×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/konstantin-zatulin-vnyos-na-rassmotre/
Новости
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
19 июня
urist-bogatyr.ru
Константин Затулин внёс на рассмотрение Госдумой законопроект о репатриации соотечественников
13:44 , 11 Июнь 2021
1789
1

Сегодня, 11 июня, депутат Госдумы Константин Затулин внес в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях реализации права на репатриацию в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», чего уже не одно десятилетие ждут наши соотечественники.

Предлагаемые поправки в федеральные законы: «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации» определяют условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину — в Российскую Федерацию в порядке репатриации во исполнение части третьей статьи 69 Конституции Российской Федерации об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности,  предотвращении их ассимиляции, прежде всего, в государствах, исповедующих идеи и цели развития, расходящиеся с интересами народов России.

Законопроект восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма).

Предложенная новая редакция определения «соотечественник» в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» устраняет недостатки неоправданно широкого толкования ключевого понятия «соотечественник».

Законопроект раскрывает понятие «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации», чего нет в действующем законе. В перечень этих народов в интересах данного закона входят:

— государствообразующий народ (русские);

— представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;

— народы, имеющие административно-территориальное образование на территории Российской Федерации;

— коренные малочисленные народы, входящие в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255;

— представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов, не имеющих своих национальных государств или национально-государственных образований за пределами Российской Федерации.

Соотечественниками признаются лица, относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, и те, чьи прямые предки родились или проживали на территории Российской Федерации. Те соотечественники, кто свободно владеет русским языком в семейно-бытовых и культурной сферах, могут получить право на репатриацию.

Одновременно с решением о репатриации соотечественник получает вид на жительство в России. Причем его можно получить как за рубежом, в стране проживания, так и на территории субъекта Российской Федерации, где пребывает соотечественник. Соотечественник может включить в ходатайство о репатриации супругу, несовершеннолетних детей и недееспособных членов семьи, над которыми установлена опека. Они также получают вид на жительство в порядке репатриации.

Соотечественник с видом на жительство может въехать в любой выбранный им субъект Российской Федерации как самостоятельно, так и через участие в Госпрограмме, если выбирает регион, где действует эта Госпрограмма.  

Через девять месяцев проживания в России с видом на жительство у репатриантов принимается заявление о приеме в российское гражданство. Таким образом соотечественник, имеющий право на репатриацию, получает право на постоянное проживание в России, и уже через год может стать гражданином России.

ПРОЕКТ

Вносится депутатом

Государственной Думы

К.Ф. Затулиным

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О репатриации в Российскую Федерацию»

 

Настоящий закон определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину — в Российскую Федерацию в порядке репатриации во исполнение части третьей статьи 69 Конституции Российской Федерации об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, предотвращении их ассимиляции, прежде всего в государствах, законы и практика которых создают проблемы для удовлетворения национальных прав и интересов российских соотечественников.

Статья 1. Условия подачи ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию

О репатриации в Российскую Федерацию имеет право ходатайствовать иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемый соотечественником по основаниям пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», владеющий русским языком и свободно использующий его в семейно-бытовой и культурной сферах (далее — заявитель).

В ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию заявитель может включить супругу (супруга), несовершеннолетних детей и недееспособных членов семьи, над которыми установлена опека.

Супруга (супруг) заявителя вправе самостоятельно ходатайствовать о репатриации в Российскую Федерацию.

Формы ходатайства и решения о репатриации, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям репатриации, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются положением о рассмотрении материалов о репатриации соотечественников в Российскую Федерацию, которое утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Органы государственной власти Российской Федерации, рассматривающие материалы о репатриации в Российскую Федерацию

Ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию (далее ходатайство) принимается, рассматривается и по нему принимается решение:

территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту пребывания заявителя на территории Российской Федерации;

дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за рубежом — при проживании заявителя за рубежом.

Статья 3. Процедура подачи ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию

Ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию подается заявителем лично.

