×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/konstantin-zatulin-vnyos-na-rassmotre/
Новости
23 июля
22 июля
21 июля
20 июля
19 июля
15 июля
14 июля
13 июля
urist-bogatyr.ru
Константин Затулин внёс на рассмотрение Госдумой законопроект о репатриации соотечественников
13:44 , 11 Июнь 2021
1555
1

Сегодня, 11 июня, депутат Госдумы Константин Затулин внес в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях реализации права на репатриацию в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», чего уже не одно десятилетие ждут наши соотечественники.

Предлагаемые поправки в федеральные законы: «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации» определяют условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину — в Российскую Федерацию в порядке репатриации во исполнение части третьей статьи 69 Конституции Российской Федерации об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности,  предотвращении их ассимиляции, прежде всего, в государствах, исповедующих идеи и цели развития, расходящиеся с интересами народов России.

Законопроект восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма).

Предложенная новая редакция определения «соотечественник» в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» устраняет недостатки неоправданно широкого толкования ключевого понятия «соотечественник».

Законопроект раскрывает понятие «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации», чего нет в действующем законе. В перечень этих народов в интересах данного закона входят:

— государствообразующий народ (русские);

— представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;

— народы, имеющие административно-территориальное образование на территории Российской Федерации;

— коренные малочисленные народы, входящие в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255;

— представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов, не имеющих своих национальных государств или национально-государственных образований за пределами Российской Федерации.

Соотечественниками признаются лица, относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, и те, чьи прямые предки родились или проживали на территории Российской Федерации. Те соотечественники, кто свободно владеет русским языком в семейно-бытовых и культурной сферах, могут получить право на репатриацию.

Одновременно с решением о репатриации соотечественник получает вид на жительство в России. Причем его можно получить как за рубежом, в стране проживания, так и на территории субъекта Российской Федерации, где пребывает соотечественник. Соотечественник может включить в ходатайство о репатриации супругу, несовершеннолетних детей и недееспособных членов семьи, над которыми установлена опека. Они также получают вид на жительство в порядке репатриации.

Соотечественник с видом на жительство может въехать в любой выбранный им субъект Российской Федерации как самостоятельно, так и через участие в Госпрограмме, если выбирает регион, где действует эта Госпрограмма.  

Через девять месяцев проживания в России с видом на жительство у репатриантов принимается заявление о приеме в российское гражданство. Таким образом соотечественник, имеющий право на репатриацию, получает право на постоянное проживание в России, и уже через год может стать гражданином России.

ПРОЕКТ

Вносится депутатом

Государственной Думы

К.Ф. Затулиным

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О репатриации в Российскую Федерацию»

 

Настоящий закон определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину — в Российскую Федерацию в порядке репатриации во исполнение части третьей статьи 69 Конституции Российской Федерации об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, предотвращении их ассимиляции, прежде всего в государствах, законы и практика которых создают проблемы для удовлетворения национальных прав и интересов российских соотечественников.

Статья 1. Условия подачи ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию

О репатриации в Российскую Федерацию имеет право ходатайствовать иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемый соотечественником по основаниям пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», владеющий русским языком и свободно использующий его в семейно-бытовой и культурной сферах (далее — заявитель).

В ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию заявитель может включить супругу (супруга), несовершеннолетних детей и недееспособных членов семьи, над которыми установлена опека.

Супруга (супруг) заявителя вправе самостоятельно ходатайствовать о репатриации в Российскую Федерацию.

Формы ходатайства и решения о репатриации, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям репатриации, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются положением о рассмотрении материалов о репатриации соотечественников в Российскую Федерацию, которое утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Органы государственной власти Российской Федерации, рассматривающие материалы о репатриации в Российскую Федерацию

Ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию (далее ходатайство) принимается, рассматривается и по нему принимается решение:

территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту пребывания заявителя на территории Российской Федерации;

дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за рубежом — при проживании заявителя за рубежом.

Статья 3. Процедура подачи ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию

Ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию подается заявителем лично.

К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя основаниям признания соотечественником, предусмотренным пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а также документы, подтверждающие родство (и при наличии — опеку) заявителя с лицами, включенными в ходатайство.

Знание русского языка на уровне свободного использования в семейно-бытовой и культурной сферах определяется при принятии ходатайства в ходе беседы с заявителем уполномоченного должностного лица органа, в который подается ходатайство, о чем указанное должностное лицо делает соответствующую запись в ходатайстве.

