режима с Россией?
К.З.: Власти Украины, как в известной поговорке, каждый раз награждают себя серпом по одному месту. Со стороны Киева возможно поведение, которое не отвечает украинским национальным интересам. По большому счету, это и происходит в настоящий момент. Мне кажется, Виктор Ющенко находится в таком состоянии, что, если бы завтра украинская экономика развалилась окончательно, он не горевал бы по этому поводу, а радовался оттого, что сможет на этом основании предъявить претензии правительству и наконец-то закопать Юлию Тимошенко, доказав всем, что она неправа. Человек находится в таком душевном состоянии и так понимает свои полномочия. Так что может быть всякое. Но в безвизовом пространстве сегодня в первую очередь заинтересована Украина и во вторую – Россия, и никак не наоборот.
«Yтро»: Можно ли считать исчерпанным газовый конфликт?
Владимир Жарихин: Юлия Владимировна не случайно просит $5 миллиардов у России, потому что видит: других денег, чтобы отдать за газ, у Украины нет. Ведь второй транш МВФ не дает. Там, в договоре, действительно очень жесткие условия по оплате. Ведь задержка в оплате подразумевает переход на стопроцентную предоплату за газ помесячно. Если предоплата не проводится, «Газпром» будет вынужден перекрывать заслонку Украине, а Украина тогда перекроет заслонку Европе. Так что посреди года может возникнуть новый кризис. Команда Ющенко действует по принципу «Чем хуже, тем лучше». У Ющенко нет шансов в электоральных условиях остаться президентом. Боюсь, что его команда разыгрывает вариант ввода прямого президентского правления.
Беседовал Юрий Котенок