К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя основаниям признания соотечественником, предусмотренным пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а также документы, подтверждающие родство (и при наличии — опеку) заявителя с лицами, включенными в ходатайство.

Знание русского языка на уровне свободного использования в семейно-бытовой и культурной сферах определяется при принятии ходатайства в ходе беседы с заявителем уполномоченного должностного лица органа, в который подается ходатайство, о чем указанное должностное лицо делает соответствующую запись в ходатайстве.

Ходатайство считается принятым, если заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие соответствие заявителя основаниям признания соотечественником, и показано удовлетворительное владение русским языком, о чем в ходатайстве проставляется отметка.

Одновременно с ходатайством в орган государственной власти, принявший ходатайство, заявитель либо заявитель и его супруга (супруг), включенная (включенный) в ходатайство, подает (подают) заявление (заявления) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

При подаче за рубежом заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации заявитель указывает в заявлении субъект Российской Федерации, в который планирует переезд.

При пребывании на территории Российской Федерации заявление о выдаче вида на жительство в порядке репатриации подается заявителем в субъекте Российской Федерации по месту пребывания.

Включенные в ходатайство несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека, могут быть включены в заявление родителей (опекунов) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации.

При принятии ходатайства и одновременно с ним заявления (заявлений) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации заявителю выдается справка с указанием даты и перечня принятых документов.

Статья 4. Процедура рассмотрения материалов по вопросам репатриации в Российскую Федерацию

В случае подтверждения соответствия заявителя условиям признания соотечественником, указанным в пункте 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», а также владения им русским языком на уровне свободного использования в семейно-бытовой и культурной сферах, ходатайство принимается к рассмотрению вместе с заявлением (заявлениями) заявителя либо заявителя и его супруги (супруга) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации.

При подаче на территории Российской Федерации одновременно с ходатайством заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации данное заявление рассматривается и по нему принимается решение территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел субъекта Российской Федерации, принявшим заявление.

При подаче за рубежом вместе с ходатайством заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом, в которое было подано данное заявление, направляет его с приложением необходимых документов для рассмотрения и принятия решения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел субъекта Российской Федерации, в который заявитель планирует переехать, и информирует данный орган о ходе рассмотрения ходатайства и о принятом по нему решении. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел указанного субъекта Российской Федерации информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом о ходе рассмотрения заявления. 

При отсутствии оснований для отказа в репатриации в Российскую Федерацию, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, орган государственной власти, принявший ходатайство, в срок, указанный в статье 5 настоящего Федерального закона, выносит решение о репатриации в Российскую Федерацию заявителя либо заявителя и включенных в ходатайство его супруги (супруга), несовершеннолетних детей и недееспособных членов семьи, над которыми установлена опека.

Положительное решение по ходатайству о репатриации в Российскую Федерацию оформляется на бланке, форма которого утверждается Правительством Российской Федерации. Решение содержит указание на субъект Российской Федерации, выбранный заявителем для переселения, и сведения о включенных в ходатайство членах семьи. Данное решение вручается заявителю и подтверждает право на репатриацию в Российскую Федерацию заявителя и членов его семьи, включенным в решение. Сведения о решении вносятся в единую федеральную базу репатриации.

При положительном решении по ходатайству, поданному на территории Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту пребывания заявителя на территории Российской Федерации, принявший заявление (заявления) о выдаче вида на жительство в порядке репатриации, выносит решение о выдаче вида на жительство в порядке репатриации по данному заявлению (заявлениям) и выдает вид на жительство в соответствующем субъекте Российской Федерации заявителю (заявителям) и вписанным в заявление (заявления) несовершеннолетним детям и недееспособным членам семьи, над которыми установлена опека.

При положительном решении по ходатайству, поданному за рубежом, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, принявшее заявление (заявления) о выдаче вида на жительство в порядке репатриации, информирует об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел субъекта Российской Федерации, в который планирует переехать заявитель, что является основанием для принятия данным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о выдаче вида на жительство в порядке репатриации заявителю и включенным в решение о репатриации членам его семьи. Вид на жительство в Российской Федерации выдается им дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за рубежом.