Ходатайство считается принятым, если заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие соответствие заявителя основаниям признания соотечественником, и показано удовлетворительное владение русским языком, о чем в ходатайстве проставляется отметка.

Одновременно с ходатайством в орган государственной власти, принявший ходатайство, заявитель либо заявитель и его супруга (супруг), включенная (включенный) в ходатайство, подает (подают) заявление (заявления) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

При подаче за рубежом заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации заявитель указывает в заявлении субъект Российской Федерации, в который планирует переезд.

При пребывании на территории Российской Федерации заявление о выдаче вида на жительство в порядке репатриации подается заявителем в субъекте Российской Федерации по месту пребывания.

Включенные в ходатайство несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека, могут быть включены в заявление родителей (опекунов) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации.

При принятии ходатайства и одновременно с ним заявления (заявлений) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации заявителю выдается справка с указанием даты и перечня принятых документов.

Статья 4. Процедура рассмотрения материалов по вопросам репатриации в Российскую Федерацию

В случае подтверждения соответствия заявителя условиям признания соотечественником, указанным в пункте 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а также владения им русским языком на уровне свободного использования в семейно-бытовой и культурной сферах, ходатайство принимается к рассмотрению вместе с заявлением (заявлениями) заявителя либо заявителя и его супруги (супруга) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации.

При подаче на территории Российской Федерации одновременно с ходатайством заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации данное заявление рассматривается и по нему принимается решение территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел субъекта Российской Федерации, принявшим заявление.

При подаче за рубежом вместе с ходатайством заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом, в которое было подано данное заявление, направляет его с приложением необходимых документов для рассмотрения и принятия решения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел субъекта Российской Федерации, в который заявитель планирует переехать, и информирует данный орган о ходе рассмотрения ходатайства и о принятом по нему решении. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел указанного субъекта Российской Федерации информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом о ходе рассмотрения заявления. 

При отсутствии оснований для отказа в репатриации в Российскую Федерацию, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, орган государственной власти, принявший ходатайство, в срок, указанный в статье 5 настоящего Федерального закона, выносит решение о репатриации в Российскую Федерацию заявителя либо заявителя и включенных в ходатайство его супруги (супруга), несовершеннолетних детей и недееспособных членов семьи, над которыми установлена опека.

Положительное решение по ходатайству о репатриации в Российскую Федерацию оформляется на бланке, форма которого утверждается Правительством Российской Федерации. Решение содержит указание на субъект Российской Федерации, выбранный заявителем для переселения, и сведения о включенных в ходатайство членах семьи. Данное решение вручается заявителю и подтверждает право на репатриацию в Российскую Федерацию заявителя и членов его семьи, включенным в решение. Сведения о решении вносятся в единую федеральную базу репатриации.

При положительном решении по ходатайству, поданному на территории Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту пребывания заявителя на территории Российской Федерации, принявший заявление (заявления) о выдаче вида на жительство в порядке репатриации, выносит решение о выдаче вида на жительство в порядке репатриации по данному заявлению (заявлениям) и выдает вид на жительство в соответствующем субъекте Российской Федерации заявителю (заявителям) и вписанным в заявление (заявления) несовершеннолетним детям и недееспособным членам семьи, над которыми установлена опека.

При положительном решении по ходатайству, поданному за рубежом, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, принявшее заявление (заявления) о выдаче вида на жительство в порядке репатриации, информирует об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел субъекта Российской Федерации, в который планирует переехать заявитель, что является основанием для принятия данным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о выдаче вида на жительство в порядке репатриации заявителю и включенным в решение о репатриации членам его семьи. Вид на жительство в Российской Федерации выдается им дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за рубежом.

В случае отказа в репатриации в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона, заявителю выдается мотивированное решение об отказе в репатриации в Российскую Федерацию. Сведения об отказе вносятся в единую федеральную базу репатриации.

Лица, которым отказано в репатриации в Российскую Федерацию, вправе вновь обратиться с ходатайством о репатриации в Российскую Федерацию после прекращения обстоятельств, предусмотренных в статье 6 настоящего Федерального закона, но не ранее, чем через три года после принятия предыдущего решения.

Статья 5. Срок рассмотрения материалов по вопросам репатриации в Российскую Федерацию

Срок рассмотрения ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию и заявлений о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации, поданных за рубежом, составляет не более шести месяцев.

