×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/kto-stoit-za-djeysh-al-mahdi/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля
Кто стоит за «Джейш Аль Махди»?
11:38, 16 февраля 2011  
172
0

Взрывы в синагоге и у дворца спорта в Бишкеке, неудавшийся подрыв автомобиля у здания ГУВД Бишкека… В настоящий момент спецслужбы задержали 11 граждан, подозреваемых в участии в террористической группировке. Двое во время операции по задержанию убиты. Троим пока удается скрываться. Они в розыске.

По словам председателя СНБ КР К. Дюшебаева, члены группы планировали взрывы у зданий иностранных посольств и являются участниками террористической организации «Жаамат Кыргызстана Жайшуль Махди». Лидер группировки Советбек Исламов убит во время операции по его задержанию. Все задержанные являются уроженцами нарынской и чуйской областей КР.

Члены группировки взяли на себя ответственность за проведение взрывов у синагоги и Дворца спорта, а также подготовку теракта у здания ГУВД столицы Кыргызстана.

Анализ соответствующего заявления главы СНБ прояснил многое. Ранее спецслужбы делали довольно противоречивые и непонятные заявления по поводу личностей задержанных и их статуса в религиозном сообществе мусульман КР. Во-первых, становится понятным, что упоминание в названии личности МАХДИ не свойственно суннитским террористическим группировкам и организациям. Насколько известно, МАХДИ абсолютно нигде не упоминается в наименованиях всех существующих террористических и радикальных групп суннитского толка. «Джейш Аль Махди», с арабского дословно переводится как «армия Махди». Личность МАХДИ (Махди́, араб, mahdī‎‎, «ведомый по пути Аллаха») — провозвестник близкого конца света, последний преемник Пророка Мухаммада. Целиком его имя произносится как Махди Сахиб аз-Заман (подл. имя Мухаммед). В Коране Махди не упоминается, однако идея Махди широко толкуется в достоверных хадисах.

В хадисах Пророка Мухаммада все особенности Махди описываются очень подробно. В пояснениях алимов-ученых теологов Ислама также содержатся сведения о его личности.

Ислам описывает признаки Махди:

· Он будет происходить из рода Пророка Мухаммада;

· Он распространит подлинную мораль Ислама по всему миру, и нравственные заповеди Корана станут господствующими, приоритетными на земле;

· Он очистит подлинную веру от всех ересей и наслоений, которые были внесены в нее после Пророка Мухаммада;

· Он установит мир и благополучие на всей земле, сплотит весь Исламский мир, не останется никаких течений и сект, все верующие станут едины под его руководством, весь Исламский мир признает его как своего имама, лидера;

· Он сплотит в единой вере всех людей Писания.

Согласно хадисам Пророка, Махди приготовит в Иерусалиме дом для Иисуса. Известно, что и мусульмане ожидают второго пришествия Иисуса, как пророка, который установит на земле Ислам. Мусульмане считают, что Иисус во время своего второго пришествия столкнется с яростным противостоянием по отношению к нему со стороны современных христиан, которые, согласно мнению мусульман, в значительной степени отошли от догматов учения Христа. Однако, время появления Махди приходится на более ранний период, чем пришествие Иисуса и будет сопровождаться глобальным противостоянием мусульман с безбожным миром. Вместе с тем, по мнению теологов мусульман, это противостояние будет носить в большей степени характер религиозных диспутов, нежели вооруженное противостояние. Махди, согласно исламскому вероучению, найдет достоверные заповеди Моисея на Ближнем Востоке и в спорах с иудеями, приведет их к Исламу и ему же, согласно Исламу, принадлежит победа в завоевании Константинополя (Стамбула) в будущем. Вместе с тем, тематика Махди в суннитской эсхатологии никогда не бралась за основу военно-джихадиcтской доктрин ни в одной из ныне и ранее существующих радикальных течений суннитского толка.

По иному обстоит ситуация с шиитскими военизированными группами. Впервые громко о себе заявила группа с аналогичным киргизской группе названием «Джейш Аль Махди» в Ираке в 2003 г. после разгрома саддамовских силовых структур и захвата Багдада американцами 9 апреля 2003. Вначале «Армия Махди» представляла собой немногочисленную группу примерно из 500 студентов исламской семинарии в багдадском районе Садр-Сити (ранее известном как Саддам-Сити). Они обеспечивали раздачу населению гуманитарной помощи и охраняли бедные шиитские кварталы от грабителей и мародёров. Лидером этой группы с самого её основания и по сей день является молодой шиитский деятель Муктада ас-Садр.