В случае отказа в репатриации в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона, заявителю выдается мотивированное решение об отказе в репатриации в Российскую Федерацию. Сведения об отказе вносятся в единую федеральную базу репатриации.

Лица, которым отказано в репатриации в Российскую Федерацию, вправе вновь обратиться с ходатайством о репатриации в Российскую Федерацию после прекращения обстоятельств, предусмотренных в статье 6 настоящего Федерального закона, но не ранее, чем через три года после принятия предыдущего решения.

Статья 5. Срок рассмотрения материалов по вопросам репатриации в Российскую Федерацию

Срок рассмотрения ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию и заявлений о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации, поданных за рубежом, составляет не более шести месяцев.

Срок рассмотрения ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию и заявлений о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации, поданных на территории Российской Федерации, составляет не более четырех месяцев.

Статья 6. Основания отказа в репатриации в Российскую Федерацию

Право на репатриацию в Российскую Федерацию не признается за лицом:

1) представившим поддельные или подложные документы либо сообщившим о себе заведомо ложные сведения при подаче ходатайства;

2) в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации по основаниям статьи 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

3) совершившим преступление против мира, человечества или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

4) финансирующим или планирующим террористические (экстремистские) акты, либо совершающим такие акты или оказывающим содействие в их совершении, а равно иные действия, поддерживающее террористическую (экстремистскую) деятельность;

5) осужденным вступившим в законную силу приговором суда за деяние, признаваемое тяжким или особо тяжким преступлением по законодательству Российской Федерации, либо за преступление, рецидив которого признан опасным по законодательству Российской Федерации;

6) имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, признаваемого таковым по законодательству Российской Федерации.

Статья 7. Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2670; 2002, № 22, ст. 2031; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 31, ст. 3420; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 30, ст. 3740) следующие изменения:

  1. Пункт 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа:

лиц, проживающих в государствах – бывших республиках, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства;

выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.».

  1. Абзац седьмой статьи 2 заменить текстом в следующей редакции:

«перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, в целях настоящего закона включает следующие категории:

— государствообразующий народ (русские);

— представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;

— представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации;

— представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;

— представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.

Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, в целях настоящего закона утверждается Правительством Российской Федерации.».

Статья 8. Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2006, №30, ст. 3286; 2008, №30, ст. 3616; 2010, №21, ст. 2524; №31, ст. 4196; № 52, ст. 7000; 2011, № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7061; 2012, № 53, ст. 7645; 2013, №27, ст. 3461; №30, ст. 4057; 2016, №1, ст. 58; 2017, №24, ст. 3480; 2018, №1, ст. 82; №53, ст. 8454; 2019, №31, ст. 4416; 2020, № 31, ст. 5027;) следующие изменения:

  1. Пункт 2 статьи 5 после слов «или заявление о выдаче вида на жительство,» дополнить выражением «либо у него принято ходатайство о репатриации в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», либо он включен в данное ходатайство о репатриации как супруг или несовершеннолетний ребенок, или недееспособный член семьи, над которым установлена опека ходатайствующего лица,»
  2. Пункт 2 статьи 8 дополнить новым подпунктом 15 следующего содержания:

«15) лицу, в отношении которого принято решение о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», а также включенным в данное решение его супруге (супругу), несовершеннолетним детям, не достигшим 18 лет на момент подачи заявления, и недееспособным членам семьи, над которыми установлена опека, в субъекте Российской Федерации, указанном в решении о репатриации.».

  1. Пункт 4 статьи 8 дополнить абзацами вторым, третьим, четвертым и пятым следующего содержания:

«Заявление о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации иностранным гражданином, подавшим ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», подается одновременно с данным ходатайством в орган государственной власти, принявший ходатайство: в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту пребывания заявителя на территории Российской Федерации либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом — при проживании заявителя за рубежом. Одновременно с заявителем заявление о выдаче вида на жительство подается включенной (включенным) в ходатайство его супругой (супругом).