Срок рассмотрения ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию и заявлений о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации, поданных на территории Российской Федерации, составляет не более четырех месяцев.

Статья 6. Основания отказа в репатриации в Российскую Федерацию

Право на репатриацию в Российскую Федерацию не признается за лицом:

1) представившим поддельные или подложные документы либо сообщившим о себе заведомо ложные сведения при подаче ходатайства;

2) в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации по основаниям статьи 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

3) совершившим преступление против мира, человечества или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

4) финансирующим или планирующим террористические (экстремистские) акты, либо совершающим такие акты или оказывающим содействие в их совершении, а равно иные действия, поддерживающее террористическую (экстремистскую) деятельность;

5) осужденным вступившим в законную силу приговором суда за деяние, признаваемое тяжким или особо тяжким преступлением по законодательству Российской Федерации, либо за преступление, рецидив которого признан опасным по законодательству Российской Федерации;

6) имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, признаваемого таковым по законодательству Российской Федерации.

Статья 7. Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2670; 2002, № 22, ст. 2031; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 31, ст. 3420; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 30, ст. 3740) следующие изменения:

  1. Пункт 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа:

лиц, проживающих в государствах – бывших республиках, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства;

выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.».

  1. Абзац седьмой статьи 2 заменить текстом в следующей редакции:

«перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, в целях настоящего закона включает следующие категории:

— государствообразующий народ (русские);

— представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;

— представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации;

— представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;

— представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.

Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, в целях настоящего закона утверждается Правительством Российской Федерации.».

Статья 8. Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2006, №30, ст. 3286; 2008, №30, ст. 3616; 2010, №21, ст. 2524; №31, ст. 4196; № 52, ст. 7000; 2011, № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7061; 2012, № 53, ст. 7645; 2013, №27, ст. 3461; №30, ст. 4057; 2016, №1, ст. 58; 2017, №24, ст. 3480; 2018, №1, ст. 82; №53, ст. 8454; 2019, №31, ст. 4416; 2020, № 31, ст. 5027;) следующие изменения:

  1. Пункт 2 статьи 5 после слов «или заявление о выдаче вида на жительство,» дополнить выражением «либо у него принято ходатайство о репатриации в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», либо он включен в данное ходатайство о репатриации как супруг или несовершеннолетний ребенок, или недееспособный член семьи, над которым установлена опека ходатайствующего лица,»
  2. Пункт 2 статьи 8 дополнить новым подпунктом 15 следующего содержания:

«15) лицу, в отношении которого принято решение о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», а также включенным в данное решение его супруге (супругу), несовершеннолетним детям, не достигшим 18 лет на момент подачи заявления, и недееспособным членам семьи, над которыми установлена опека, в субъекте Российской Федерации, указанном в решении о репатриации.».

  1. Пункт 4 статьи 8 дополнить абзацами вторым, третьим, четвертым и пятым следующего содержания:

«Заявление о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации иностранным гражданином, подавшим ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», подается одновременно с данным ходатайством в орган государственной власти, принявший ходатайство: в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту пребывания заявителя на территории Российской Федерации либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом — при проживании заявителя за рубежом. Одновременно с заявителем заявление о выдаче вида на жительство подается включенной (включенным) в ходатайство его супругой (супругом).

Заявление о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации, поданное лицами, указанными в предыдущем абзаце, в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом, направляется принявшим органом государственной власти для рассмотрения и принятия решения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел субъекта Российской Федерации, в который планирует переехать заявитель, и информирует данный орган о ходе рассмотрения ходатайства и о принятом по нему решении. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел указанного субъекта Российской Федерации информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом о ходе рассмотрения и принятии решения по данному заявлению в стране проживания заявителя.

Включенные в ходатайство несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека, могут быть включены в заявление родителей (опекунов) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации.

Основанием для выдачи вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации заявителю и членам его семьи является решение о репатриации в Российскую Федерацию.

  1. Пункт 4 статьи 13 дополнить подпунктом 13 следующего содержания:

 «13) в отношении которых принято решение о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию.».

  1. Пункт 5 статьи 15.1 дополнить подпунктом 10 следующего содержания:

«10) иностранные граждане, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации одновременно с ходатайством о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», и их супруги, включенные в ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации.».