Постепенно численность отрядов выросла до десяти тысяч бойцов, и в настоящее время в некоторых районах Ирака «Армия Махди» представляет собой своего рода «теневую власть». Несмотря на резко антиамериканский характер проповедей Муктады ас-Садра, вначале он не допускал нападений контролируемых им вооружённых отрядов на коалиционные силы и отказывался присоединяться к нападениям, которые совершали суннитские боевики.

Позиция ас-Садра, однако, резко изменилась к началу апреля 2004. После закрытия принадлежавшей ему газеты «Al-Hawza» и ареста одного из его основных помощников ас-Садр выступил с неожиданно горячей проповедью, и уже на следующий день, 3 апреля, по всему шиитскому югу пронеслась волна протестов, которая 4 апреля переросла в вооружённое восстание «Армии Махди».

Восстание завершилось перемирием с американскими оккупационными властями. Муктада ас-Садр повысил свой авторитет и закрепился в Эн-Наджафе. В то же время восстание «Армии Махди» не смогло предотвратить передачу власти в стране от Временной оккупационной администрации временному иракскому правительству, которая состоялась 28 июня 2004 г., на несколько дней ранее запланированного.

Однако временный премьер-министр Ийяд Аллауи не смог вернуть Муктаду ас-Садра и его боевиков к мирной жизни. Муктада ас-Садр свои вооружённые отряды не распустил, новое правительство не признал, от участия в выборах нового парламента отказался.

После заключения перемирия ас-Садр создал видимость, что его вооруженные отряды расформированы. Он обратился к тем боевикам, которые были родом из других городов, с призывом «исполнить свой долг» и разойтись из Эн-Наджафа по домам. Ас-Садр запретил своим сторонникам нападать на иракские силы безопасности и объявил о намерении сформировать политическую партию и участвовать в выборах 2005 года.

25 марта 2008 г. сразу же после заявления президента США Джорджа Буша о победе демократии в Ираке в Багдаде начались тяжёлые бои между полицией города и отрядами «Армии Махди». Буквально в этот же день волнения охватили весь юг Ирака. По состоянию на 9 часов утра (по московскому времени) 26 марта 2008 г. в боях было убито около 40 человек. 28 марта 2008 года отряды «Армии Махди» заняли центральную часть Басры, выбив оттуда правительственные войска. Также повстанцы взяли под свой контроль несколько пригородных кварталов этого крупного города на юге Ирака.

Сражения возобновились после оглашения требования премьер-министра Ирака Нури аль-Малики к Муктаду ас-Садру распустить «Армию Махди», угрожая в противном случае запретить его сторонникам любую политическую деятельность, включая участие в выборах. Лидер «Армии Махди» согласился распустить свою организацию в случае одобрения этого решения со стороны шиитских религиозных учёных. Решение не было одобрено, шиитские учёные запретили распускать «Армию Махди».

Шиитская доктрина несколько разница с представлениями суннитов о личности Махди. Шииты с нетерпением ожидают пришествия Махди и связывают с ним свое будущее. И в этом их большое отличие от мусульман суннитов. Суннитский Ислам, хотя и признает пришествие Мессии, но ему не присуща пропаганда его скорейшего пришествия. Все события, связанные с Махди, произойдут по воле Бога только тогда, когда он этого пожелает. А мусульмане до пришествия Махди и после него должны жить так, как им приказал Аллах. Т.е. суннитский Ислам относится ко второму пришествию Мессии Исы и Махди лишь как к эпизоду в истории мира. Но шиитские представления о Махди более категоричны в своей эсхатологии и связывают свое будущее только с пришествием Мессии.

