Иннокентий Адьясов
В последнее время общим местом стали рассуждения о надвигающемся коллапсе экономики Украины, угрозе, как корпоративного дефолта многочисленных украинских компаний, так и в целом суверенного дефолта страны. На все проблемы накладываются и последствия газового кризиса. Депутат от Партии регионов Александр Ефремов с трибуны Верховной Рады заявил, что впервые за все годы независимости на Украине от теплоснабжения были отключены крупные города и целые регионы — Днепропетровск, Донецк, Луганск, Крым, Херсон.
В докладе аналитика Commerzbank Ульриха Лейтманна, достоверность суверенного дефолта оценивается в 90%. «Это может произойти в ближайшие два квартала», — сказал он. Основные претензии в этом докладе предъявлялись к запланированным показателям роста экономики и дефицита бюджета. Вместо заявленного роста в 0,4 процента автор документа предрекал падение на пять процентов, а вместо трехпроцентного дефицита бюджета предупреждал о 27-ми процентном. Объем выпадающих доходов в документе оценивается в 84,8 миллиарда гривен. Сбор налогов в марте составил всего 61 процент от запланированного объема. Однако глава украинского Кабмина не раз заявляла, что все параметры основного финансового документа страны будут выполнены несмотря ни на что. Проводить жесткий секвестр она напрочь отказывалась, так как это означало бы резкое сокращение социальных выплат, стремительное падение уровня жизни населения и столь же быстрое обрушение рейтинга ее популярности. А пойти на такую роскошь в год президентской кампании Тимошенко не может.
Дело не только в разразившемся в стране экономическом кризисе, но и кризисе всех политических институтов власти. Никогда еще за всю новейшую историю страны (с 1991 года) уровень доверия к власти не был таким низким, а протестные настроения столь высокими. Об этом свидетельствует социология.
Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София», заявил на круглом столе украинских социологов об угрозе гражданского сепаратизма на региональном уровне – «в условиях углубляющегося кризиса и «эгоизма» киевской правящей элиты люди в регионах будут ориентироваться на создание автономных систем выживания». «Системный распад — это возможно, у нас в Украине об этом говорят стыдливо, западные эксперты более откровенны, (они говорят) часть развивающихся стран не пройдут этот кризис», — сказал политолог, добавив, что для Украины «угроза распада так же реальна, как и угроза тоталитарной власти».
Хотя по старой украинской традиции любые попытки изменить унитарное устройство страны неизбежно называются «сепаратизмом» и Андрей Ермолаев остался верен этой традиции, цитата весьма показательная. Стоит также особо отметить, что количество тех, кто ощутил влияние кризиса, возрастает с Запада (59%) на Юго-восток (78%) Украины. Возможно, это связано с тем, что в юго-восточных регионах страны сосредоточено промышленное производство, — отметил другой украинский социолог Евгений Копатько.
Безусловно, для понимания перспектив федерализации Украины и новой роли регионов Востока и Юга Украины в этой федерации необходимо провести некий исторический экскурс.
С момента получения независимости Украиной в декабре 1991 года, регионы Востока и Юга стали своеобразными «внутренними колониями» Киева и Львова. Через механизм колоссального перераспределения доходов внутри Украины (от регионов-доноров Востока и Юга в пользу Запада и Центра, особенно Киева) и шло строительство современного украинского государства. Возможно, данный тезис и выглядит достаточно резко, но, как говорится, факты — упрямая вещь.
Нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доход предприятий и организаций еще в бюджете 1993 г. колебались от 25% для Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Харьковской областей до 100% для Винницкой, Волынской, Житомирской, Ровенской и некоторых других областей. Приблизительно такая же самая картина по акцизному сбору. С тех пор сохраняются существенные различия в нормативах отчислений в местные бюджеты от НДС, которые являются самым важным источником формирования местных бюджетов. Наименьшие нормативы были установлены для промышленных регионов — Днепропетровской (24.3%), Донецкой (22.1%), Луганской (35.7%), Харьковской (27.1%) областей. В то же время для Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ровенской, Сумской, и других областей был установлен норматив 100%.
В результате такой практики межбюджетных отношений территории, которые вносят существенно большой вклад в создание ВВП Украины, получают такие же, а в ряде случаев и меньшие доходы местного бюджета в расчете на одного человека, по сравнению с территориями с на много более низкой эффективностью хозяйства.
Явно дискриминационной по отношению к регионам Востока и Юга является и система пенсионного обеспечения. Для этого был придуман «формульный метод оплаты труда», исходя из которого и назначаются песни в различных областях Украины. На Юге и Востоке коэффициент 1. В Западных же областях коэффициент составляет от 1,7 до 2,5. То есть, если пенсия шахтёра в Донецке, при коэффициенте 1 — 2000 гривен, то во Львове, при коэффициенте 2,3 — она уже будет 4600.
Вследствие данной межбюджетной политики более 80 % западноукраинских местных бюджетов формируется за счет дотаций из госбюджета. А в госбюджет и пенсионный фонд эти деньги поступают соответственно из восточных и южных регионов Украины. Из шести копеек, заработанных Югом и Востоком, 4 копейки идет на поддержку Запада, одна — остается в Центре, и только одна идет на развитие собственного региона. При этом условия работы жителей южных и восточных областей (в основном на предприятиях черной и цветной металлургии), состояние экологии данных территорий не идут ни в какое сравнение с условиями жизни на Западной Украине.