Статья 9. Статью 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2004, № 45, ст. 4377;  2006, № 2, ст. 170; № 31, ст. 3420; 2007, № 49, ст. 6057; № 50, ст. 6241; 2008, № 40, ст. 4498; 2009, № 1, ст. 9; № 26, ст. 3125; 2012, № 47, ст. 6393; 2013, № 27, ст. 3461, 3477; 2014, № 16, ст. 1828; ст. 1829; № 23, ст. 2927; № 26 (часть I), ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2015, № 1 (часть I), ст. 60; 2016, № 18, ст. 2500; 2017, № 31, ст. 4792; 2018, № 53, ст. 8454, 8470; 2019, № 27, ст. 3530)

дополнить новой частью 2.3 следующего содержания:

«2.3. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, получившие решение о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», их супруги, включенные в решение о репатриации, состоящие в браке более трех лет либо имеющие общих детей, совершеннолетние дети, включенные в решение о репатриации до достижения ими возраста 18 лет,  вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке репатриации без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок проживания, установленный пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, сокращается до девяти месяцев.

В заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке репатриации могут быть вписаны несовершеннолетние дети, не достигшие 18 лет на момент подачи заявления, и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека, включенные в решение о репатриации.».

Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования.

Президент

Российской Федерации                                                        В.В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О репатриации в Российскую Федерацию»

Предлагаемый законопроект определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину — в Российскую Федерацию в порядке репатриации во исполнение части третьей статьи 69 Конституции Российской Федерации об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности,  предотвращении их ассимиляции, прежде всего в государствах, законы и практика которых создают проблемы для удовлетворения национальных прав и интересов российских соотечественников.

Законопроект восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма).

Законопроектом установлены два критерия признания за иностранными гражданами и лицами без гражданства права на репатриацию:

— соответствие определению соотечественника, указанному в пункте 3 статье 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»,

— свободное владение русским языком.

(Примечание. Определение «соотечественник» в  Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» не содержит условия владения русским языком. Поэтому, например, для участия в Госпрограмме, которая принимает соотечественников в соответствии с данным определением,  достаточно, если ее участник укажет, что он владеет русским языком на уровне «читаю и перевожу со словарем». В отличие от Госпрограммы для права на репатриацию свободное использование русского языка в семейно-бытовой и культурной сферах является необходимым условием.)

Ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию подаётся заявителем лично в дипломатическое представительство или консульство России за рубежом (если соотечественник проживает за рубежом), или в территориальное подразделение ГУВМ МВД России (при пребывании соотечественника в России). В ходатайство могут быть вписаны супруга (супруг), несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека.

Супруга (супруг) соотечественника вправе самостоятельно ходатайствовать о репатриации в Российскую Федерацию, если отвечает условиям для признания данного права.

Для подтверждения права на репатриацию заявитель представляет документы, подтверждающие соответствие определению соотечественника. Уровень владения русским языком определяется при принятии ходатайства в ходе беседы с уполномоченным должностным лицом территориального подразделения ГУВМ МВД России либо посольства или консульства за рубежом.

Требование об обязательности знания репатриантами государственного языка является общепринятым в мировой практике.

Одновременно с ходатайством о репатриации подаётся заявление о выдаче вида на жительство в порядке репатриации в субъекте Российской Федерации, выбранном соотечественником для переселения.

Несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека, могут быть вписаны в заявление о выдаче вида на жительство одного из родителей.

Срок рассмотрения ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию, поданного на территории Российской Федерации, составляет не более четырех месяцев, поданного за рубежом — не более шести месяцев. В этот же период рассматривается заявление о выдаче вида на жительство.

Право на репатриацию предполагает переезд на постоянное проживание в Российскую Федерацию. Если ходатайство о репатриации подается соотечественником, уже пребывающим на территории России, срок пребывания его и членов семьи, включенным в ходатайство, въехавших в безвизовом порядке или по визе, продляется до вынесения решения по данному ходатайству.

Получив решение о праве на репатриацию и вместе с ним вид на жительство соотечественник, проживающий за рубежом, может переехать самостоятельно в выбранный регион, или стать участником Госпрограммы. Если право на репатриацию запрашивал соотечественник, пребывающий в России, он, получив вид на жительство по месту пребывания, также может воспользоваться Госпрограммой, если соответствующий субъект Российской Федерации участвует в ней.

Поправками, предложенными в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», законопроект устраняет недостатки неоправданно широкого толкования ключевого понятия «соотечественник».  

