29 мая с.г. двусторонние российско-украинские отношения по газу перестали носить сугубо двусторонний характер и стали по-настоящему международными. В этот день на встрече в Астане председатель правительства РФ Владимир Путин объявил, что Россия не может предоставить Киеву кредит в 5 млрд. долларов для заполнения украинских подземных газовых хранилищ.
Создание этих запасов Украине необходимо для рутинного снабжения природным газом европейских стран в осенне-зимний период 2009-2010 года.
Почему Москва заняла такую неуступчивую позицию? Причина лежит на поверхности. Учитывая прежний опыт взаимоотношений с украинским правительством «по газовым делам», когда, вследствие рассогласованности действий президента и премьер-министра нашей южной соседки, Киев неоднократно отказывался от принятых на себя обязательств, Москва не хочет подвергать себя рискам и предпочитает иметь «утром деньги, а вечером стулья».
При этом Москва, может быть, потому, что не желает забывать многосотлетнюю единокровность истории, не хотела бы оставлять Киев один на один с проблемами неплатежеспособности. Поэтому российское правительство, с одной стороны, проявляет готовность заплатить за Киев, но, с другой, предпочитает это сделать не своими руками, а через МВФ, избавляя, таким образом, себя от риска невозврата украинского долга.
Специальным письмом председателя Правительства РФ Россия 29 мая уведомила штаб-квартиру Международного валютного фонда в Вашингтоне, что она могла бы приобрести облигации МВФ до 10 млрд. долларов, но при условии, что часть этих денег МВФ предоставит Украине для расчетов за закачку российского природного газа в подземные хранилища Украины.
Всё это Владимир Путин подробно объяснил Юлии Тимошенко на встрече в Астане 29 мая.
В настоящее время в украинские газохранилища уже закачано около 16 млрд. кубометров. Киевские власти намерены довести этот объем до 28 млрд. кубометров, считая, что такой объем создаст необходимый запас прочности и успокоит Евросоюз, что не повторится ситуация января 2009 года, когда из-за неуплаты Киевом долгов за поставленный «Газпромом» газ прокачка топлива со стороны России была приостановлена.
Существует, правда, точка зрения, высказанная, например, «Независимой газетой», что Москва, дескать, потому настаивает на немедленной оплате газопоставок Киеву, что «Газпром» заинтересован в том, чтобы продать как можно больше газа по выгодной цене. Подразумевается, что осенью цена на газ может упасть.
Основания для таких предположений имеются.
Глобальный финансово-экономический кризис к сегодняшнему дню уже обрушил объемы потребления нефти и газа в национальных экономиках, а вслед за этим вполне может наступить и обвал цен на газ, привязанных к ценам на нефть.
В самом деле, с началом кризиса на Украине потребление газа сократилось с 40 млрд. кубометров до 22 млрд. то есть на 55%. Примерно на такой же объем сократились поставки газа и в Европу. Вследствие этого сокращения, «Газпром» пошёл на вынужденную меру и предложил уменьшить закупки газа в Туркмении. Предполагалось, что Ашхабад в 2009 году поставит в Россию свыше сорока миллиардов кубометров газа по цене 314 долларов за 1 тысячу кубов.. Но «Газпром» столкнулся с огромными убытками вследствие недопоставок газа в Европу и потому предложил Ашхабаду снизить ежесуточный объем поставок из Туркмении со 115 млн. кубометров в среднем за сутки до 27 млн., а в целом за год снижение составит 22 млрд. кубов. Практически, это означает, что «Газпром» предложил сократить стоимость контракта с Ашхабадом по 2009 году до 40% (учитывая, что до мая газ выбирался по договоренным объемам). Ежемесячные доходы Туркмении, таким образом, должны упасть с 1 млрд. долларов до 200 млн.
Ашхабад, естественно, взвился и потребовал выбирать газ в соответствии с договоренностями, подписанными 31 декабря 2008 года. «Газпром» объяснил, что ему сбыть эти объемы просто некому. Украине не может, так как Киев получает углеводороды от «Газпром» по 270 долларов за 1 тысячу кубометров, поэтому поставлять ему туркменский газ, который «Газпром» покупает по 314 долларов, Москва не может. Она может поставлять туркменский газ только в Европу, где продажные цены выше (Болгария, например, покупает газ у «Газпрома» по 400 долларов за 1 тысячу кубов). Поэтому, предложил «Газпром» Ашхабаду, или давайте снижать цену на газ, или сокращать объем поставок. В ответ Ашхабад вообще прекратил поставки.
Туркмения сейчас шантажирует «Газпром» угрозой, что весь свой газ будет отдавать Китаю и альтернативному России Транскаспийскому газопроводу. Но на деле таких газопроводов пока нет и раньше, чем через 2-3 года, они появиться и не могут (если вообще появятся когда-нибудь). Так что Ашхабаду придется смириться с создавшейся ситуацией.
А пока Россия обеспечивает треть газопоставок в Европу. После кризиса, начнется рост экономики Европы и по прогнозам экспертов (если им можно верить) он составит в среднесрочной перспективе – 5-6% в год. Этот рост предполагает рост потребления электроэнергии – по 3% в год. Без российского газа обеспечить его невозможно. Между тем, в последние 3 года случились два кризиса с газопоставками в Европу, в январе 2006-го и январе 2009-го. И оба кризиса — по вине Украины и вследствие бездействия двух руководителей ЕС – председателя Еврокомиссии португальца Ж.М.Баррозу и верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики испанца Х. Соланы. Сейчас мы стоим на пороге нового. Поэтому в настоящее время Евросоюз вынужден будет искать компромиссы с учетом интересов России.