Заявление о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации, поданное лицами, указанными в предыдущем абзаце, в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом, направляется принявшим органом государственной власти для рассмотрения и принятия решения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел субъекта Российской Федерации, в который планирует переехать заявитель, и информирует данный орган о ходе рассмотрения ходатайства и о принятом по нему решении. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел указанного субъекта Российской Федерации информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом о ходе рассмотрения и принятии решения по данному заявлению в стране проживания заявителя.

Включенные в ходатайство несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека, могут быть включены в заявление родителей (опекунов) о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации.

Основанием для выдачи вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации заявителю и членам его семьи является решение о репатриации в Российскую Федерацию.

  1. Пункт 4 статьи 13 дополнить подпунктом 13 следующего содержания:

 «13) в отношении которых принято решение о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию.».

  1. Пункт 5 статьи 15.1 дополнить подпунктом 10 следующего содержания:

«10) иностранные граждане, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации одновременно с ходатайством о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», и их супруги, включенные в ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации.».

Статья 9. Статью 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2004, № 45, ст. 4377;  2006, № 2, ст. 170; № 31, ст. 3420; 2007, № 49, ст. 6057; № 50, ст. 6241; 2008, № 40, ст. 4498; 2009, № 1, ст. 9; № 26, ст. 3125; 2012, № 47, ст. 6393; 2013, № 27, ст. 3461, 3477; 2014, № 16, ст. 1828; ст. 1829; № 23, ст. 2927; № 26 (часть I), ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2015, № 1 (часть I), ст. 60; 2016, № 18, ст. 2500; 2017, № 31, ст. 4792; 2018, № 53, ст. 8454, 8470; 2019, № 27, ст. 3530)

дополнить новой частью 2.3 следующего содержания:

«2.3. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, получившие решение о репатриации в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом «О репатриации в Российскую Федерацию», их супруги, включенные в решение о репатриации, состоящие в браке более трех лет либо имеющие общих детей, совершеннолетние дети, включенные в решение о репатриации до достижения ими возраста 18 лет,  вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке репатриации без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок проживания, установленный пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, сокращается до девяти месяцев.

В заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке репатриации могут быть вписаны несовершеннолетние дети, не достигшие 18 лет на момент подачи заявления, и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека, включенные в решение о репатриации.».

Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования.

Президент

Российской Федерации                                                        В.В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О репатриации в Российскую Федерацию»

Предлагаемый законопроект определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину — в Российскую Федерацию в порядке репатриации во исполнение части третьей статьи 69 Конституции Российской Федерации об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности,  предотвращении их ассимиляции, прежде всего в государствах, законы и практика которых создают проблемы для удовлетворения национальных прав и интересов российских соотечественников.

Законопроект восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма).

Законопроектом установлены два критерия признания за иностранными гражданами и лицами без гражданства права на репатриацию:

— соответствие определению соотечественника, указанному в пункте 3 статье 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»,

— свободное владение русским языком.

(Примечание. Определение «соотечественник» в  Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» не содержит условия владения русским языком. Поэтому, например, для участия в Госпрограмме, которая принимает соотечественников в соответствии с данным определением,  достаточно, если ее участник укажет, что он владеет русским языком на уровне «читаю и перевожу со словарем». В отличие от Госпрограммы для права на репатриацию свободное использование русского языка в семейно-бытовой и культурной сферах является необходимым условием.)

Ходатайство о репатриации в Российскую Федерацию подаётся заявителем лично в дипломатическое представительство или консульство России за рубежом (если соотечественник проживает за рубежом), или в территориальное подразделение ГУВМ МВД России (при пребывании соотечественника в России). В ходатайство могут быть вписаны супруга (супруг), несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека.

Супруга (супруг) соотечественника вправе самостоятельно ходатайствовать о репатриации в Российскую Федерацию, если отвечает условиям для признания данного права.

