Еще одним ударом по оппозиции стало решение Конституционного Суда, который 8 апреля, взвесив все «за» и «против» (с одной стороны, депутаты попадают в парламент по спискам партий, а с другой – не ограничены в свободном передвижении и голосовании), официально огласил решение о формировании коалиции. Согласно этому решению, КС признал, что отдельные народные депутаты, включая и тех, кто не входит во фракции, инициировавшие создание коалиции, имеют право участвовать в формировании парламентского большинства.
Следует отметить, что это решение КС не стало неожиданностью ни для кого, поскольку накануне некоторые СМИ страны практически дословно его опубликовали. А оппозиция уже успела заблаговременно обвинить судей КС в продажности. Более того, лидер объединенной демократической оппозиции Юлия Тимошенко заявила, что фракция БЮТ в Верховной Раде будет инициировать отставку судей Конституционного суда, назначенных по квоте парламента.
Лидер оппозиции подчеркнула, что в нормальных демократических, цивилизованных странах управляют не люди, а законы и Конституция. «Когда править страной пытаются отдельные люди в соответствии со своими интересами, аппетитами и ограниченным кругозором, то в стране рождается или диктатура, или хаос. Я, в соответствии со своими жизненными, политическими и моральными принципами, равно как и политическая сила, которую я возглавляю, будем бороться и с хаосом и с диктатурой», – заявила Тимошенко.
Однако регионалы решили, что за все свои заявления главная оппозиционерка должна нести ответственность. Поэтому Юлия Владимировна была вызвана в Генеральную прокуратуру, где она должна была документально подтвердить свое обвинение в коррупции судей КС.
«Я пришла не с пустыми руками. Я принесла письменное обращение на мое имя, где четко указано, какие взятки судьям (КС) предлагались, какие предложения звучали, как их запугивали и что с ними делали для того, чтобы 11 судей все-таки проголосовали против Конституции», – сказала Ю.Тимошенко представителям СМИ, которые были заблаговременно приглашены ею к ГПУ.
В Генпрокуратуре она провела часа полтора, отняв у следователя время совершенно впустую. Тимошенко так и не назвала конкретных имен и не предоставила основного доказательства – обращения, в котором якобы четко указывалось, кому и какие взятки предлагались. «Главным доказательством совершенного преступления является решение Конституционного суда, которое 6 апреля было принято 11 судьями КС», – вот и все, что по сути смогла пояснить Тимошенко.
В результате ГПУ отказало лидеру БЮТ в возбуждении уголовного дела по фактам получения и дачи взятки в Конституционном Суде Украины, поскольку по результатам доследственной проверки факты взяточничества не подтвердились. Теперь Ю.Тимошенко будет искать нового повода, чтобы попиариться.
Депутат от Партии регионов Елена Бондаренко считает, что лидер БЮТ искусственно создает скандалы, чтобы продолжать удерживать внимание общества к своей персоне.
По его мнению, «Тимошенко пытается в очередной раз вылепить из себя жертву политических репрессий. Якобы власть преследует ее исключительно по политическим мотивам».
По мнению спикера Владимира Литвина: «В Украине провоцируются столкновения, в Украине провоцируется гражданский конфликт, который допустить нельзя».
А пока оппозиция пытается найти хоть какой-нибудь информационный повод для критики нынешней власти, регионалы продолжают свое успешное наступление. Так на днях Кабинет министров рассмотрел и направил на доработку проект изменений в закон «О столице». Согласно этому документу, разработанному Минюстом, предполагается отказ от прямых выборов мэра и назначение главы городской администрации президентом. В результате полномочия руководителя исполнительной власти переходят к председателю Киевской горгосадминистрации (КГГА), который назначается указом президента по представлению Кабмина. Предполагается также, что глава КГГА будет руководить и исполкомом Киевсовета. Фактически это означает отказ от прямых выборов руководителя города.
Как считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, «Мотив законопроекта очевиден. Партии регионов нужно получить всю полноту власти в стране, а для завершения картины им не хватает только Киева. У Партии регионов нет кандидата, который бы мог победить на всенародных выборах, а в Киевсовете решить вопрос намного легче – технология «тушек» уже отработана».
Следует отметить, что данные предложения даже внутри самой ПР восприняли весьма неоднозначно. Так, глава киевской городской организации ПР народный депутат Василий Горбаль заявил, что выступает против отмены всенародных выборов мэра.