18-19 июня состоится саммит ЕС. Там одним из главных будет вопрос российско-украинских газовых отношений: где взять деньги на закачку в украинские газохранилища российского газа? Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони уже заявил, что надо принять предложение Москвы и оплатить часть долгов Украины по природному газу.
Между тем, итальянский концерн «ENI» планирует вместе с «Газпромом» удвоить пропускную способность «Южного потока» (до 40 млрд. кубометров в год). С учетом возможного ввода в строй через 5 лет «Северного потока» (55 млрд. кубов) Украина к 2016 году может вообще потерять статус важной транзитной газопропускающей страны. Будет закупать у России газ только для своих собственных нужд.
В этом свете позиция председателя правительства РФ, занятая им 29 мая в Астане, представляется наиболее прагматичной: голова о зимних поставках природного газа должна болеть не у России, а у тех, кому этот газ зимой нужен будет до зарезу.
Но здесь имеется одно привходящее обстоятельство, которое со временем может радикально изменить всю нарисованную выше картину. Пока об этом никто не говорит. У меня, однако, складывается впечатление, что когда спохватятся, то будет уже слишком поздно.
Ни у кого сегодня (сегодня!) нет сомнения в том, что в споре между Москвой и Киевом по газовым делам, Запад, как обычно, встанет на сторону Украины и поможет ей справиться с платежными трудностями. Этот чемодан без ручки Запад в 2004 году себе на спину взвалил и сбросить его на обочину уже не сможет. Поэтому западные средства информации изо всех сил политизируют газовые сюжеты (не в пользу Москвы, естественно). Но скоро, очень скоро, все эти сложности взаимоотношений по газу (угроза построить обходные, по отношению к России, газотранспортные артерии и т.д.) могут переквалифицироваться из ранга вопросов глобальной стратегии в разряд мелких интрижек. На пороге уже стоят совсем другие проблемы, которые в корне могут изменить отношение к энергоносителям.
Дело в том, что глобальный финансово-экономический кризис в конечном итоге может радикально изменить долевое соотношение частей в формуле «производство-энергопотребление».
Существовавшее до кризиса расточительное расходование энергии при производстве продуктов промышленности на глазах начинает стремительно изменяться в сторону уменьшения удельного веса второй части. Во-первых, уже начался необратимый процесс постепенного замещения нефти как источника энергии природным газом. Производство электроэнергии будет во все большей степени зависеть не от употребления нефти, а от употребления природного газа.
Во-вторых, уже видно, что начался и другой процесс – замены углеводородных элементов в процессе производства электроэнергии совсем другими элементами (атомная энергия, источники, которые будут получаться при помощи использования нанотехнологий). Нынешняя материальная цивилизация на наших глазах вступает в фазу радикальной структурной перестройки. Как ещё осенью 2008 года предупредил Сергей Глазьев, уже идет формирование нового технологического уклада. Ядро этого нового технологического уклада формируется по разным направлениям и с темпом информационно-коммуникационной технологии от 35 до 100 процентов в год по линии нанотехнологий, бионанотехнологий, генной инженерии и т.д.
Судя по всему, на протяжении жизни одного поколения человечество будет свидетелем почти полного отказа от нефти, как источника получения энергии.
По-видимому, двигатели внутреннего сгорания в качестве движущей силы нынешней материальной цивилизации сами по себе ещё долго будут служить людям, но внутри них будут сгорать уже не нефть и её деривативы, а расщепленный водород, гелий (запасы которого на Луне, например, неисчерпаемы) и т.д.
Газ, правда, ещё долго будет использоваться для производства электроэнергии и для удовлетворения бытовых нужд. Но со временем будет заменен и он.
Когда это произойдет (а это произойдет с неизбежностью), международные конфликты между Россией и Украиной, между Россией и Евросоюзом по поводу прокладки газопроводов в обход России, будут вспоминаться с улыбкой (если вообще будут вспоминаться).
Разумеется, конфликты как таковые никуда не уйдут, не исчезнут. Пока жива Россия Запад никогда и ни за что не успокоится в попытках подчинить своей воле внутреннее развитие нашего народа. Но это будут совсем уже другие конфликты, по другим поводам.
Всё сказанное не означает, конечно, что Россия сегодня не должна отстаивать свои национальные интересы в спорах с ЕС, Украиной и т.д. по поводу выгодной реализации своих энергоресурсов. Должна, и ещё как должна. Но при этом российское правительство должно отдавать себе отчет в том, что сегодня нужно смотреть подальше вперед, и пока у нас есть возможность получать деньги (и неплохие) от продажи нефти и газа, мы должны это делать с наибольшей для своих национальных интересов выгодой. Очевидно, что использовать значительную часть этих денег следует для радикальной структурной диверсификации российской экономики с учетом вышесказанного. Нужно пустить эти деньги в значительной части на разработку качественно иной модели экономики, где нефть и газ уже не будут играть нынешнюю роль.
После завершения нынешнего финансово-экономического кризиса старой экономики уже больше не будет никогда. А кто будет цепляться за неё, тот проиграет всё, и настоящее, и будущее.