В пункте 3 статьи 1 данного закона предлагается новая редакция определения «соотечественник», в соответствии с которой соотечественниками признаются лица, относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, и те, чьи прямые предки родились или проживали на территории Российской Федерации.  При этом учитывается, что за прошедшие после распада СССР 30 лет выросло новое поколение соотечественников, не имевших гражданства СССР. В этой связи из определения понятия «соотечественник» исключена связь с гражданством СССР.

Определение «соотечественник» в пункте 3 статьи 1 действующего закона Определение «соотечественник» в пункте 3 статьи 1, предлагаемое в проекте
3.Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

 

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа:

лиц, проживающих в государствах – бывших республиках, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства;

выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Из определения понятия «соотечественник» также исключен неконкретный термин «как правило», употребленный в отношении народов, исторически проживающих в России.

При этом законопроект раскрывает понятие «перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации», чего нет в действующем законе.

В указанный перечень входят:

— государствообразующий народ (русские);

— представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;

— представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации;

— представители коренных малочисленных народов, входящихв Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255;

— представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.

Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, для целей настоящего закона формируется из указанных групп и утверждается Правительством Российской Федерации.

Дополнения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентируют основания и процедуру выдачи вида на жительство в России в порядке репатриации.

При подаче заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации заявители освобождаются от сдачи экзамена на знание русского языка, поскольку уже подтвердили владение им при подаче ходатайства о репатриации.  

При этом сохраняется необходимость подтверждения:

— законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя и членов своей семьи в пределах прожиточного минимума в России;

— отсутствия ряда наиболее опасных инфекционных заболеваний.

Условием выдачи вида на жительство в порядке репатриации является положительное решение по ходатайству о репатриации. Решение о репатриации и вид на жительство репатрианты получают по месту подачи ходатайства в России или за рубежом.

В Российской Федерации репатрианты с членами семей свободно реализуют право на трудовую деятельность, медицинское и социальное обеспечение, образование наравне с гражданами России.

Предложенное дополнение в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» обеспечивает право на упрощенное получение российского гражданства соотечественниками, имеющими право на репатриацию. Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке репатриации подается не ранее чем, через девять месяцев проживания в России с видом на жительство. Еще через три месяца репатрианты смогут получить российский паспорт. Супруги, включенные в решение о репатриации, получают право на приобретение гражданства в порядке репатриации при условии проживания в браке более трех лет либо наличия общих детей.

(Примечание. Гражданство Польши обладатель карты поляка может получить после постоянного проживания в стране на основании этой карты в течение года).

Одновременно с родителями гражданство России приобретают несовершеннолетние дети, которым не исполнилось 18 лет на момент подачи заявления, и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека. 

Документального подтверждения знания русского языка при этом не потребуется, т.к. успешное владение им было показано при получении права на репатриацию. Не требуется также и подтверждение материального обеспечения, т.к. это уже подтверждалось при выдаче вида на жительство.

Законопроект не предусматривает дополнительных мер государственной поддержки соотечественников. Он не потребует дополнительного финансирования расходов из федерального бюджета в случае его принятия. На обеспечение процедур, связанных с репатриацией, будут использоваться средства, предусмотренные на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти, рассчитанные на оказание государственных услуг неопределенному числу лиц. В части материальной помощи репатриантам, ставших участниками Госпрограммы, поддержка оказывается по видам и в объеме, установленных в Госпрограмме для региона вселения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования для подготовки обеспечивающих его применение новых нормативных документов и поправок в действующие.



Комментарий

Сергей Киселев 09:51

Таким не понял. Украинец у которого не было предков, проживавших на территории РФ имеет право на репатриацию

Сергей Киселев 09:51

Таким не понял. Украинец у которого не было предков, проживавших на территории РФ имеет право на репатриацию

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

20 июля 2021

На Украине вступают в силу положения закона, который ограничит использование русского языка. Который в официальных документах указан как «элемент экспансии». В Жуковском начинается МАКС, который обещается быть сенсационным. Специальный представитель Государственной Думы РФ по вопросам миграции и гражданства, первый зампред …

13 июля 2021

Статью Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» сегодня обсуждают эксперты в обеих странах. За сутки, что прошли с момента публикации, с ней уже очень многие успели ознакомиться. Тем более что статья вышла на двух языках. По мнению политологов, …

13 июля 2021

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин в беседе с «Радио 1» заявил о необходимости создания в России профильного министерства, которое занималось бы делами мигрантов. Оно могло бы вести политическую и социально-экономическую …


Ваш браузер устарел! Обновите его.