Как показывает мировой опыт, именно развитие событий в столице разрешает политическую ситуацию в интересах того или иного лидера. По мнению экспертов, в 2004 году Янукович проиграл борьбу потому, что проиграл Киев. Сегодня Янукович также фактически работает в недружественно настроенном к себе городе, жители которого голосовали за его оппонентов. Кроме того, дополнительное напряжение среди киевлян создают и обоснованные опасения очередной волны донецкой экспансии на всех уровнях.
Со стороны оппозиции представитель БЮТ, народный депутат Владимир Бондаренко заявил, что Партия регионов пытается окончательно узурпировать власть.
«Партия регионов в городе Киеве не имеет надлежащей поддержки, потому кандидат от этой политической силы никогда не станет мэром. Осознавая это, Партия регионов начала думать, как завладеть Киевом. Это ничто иное как грубое, циничное нарушение всех существующих законов и Конституции. Хотя, учитывая последние события в Конституционном суде, а именно – признание коалиции «тушек», суд может просто закрыть глаза на все нарушения, и киевлянам насильно привезут мэра из Макеевки или Енакиево», – отметил он.
Эти слова депутата можно было бы воспринимать как иронию, если бы сегодня, например, Кабинетом министров Крымской автономии не руководили именно выходцы из Макеевки.
Следует отметить, что именно такой «земляческий» подход может погубить власть «бело-голубых». В регионах сторонники ПР уже начинают выражать недовольство тем, что вместо местных им навязывают в руководители варягов из Донецка или Луганска. Однако опытных донецких кадров для заполнения вакансий по всей стране явно не хватает. В результате регионалы могут столкнуться с такой же ситуацией, как и прошлая оранжевая власть – с кадровым голодом и массовым недовольством региональных элит.
Во время визита Президента Украины Виктора Януковича в Москву 5 марта этого года, премьер-министр России Владимир Путин предложил Украине присоединиться к Таможенному союзу. Однакоуже 20 марта министр иностранных дел Украины Константин Грищенко заявил, что решение о возможном вступлении Украины в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном может быть принято только после тщательного изучения этого вопроса.
После первых визитов и заявлений Януковича эксперты заговорили о том, что он будет пытаться вести многовекторную внешнюю политику. Однако желание нынешней украинской власти вновь возродить к жизни пресловутую украинскую многовекторность в новых политических условиях в мире вряд ли можно будет реализовать. Европа уже спохватилась и начала предпринимать активные действия, чтобы помешать нынешнему руководству Украины сближению с Россией.
Так 7 апреля заместитель генерального директора Генерального директората «Европейская политика соседства» Еврокомиссии Хьюг Мингарелли, выступая на заседании Комитета по вопросам иностранных дел Европарламента сообщил, что Европейская комиссия объяснила Украине невозможность одновременного вступления в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном и создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС.
«Если Украина должна будет присоединиться к этому Таможенному союзу (ТС), станет чрезвычайно сложно для этой страны сформировать зону свободной торговли с ЕС. Поскольку формирование Таможенного союза будет означать, что Украина присоединится к общим внешним тарифам с тремя странами, торговля которых с ЕС очень мало либерализована. И, боюсь, мы окажемся в тупике», – сказал он
Кроме того, по мнению Хьюга Мингарелли,создание газового консорциума с Россией может помешать сближению Украины и ЕС. Он считает, что создание газового консорциума существенно усилит влияние российского «Газпрома» на украинский газовый рынок.
О том, что Украина не может вступить в ТС по причине противоречий с правилами ВТО, членом которой страна является, уже заявили заместитель главы Администрации президента Украины Ирина Акимова и вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко. В то же время народный депутат от Партии регионов Юрий Болдырев высказал мнение о том, что Украина должна вступать в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, если это ей выгодно.
9 марта с.г. Петр Симоненко, который возглавляет фракцию КПУ, входящую в состав правящей коалиции, подал в парламент проекты постановлений о проведении парламентских слушаний относительно вступления в ЕЭП и ТС. Но, депутаты его не поддержали.
Таким образом, создается впечатление метания и отсутствия скоординированной позиции власти (из-за отсутствия единой идеологии и единого взгляда на дальнейшее развитие страны).
Кроме того, для вступления в ЕС необходима коренная модернизация всего общества, политики, экономики, социальной сферы, образования и т.д. При нынешнем состоянии экономики Украины, да и всего общества, такая глобальная модернизация требует очень больших усилий и политической воли – того, чего Украине вечно катастрофически не хватало.
Научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко считает, что имеется «очень слабая мотивация в политическом классе приближать вступление в ЕС, европейские стандарты, поскольку нынешнее положение вещей дает им невиданные эксклюзивные права. Ведь они в индивидуальном порядке давно интегрированы в ЕС. Им это выгодно – то есть они владеют здесь предприятиями, дающими им большую прибыль, которая там конвертируется в счета в банках, виллы, в учебе их детей. Но они знают, что если сейчас быстро адаптировать украинское законодательство и начать работать по-европейски, то их норма прибыли резко упадет… От них постоянно слышишь, что не надо спешить. А за этим стоит просто материальный интерес сохранения той системы, которая есть, как можно дольше».
Яркий пример тому – одна из самых прибыльных отраслей Украины – металлургия, которая ни по каким параметрам не вписывается в экологические стандарты ЕС. Поэтому для выхода на рынок ЕС надо вложить в ее модернизацию огромные средства, а это значит – уменьшать свою прибыль. На что украинские олигархи сегодня вряд ли пойдут.
Примечание: еще с начала 2000-х годов на повестке дня стоит вопрос формирования такой системы взаимоотношений внутри корпоративного сектора и между ним и государством, которая бы гарантировала:
– сохранность крупной собственности, независимо от политических изменений и доступа отдельных собственников во властные кабинеты;
– повышение социальной ответственности крупного капитала внутри страны (не из-за альтруизма олигархов, а из-за прагматичной необходимости развития человеческого капитала как ключевого фактора повышения производительности труда);
– адекватная поддержка со стороны государства во внешнеэкономической сфере (в связи с экспортной ориентированностью украинской экономики, точнее, ее крупнейших компаний).
Пока ни один из этих пунктов на деле так и не был реализован. От враждующих между собою ФПГ ожидать самоорганизации даже в будущем вряд ли стоит – этого не произошло даже перед лицом экономического кризиса. Ключевую роль здесь должно сыграть государство. Но для этого необходима политическая воля и единство хотя бы в «бело-голубом» лагере, что сделать будет очень и очень трудно.
Кроме того, интеграции Украины в ЕС может помешать все ухудшающееся состояние украинской экономики. Так по информации, содержащейся в докладе «Новый курс: реформы в Украине 2010-2015 годов», подготовленном Национальной академией наук Украины, в текущем году стране необходимо будет заплатить по долгам 55,9 млрд. грн.
При этом по внутренним долгам придется заплатить 37,3 млрд. грн., а 18,6 млрд. грн. – по внешним долгам.
В документе подчеркивается, что долговое давление на государственный бюджет из года в год будет усиливаться, достигнув максимального значения в 2013 году, на который приходятся основные выплаты по кредитам Международного валютного фонда.
Вместе с тем авторы доклада не исключили, что при неизменности текущего курса бюджетно-налоговой политики избыточное наращивание государственного долга (внутреннего государственного долга, кредитов МФО и не контролированное предоставление государственных гарантий) может спровоцировать кризис государственной задолженности уже в 2011–2012 годах.
Кроме того, по информации руководителя группы советников председателя Национального банка Украины Валерия Литвицкого, Украине опять грозит скачок инфляции. Экс-министр финансов, председатель Украинского фонда поддержки реформ Виктор Пинзеник, комментируя проект бюджета на 2010 год, обратил внимание, что «несмотря на задекларированную в проекте закона цифру дефицита бюджета – 61,4 млрд. грн, в приложениях фигурирует совсем другая сумма – на 30,5 млрд. грн больше. 30,5 млрд. – средства на рекапитализацию банков, в проекте закона не проходят как расходы».
Сегодня, согласно статистике ООН, за чертой бедности в Украине находятся 78% людей. Украина занимает 83-е место по уровню развития общества, опустившись за последний год на 7 пунктов рейтинга. В целом, как отмечают эксперты ООН, по уровню благосостояния Украина занимает одно из последних мест в Европе, опережая лишь Молдову.
Таким образом, по оценкам экспертов, после прихода к власти «бело-голубых» серьезных изменений в экономике и социальном уровне простых украинцев не произошло. Поэтому, по мнению директора Социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко, «Украина может повторить сценарий в Киргизии. Дело в том, что 5 лет назад одна половина Украины получила своего вождя и разочаровалась, а сейчас другая половина Украины получила нового вождя и однозначно разочаруется в нем. И не потому, что мы хотим бунтов, а потому что нельзя управлять половиной Украины, как будто управляешь целой страной».
Все будет зависеть от того, насколько Президент В.Янукович и его команда сумеют консолидировать здоровые силы украинского общества.