В имамитско-джафаритском шиизме Махди — это почитаемый ими 12-й имам Мухаммад ибн Хасан. Аятолла Табатабаи писал о нем: «Его светлость Махди-обещанный, которого обычно называют имамом века или же сахеб-аз-заман, сын одиннадцатого имама, родился в 255 или 256 году хиджры в Самере и до 260 года, когда его отец был предан мученической смерти, жил под покровительством отца и был скрыт от взоров людских за исключением нескольких приближенных шиитов, которые имели честь встречаться с ним». [Аятолла Табатабаи. «Шиизм в Исламе». Всемирная ассамблея «Ахль-аль-Бейт». Кум (Иран) стр. 254]. Далее Аятолла Табатабаи писал, что его сокрытие происходило в два этапа. Это период «Малого сокрытия» (аль-Гайба ас-Сагира), в течение которого этот имам общался с шиитами посредством указанных выше «приближенных шиитов, которые имели честь встречаться с ним». Этих людей Табатабаи назвал полномочными представителями имама. Он называет несколько таких представителей. Это Чанди Осман бен Саид Омари, который «был приближенным и доверенным лицом его отца и деда и через него отвечал на вопросы и требования шиитов». Далее он упоминает в качестве второго представителя имама сына бен Саида Омари Мухаммада бен Османа, затем Абульгасема Хусейна бен Рух Нобахти и, наконец, Али бен Мухаммада Самери. Этот период в шиитской традиции называется периодом малого сокрытия, которое, по Табатабаи, длилось 70 лет (с 260 г.х. до 329 г.х.). После смерти последнего полномочного представителя имама Али бен Мухаммада шииты объявили, что с этого момента начался период т.н. «Великого сокрытия» (аль-Гайба аль-Кабира), которое началось с 329 г.х. и продолжается до сегодняшнего дня. [Аятолла Табатабаи. «Шиизм в Исламе». Всемирная ассамблея «Ахль-аль-Бейт». Кум (Иран) стр. 254].

Зададимся вопросом: откуда в суннитском Кыргызстане оказалась «Армия Махди»?

Конечно, дело в данном случае не в том, что какая-то группа вдруг стала бороться, отстаивая определенные позиции в КР в интересах будущего пришествия «Махди». Известно, что все задержанные были уроженцами северных областей республики, в частности Нарына и Кемина. Нарын вообще всегда отличался своей пассивностью в каких либо процессах, связанных с активностью мусульман даже на бытовом уровне.

Усложнило анализ террористической группы «Джейш Аль Махди» информация, появившаяся в прессе о том, что 12.06.2010 временное правительство издало временный мандат. Согласно этому документу: «В целях организации гуманитарной помощи населению г. Ош, пострадавшему в ходе массовых беспорядков 10 -11 июня 2010 г., а также для налаживания связей с общественностью Ошской и Джалал — абадской областей представителями местных сообществ направляется группа в составе…». Далее перечисляется список лиц, входящих в эту группу. Возглавляет эту группу Токтаим Уметалиева, лидер партии «Жашасын Кыргызстан», известный в Кыргызстане правозащитник, председатель ассоциации НКО и НПО в Кыргызстане, которые во многом финансируются западными странами. В списке фигурируют также имя Абдрахманова Эдила, который входил в террористическую группу «Джейш аль Махди», был ранен в ходе спецоперации. В настоящее время находится в больнице. Из имен, упомянутых в прессе это пока один член, ликвидированной группы, чье имя значится в списке временного мандата.

Все выглядит довольно запутанно. Эксперты высказывают разные мнения. Одни утверждают, что организация взрывов без жертв – мероприятие СНБ КР для привлечения средств международного сообщества для борьбы с терроризмом. Другие настаивают на том, что возможно террорист попал в список членов гуманитарной миссии как человек, желающий учувствовать в гуманитарных мероприятиях и не более.

Возможно, в Кыргызстане, кто-то сильно желает оставить шиитский след террористической деятельности или же это всего лишь случайное совпадение череды неудавшихся или же задуманных терактов. При этом, возможно, название членами террор-группы выбрано, как говорится «от фонаря». Тем не менее, организация террористической группы или ячейки, тем более на идейной основе, предполагает глубокую идеологическую работу и почему эта группа позиционирует себя именно как имеющая в своей идейной базе шиитскую составляющую, остается пока не ясным.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

30 января 2025

В правительстве Киргизии почти не осталось женщин. Такое заявление сделала депутат киргизского парламента Камила Талиева, сообщает «Sputnik Кыргызстан». Как передает агентство, заявление парламентария было связано с назначением на должность министра цифрового развития республики Азамата Жамангулова, сменившего на этом посту Нурию …

28 января 2025

 Таджикистан и Киргизия договорились о взаимном обмене земельными участками с домостроениями в приграничных сёлах. Об этом в интервью агентству «Кабар» заявил президент КР Садыр Жапаров. «У нас есть приграничные сёла, расположенные, как шахматная доска, с перемешанными домами. Мы также урегулировали …

22 января 2025

 В Киргизии запретили ношение одежды, скрывающей лицо. Соответствующий закон подписал президент республики Садыр Жапаров, сообщает пресс-служба главы КР. В соответствии с новой законодательной нормой предусмотрена ответственность: за ношение одежды, не позволяющей идентифицировать личность гражданина в учреждениях органов государственной власти и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.