Безусловно, представители южных и восточных областей Украины не раз пытались ставит вопрос о пересмотре сложившейся системы, которая в корне не отвечает интересам их регионов.
Наиболее разработанная программа изменений была предложена на знаменитом съезде в Северодонецке. Примечательно, что уже в наше время один популярный украинский Интернет портал дал в рубрике «Ретроспектива» статью украинского политолога Антона Дальского, написанную в дни проведения первого съезда в Северодонецке.
Позволю себе процитировать некоторые места из данной статьи: «Население семи Юго-Восточных областей, включая АР Крым с Севастополем, составляет 21,8 млн. человек. Эти области производят 70% украинского ВВП. Напротив, западный осколок Киевской Руси — Галичина (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области) и Волынь производят лишь 3%. Сравним промышленное развитие Львовской области — мотора «апельсиновой революции» — с Донецкой областью. Капище «свидомых» граждан и оплот европейских ценностей в Украине в год реализует произведенной промышленной продукции на 7,8 млрд. грн. Донетчане, обвиняемые «Пьемонтом» в национальной неполноценности, непринужденно выдают «на-гора» промышленной продукции на сумму 65 млрд. грн. Волынская область — это вообще «черная дыра» украинской экономики. 1 млн. ее жителей производят и реализуют промышленной продукции на 1,4 млрд. грн. Флагманы ВПК — легендарные «Южмаш» и «МоторСич», Малышевский танковый гигант, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), знаменитые «Хартрон» и «Турбоатом» и другие производители продукции двойного назначения ежегодно получают за продукцию 500 — 700 млн. долларов. По всем направлениям экономики Юго-Восток являет собой вполне самодостаточную экономическую категорию. Поэтому заявка на федеративность — это не «вопли и сопли» (по выражению головы Рады), а неизбежное следствие того, что политическая система Украины не отвечает природе Украины как государства».
Среди решений первого съезда в Северодонецке были, в частности, решения о создании отдельного Расчетного банка Автономии, который бы выстраивал свои отношения с Национальным Банком Украины в Киеве на паритетных основаниях, учитывающих интересы регионов-доноров Востока и Юга.
Однако в силу известных событий решения съезда остались на бумаге. Основным фактором стало желание руководства Партии регионов решить возникшие проблемы путем олигархических договоренностей, не меняя сложившуюся систему. Стоит отметить, что до второй половины 2008 года Украина показывала достаточно устойчивый экономический рост, что позволяло до поры до времени откладывать вопрос о повышении статуса (как экономического, так и политического) регионов-доноров Востока и Юга Украины.
Но пришел кризис и вопрос о пересмотре межбюджетных отношений (как самый важный шаг по пути федерализации Украины) встал с новой силой.
Сейчас речь идет уже не о повышении стандартов жизни регионов Востока и Юга, но просто о сохранении промышленного потенциала этих регионов, системы их социальных институтов.
Руководители крупнейших промышленных предприятий регионов-доноров по факту уже начали пересматривать систему пенсионных отчислений, оставляя основную часть средств в своих регионах. По словам Татьяны Корняковой, заместителя генерального прокурора Украины, с целью создания видимого благополучия руководители ряда предприятий Донецкой области за счет кредитов частично погасили задолженности по выплате зарплаты, но при этом в Пенсионный фонд обязательные отчисления перечислены не были. Аналогичная ситуация, по информации заместителя генпрокурора, сложилась и в Днепропетровской области, где 15 предприятий также не отчисляли деньги в Пенсионный фонд.
Особое место в процессе пересмотра межбюджетных отношений и повышения финансовой автономии регионов-доноров, безусловно, принадлежит облсоветам южных и восточных областей Украины. Так, депутаты Одесского областного совета от Блока Натальи Витренко убеждены, что во время рассмотрения госбюджета на 2009 год Верховная Рада умышленно сократила финансирование «пророссийских» регионов.
При анализе ситуации возникает и еще один вопрос. Станет ли руководство Партии регионов проводником воли своих избирателей, либо вся политическая активность сведется к очередной серии невнятных политических «компромиссов» и непонятных заявлений? В таком случае руководство Партии регионов имеет все шансы столкнуться с обвальным падением рейтинга накануне президентских и весьма возможных парламентских выборов. В первую очередь, этот обвал коснется электоральной базы ПР — восточных и южных областей Украины.
Как кажется, в руководстве ПР есть здоровые силы, которые понимают возможность развития ситуации по указанному сценарию. Это понимание заставляет их выступать достаточно радикально. Так, народный депутат Борис Колесников в ходе семинара «Защита законных прав граждан в сфере коммунальных услуг» в Донецке заявил, что Партия регионов выступает за создание в Донецкой области добровольных народных дружин для охраны котельных от незаконного отключения газа. Фактически речь идет о создании структур для защиты интересов пророссийских регионов, даже если их деятельность будет противоречить официальной политики Киева.