22 мая открывается Всемирный русский народный Собор, ключевым моментом которого является выступление Патриарха Кирилла перед молодежной аудиторией на стадионе в «Измайлово».
Этот размах Патриарха вызвал противодействие недоброжелателей Русской Церкви. Вновь произошло «лексическое» и демагогическое единение секулярных либералов и миссиофобов – изоляционистов. Они объединились против миссионерско-молодежно-стадионной политики Патриарха Кирилла. «Независимая газета» просто занялась «черным пиаром», сравнив Патриарха с Горбачевым — политиком, имя которого негативно воспринимается общественным мнением и связывается с развалом Исторической России. «Горбачевизм» Патриарх Кирилла, оказывается, состоит как раз в его миссии на стадионах, в его общении с людьми и кампании по борьбе с алкоголизмом.
Эти сравнения — дешевка и не выдерживают критики.
В отличие от косноязычного Горбачева, Патриарх Кирилл действительно является блестящим и убедительным оратором. Он умеет владеть аудиторией. Его проповеди на телеэкранах, стадионах, на рок-концертах, в студенческих аудиториях, законодательных собраниях и перед трудовыми коллективами одинаково интересны для самой разной аудитории.
Выступать перед своим народом — это долг любого пастыря. Это делают все крупные религиозные и общественные деятели, а не только Горбачев. Медведев, Путин, Обама выступают перед большими, огромными аудиториями. Почему им можно, а Патриарху — нельзя? И причем здесь Горбачев?
Кроме того, в отличие от Горбачева, Патриарх Кирилл призывает к сохранению духовного и цивилизационного единства Исторической Великой, Малой и Белой Руси. И в этом смысле Патриарх — это антигорбачев.
Что касается борьбы с алкоголизмом, то с этим злом боролся царь-мученик Николай Второй. И вообще – это действительно актуальная проблема, и ее надо решать, а не бояться сравнений с Горбачевым. Вообще, демагогов этих не бояться надо, а по рукам им давать, адекватно отвечать, защищать безальтернативный миссионерский курс Святейшего.
Как раз Русская Церковь может поучиться на ошибках горбачевской антиалкогольной политики, и сделать свою яркую, креативную программу, которая, естественно, не будет сводиться только к запретам. Надо понимать, что основная масса пьющих, спивающихся людей — это отнюдь не интеллектуалы, а простые люди. Поэтому, если Русская Церковь не хочет проиграть эту войну, у нее нет другого выхода, как без оглядки на снобов и миссиофобов, использовать потенциал «массовой культуры», «попсы», телесериалов, где батюшка вытаскивает со дна пьющего мужика. Неизбежно создание клипов, «смехотерапии», ток-шоу, компьютерных игр, словом всего информационного арсенала .
Необходимо создание активной реабилитационной среды при приходах и монастырях, среды православного досуга, в том числе православных ночных клубов, о которых говорил о. Всеволод Чаплин.
Если этого не сделать, то, тогда, действительно антиалкогольная стратегия Русской Церкви будет воспринята как очередная формально-запретительная морализаторская кампания, которая быстро сойдет на нет. И есть все основания полагать, что Патриарх это прекрасно понимает.
Противники Русской Церкви лживы и нечестны. Если бы они честно сказали, что они против усиления влияния Русской Церкви, которое будет следствием миссионерско-стадионной линии Патриарха, их бы на Колыму не сослали. Ведь никуда не сослали главного редактора НГ Константина Ремчукова после того, как он публично выступил против признания Абхазии и Южной Осетии. Но оппоненты Церкви Русской хитрят, наводят тень на плетень, приплетают Горбачева, Папу Римского, кого угодно.
Между тем, стадионная миссия непросто безальтернативна, она запоздала. Пример тому — генерация русскоязычных политиков–протестантов, выходцев с Юго-Востока Украины, с этой, казалось бы исконной канонической территории Московского Патриархата. Пока православные боролись с ИНН, протестанты выступали на стадионах, в ВУЗах, работали с политической элитой. В итоге мэром Киева, города Крещения Руси, стал русский «харизмат» Леонид Черновецкий из Харькова; правой рукой Юлии Тимошенко является русский баптистский пастор из Екатеринослава Александр Турчинов (бывший даже главой СБУ), а новым главой Госкомрелигий Украины стал русский Юрий Решетников, родом из Новороссии — из Запорожья, закончивший Одесскую семинарию. Только не православную, а протестантскую.
Еще одного следствие миссионерского паралича — это данные социологического исследования, проведенного Украинским филиалом Института Стран СНГ «Православие на Украине: социологический портрет».
Согласно опросу, на сегодняшний день 22% населения областных центров Украины относят себя к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, 19% населения областных центров идентифицируют себя, как прихожан так называемой «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата». 27% жителей областных центров считают себя православными, но затрудняются с определением, к какой из конфессий они относятся.
