×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/krym-kosovo-ldnr-pravo-narodov-na-samoopredelenie-ili-princip-nerushimosti-granic/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Крым, Косово, ЛДНР: право народов на самоопределение или принцип нерушимости границ
13:28, 9 октября 2015  
86
0

Дискуссии о соотношении принципа территориальной целостности государств и принципа равноправия и самоопределения народов в последнее время становятся все более актуальными. Ситуации, связанные с желанием одних отделиться и доказать свою уникальность и право самостоятельного существования, сталкиваются с желанием других сохранить данные народы и территории в своих границах. В современном миропорядке действуют свои эксклюзивные правила в каждом отдельном случае. Гегемония сильных определяет алгоритмы признания или непризнания новых субъектов международных отношений.

Государства в современном мире равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения и, наконец, от чьего бы то ни было признания или непризнания. Институт признания в международном праве до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении и предпринимались. В далеком 1950 году секретариат ООН, изучив практику государств по вопросу признания, дал ответ, что нет устойчивой практики в отношении признания государств. Вопрос «право это или обязанность государства» остается открытым и сейчас.

Ситуация с Косово и Крымом доказывает, что понимание этих двух принципов международного права может кардинально отличаться.

Резолюция СБ ООН 1244 была акцентирована именно на территориальной целостности тогда еще Союзной Республики Югославии, на мирном политическом урегулировании конфликтной ситуации в Косово. В Резолюции 1244 речь шла только о «существенной автономии и реальном самоуправлении» Косово в составе СРЮ. Действия Парламента Косово 17 февраля 2008 года, когда он в одностороннем порядке объявил о независимости от Сербии и формировании суверенного государства Республика Косово, вновь всколыхнули проблему.

В своем Консультативном заключении относительно ситуации в Косово Международный Суд ООН ссылается на сложившуюся международно-правовую практику относительно отсутствия в международном праве каких-либо разрешительных или запретительных правил, касающихся отделения или сецессии. При этом, суд переформулировал первоначальный вопрос «соответствует ли одностороннее провозглашение независимости нормам международного права» на вопрос «противоречит ли одностороннее провозглашение независимости нормам международного права» и, в итоге, не нашел нарушения норм международного права по поставленному вопросу. Не запрещено – значит, возможно.

К слову, положительное Консультативное заключение МС ООН полностью отражает позицию США по проблемной территории Косово. Ведь в Косово находится «Бондстил», крупная военная база США, контроль за которой со стороны Сербии им абсолютно не нужен. Желание американцев укрепить свое влияние на юге Европы совпадает с благодарностью независимого мусульманского Косово.

Имела место даже попытка коллективного признания независимой территории Косово: Резолюция Европейского Союза. Но впоследствии сам же Союз отказался от такой позиции и заявил, что основная позиция ЕС заключается в том, что каждое государство должно само решать, признавать или не признавать независимость данной территории. Пример еще раз доказывает, что попытка мировых лидеров пролоббировать свои интересы в каждом конкретном случае не всегда находит поддержку даже в рядах союзников.

В отличие от Косово, где не был проведен общенародный референдум и, следовательно, не было учтено мнение граждан, в Крыму Референдум состоялся, и подавляющее большинство жителей полуострова высказалось за вхождение в состав РФ (в Автономной республике Крым — более 96%, в городе Севастополь — более 95%). Заявление Постпреда России в ООН Виталия Чуркина «Реализация права на самоопределение в виде отделения от существующего государства — это неординарная мера, применяемая тогда, когда дальнейшее совместное существование в рамках одного государства становится невозможным» емко характеризует проблемную ситуацию, которая долго назревала на полуострове.

Впоследствии так же, как в Косово, в Крыму была издана Декларация независимости.

Крымская область до 1954 года входила в Состав РСФСР и лишь после указа Президиума Верховного Совета СССР была передана УССР. Исторически подавляющее большинство населения, проживающего на данной территории, были русские. Поэтому странно выглядят заявления представителей некоторых стран ЕС о признании независимости Косово, хотя территория Косово исторически никогда не была независима, и нежелание признать ими же вхождение Крыма в состав Российской Федерации.

Наложение западных санкций на Россию и экономическая блокада полуострова свидетельствуют о гегемонии и подавляющем мнении ведущего актора в однополярном мира. В современных реалиях при признании вновь образованных государств очевидно наличие больше политической, нежели международно-правовой составляющей. США и ее союзники не признают Абхазию, Южную Осетию, вхождение Крыма в состав РФ, однако законность отделения Косово от Сербии даже не ставится ими под сомнение.

Касательно ситуации на юго-востоке Украины и образования Луганской и Донецкой Народных Республик, возникает вопрос относительно признания или непризнания правительств. При этом следует учитывать, что новое правительство нашло поддержку у населения (по данным референдума за Акт о государственном суверенитете республик в ДНР проголосовало около 89%, а в ЛНР около 96%). Правительство осуществляет эффективную власть на территории образовавшихся республик. Также нет официальных оснований сомневаться, что на территории ЛДНР со стороны государства гарантируются и соблюдаются основные права и свободы человека.

В этой связи при постановке аналогичного вопроса в МС ООН можно с уверенностью сказать, что, как и в ситуации с Косово, одностороннее провозглашение независимости не подпадает под действие международно-правовых норм и территориальная единица, в отношении которой принята Декларация, обрела независимость и тем самым характер государства. При этом Международный суд в своем положительном консультативном заключении по Косово не рассматривал такие реальные составляющие независимости, как: наличие государственной территории, государственного народа и эффективной государственной власти на этой территории, которые, в свою очередь, можно четко выделить в ЛДНР.   

Ася Пентегова



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.