Понятно, что газотранспортная система Украины нуждается в модернизации. Об этом уже много говорилось, но практически ничего в этом направлении не делалось. Украинское руководство не доверяет России и с подозрением относится к возможным российским инвестициям в свою ГТС. И пока у власти в этой стране находятся представители «оранжевой коалиции», эта тенденция сохранится. Ввиду же нехватки собственных средств европейский кредит для Киева – выход из непростого положения.
Отвечает ли складывающаяся ситуация интересам России? Можно утвердительно ответить на этот вопрос. В конечном счете, надежная работа украинских ГТС – это гарантия бесперебойных поставок российского газа в Европу. И с этой точки зрения неважно, кто именно займется ремонтом поизносившихся транзитных трубопроводов.
Вместе с тем, привлечение дополнительных кредитов является не очень хорошим сигналом. Кредитный портфель Украины растет на фоне острейшего политического кризиса, который не позволяет определять приоритеты дальнейшего развития экономики. Президент и премьер-министр обмениваются угрожающими заявлениями и, кажется, готовы на все ради достижения единоличной власти. Лодка украинского государства продолжает раскачиваться из стороны в сторону, уничтожая остатки авторитета как главы государства, так и руководителя правительства.
В связи с этим непонятно, сможет ли Киев когда-нибудь заплатить по счетам? Ведь в случае объявления Украиной дефолта Россия, несомненно, окажется в числе проигравших. Именно поэтому Москва ни в коем случае не должна быть ее единственным кредитором. В этом вопросе надо разделить риски с нашими европейскими партнерами. И России следует приветствовать готовность Европейского союза вкладывать деньги в Украину.