Эти данные свидетельствуют о том, что очень большое количество граждан, отвечая на вопрос «К какой конфессии вы себя относите?» отождествляют географические границы Украины с конфессиональными границами. То есть очень многие полагают, что если они живут на Украине, в которой столицей является Киев, и ходят в церкви на территории Украины то, соответственно, они и относятся к т.н. «Киевском Патриархату». В свою очередь это свидетельствует о том, что значительное количество граждан, проживающих в областных центрах Украины, являются «невоцерковленными православными», которые вообще ничего не знают о разнице между Православием и расколом.
Авторы исследования подчеркивают: «Основываясь на полученных данных можно констатировать, что, начиная с 90-х годов прошлого столетия, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата на Украине не уделяла должного внимания позиционированию бренда «Православие», что привело к размыванию данного термина и, как следствие, на данный момент в массовом сознании не возникает никаких противоречий, когда в средствах массовой информации и в обыденных дискуссиях употребляется наименование раскольников-филаретовцев, как «православных Киевского Патриархата».
Конечно, можно все свалить на американцев и антиправославные украинские власти. Но протестанты, которые вырастили свою активную молодежь и политиков, которые сейчас приходя к власти, были в худшем положении на Украине, чем Украинская Церковь Московского Патриархата при Кучме и, особенно, при премьерстве Виктора Януковича. Просто протестанты, у которых на Украине нет корней, первоначально не было и властной поддержки, занялись миссией и молодежью и добились успеха в первоначально недружественной им среде.
В связи с этим я бы даже ввел «мораторий» на обвинения в адрес антиправославных сил. Они действительно делают свою работу, но сложившаяся ситуация — наш провал, а не их победа. Сколько можно все списывать на «них»? Ведь активной миссионерской работой в Русской Церкви занимается небольшое количество людей, которых можно пересчитать по пальцам, хотя это должно быть обязанностью каждого священника и мирянина.
Данные опроса наглядно подтверждает тезис о дезориентации в церковных вопросах значительного количества украинских граждан, проживающих в областных центрах страны. Только 14% граждан, проживающих в областных центрах Украины, назвали главой Церкви, к которой они себя относят, Патриарха Кирилла, 7% назвали в качестве главы церкви, к которой они себя относят, Митрополита Владимира.
Среди воцерковленых, «практикующих» православных Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 42% считают своим Предстоятелем Патриарха Кирилла, 5% полагают, что главой УПЦ МП является Митрополит Владимир (Сабодан).
Следует отметить, что раскольника Денисенко, именуемого некоторыми, как Патриарх Филарет, считают предстоятелем своей церкви только 6% жителей областных центров Украины, в то время, как 19% отнесли себя к прихожанам Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
О чем это говорит? О том, что большинство граждан Украины, идентифицирующих себя как православные, не знают своего Первоиерарха — Патриарха Кирилла и Киевского митрополита Блаженнейшего Владимира. То, что в «Киевском патриархате» «такой же бардак», не должно нас успокаивать.
А вот униаты работают. Их, согласно данным опроса, уже 8 % населения Украины, и каждый униат знает, что главой греко-католиков Украины является Любомир Гузар.
Как они этого добились? Миссионерско-молодежной работой. Вспомним Собор униатской церкви 2007 года в Киеве, где несколько дней подряд униатские епископы и лидеры молодежных организаций в «неформальной обстановке», у костра, обсуждали вопросы миссионерской стратегии.
Приведем и другие значимые данные опроса.
Среди членов т.н. «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» по 17% прихожан назвали, как главу церкви Митрополита Владимира (Сабодана) и раскольника, так называемого, Патриарха Филарета (Денисенко). В то же время, 7% граждан, идентифицирующих себя с УПЦ КП, полагают, что главой их церкви является Патриарх Кирилл!
Полученные данные убедительно свидетельствует о том, что многие ходят в «Киевский патриархат» только потому, что каноническая Церковь не проводит активной миссионерской и антираскольнической политики (действительно, Миссионерские съезды много лет не собираются в России, а на Украине и подавно). Эти люди даже не знают, что они в расколе, потому что им это никто не объяснил. Еще один пример. Государство построило Русской Церкви храмы на московских вокзалах, в том числе на Киевском, через который проходят миллионы граждан Украины. Там богослужение проходит крайне редко, не говоря уже о какой-либо миссионерско- просветительской деятельности. И это в месте, где люди находятся часами и с удовольствием бы смотрели, брали в дорогу соответствующие книги, фильмы, диски.
Поэтому говоря о будущем Русской Церкви — «миссия или смерть», мы не преувеличиваем. Соответственно, проповеди Патриарха Кирилла на стадионах и другие проводимые им акции должны стать нормой для всей Русской Церкви.