Для подтверждения права на репатриацию заявитель представляет документы, подтверждающие соответствие определению соотечественника. Уровень владения русским языком определяется при принятии ходатайства в ходе беседы с уполномоченным должностным лицом территориального подразделения ГУВМ МВД России либо посольства или консульства за рубежом.

Требование об обязательности знания репатриантами государственного языка является общепринятым в мировой практике.

Одновременно с ходатайством о репатриации подаётся заявление о выдаче вида на жительство в порядке репатриации в субъекте Российской Федерации, выбранном соотечественником для переселения.

Несовершеннолетние дети и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека, могут быть вписаны в заявление о выдаче вида на жительство одного из родителей.

Срок рассмотрения ходатайства о репатриации в Российскую Федерацию, поданного на территории Российской Федерации, составляет не более четырех месяцев, поданного за рубежом — не более шести месяцев. В этот же период рассматривается заявление о выдаче вида на жительство.

Право на репатриацию предполагает переезд на постоянное проживание в Российскую Федерацию. Если ходатайство о репатриации подается соотечественником, уже пребывающим на территории России, срок пребывания его и членов семьи, включенным в ходатайство, въехавших в безвизовом порядке или по визе, продляется до вынесения решения по данному ходатайству.

Получив решение о праве на репатриацию и вместе с ним вид на жительство соотечественник, проживающий за рубежом, может переехать самостоятельно в выбранный регион, или стать участником Госпрограммы. Если право на репатриацию запрашивал соотечественник, пребывающий в России, он, получив вид на жительство по месту пребывания, также может воспользоваться Госпрограммой, если соответствующий субъект Российской Федерации участвует в ней.

Поправками, предложенными в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», законопроект устраняет недостатки неоправданно широкого толкования ключевого понятия «соотечественник».  

В пункте 3 статьи 1 данного закона предлагается новая редакция определения «соотечественник», в соответствии с которой соотечественниками признаются лица, относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, и те, чьи прямые предки родились или проживали на территории Российской Федерации.  При этом учитывается, что за прошедшие после распада СССР 30 лет выросло новое поколение соотечественников, не имевших гражданства СССР. В этой связи из определения понятия «соотечественник» исключена связь с гражданством СССР.

Определение «соотечественник» в пункте 3 статьи 1 действующего закона Определение «соотечественник» в пункте 3 статьи 1, предлагаемое в проекте
3.Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

 

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа:

лиц, проживающих в государствах – бывших республиках, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства;

выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Из определения понятия «соотечественник» также исключен неконкретный термин «как правило», употребленный в отношении народов, исторически проживающих в России.

При этом законопроект раскрывает понятие «перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации», чего нет в действующем законе.

В указанный перечень входят:

— государствообразующий народ (русские);

— представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;

— представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации;

— представители коренных малочисленных народов, входящихв Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255;

— представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.

Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, для целей настоящего закона формируется из указанных групп и утверждается Правительством Российской Федерации.

Дополнения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентируют основания и процедуру выдачи вида на жительство в России в порядке репатриации.

При подаче заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в порядке репатриации заявители освобождаются от сдачи экзамена на знание русского языка, поскольку уже подтвердили владение им при подаче ходатайства о репатриации.  

При этом сохраняется необходимость подтверждения:

— законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя и членов своей семьи в пределах прожиточного минимума в России;

— отсутствия ряда наиболее опасных инфекционных заболеваний.

Условием выдачи вида на жительство в порядке репатриации является положительное решение по ходатайству о репатриации. Решение о репатриации и вид на жительство репатрианты получают по месту подачи ходатайства в России или за рубежом.

В Российской Федерации репатрианты с членами семей свободно реализуют право на трудовую деятельность, медицинское и социальное обеспечение, образование наравне с гражданами России.

Предложенное дополнение в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» обеспечивает право на упрощенное получение российского гражданства соотечественниками, имеющими право на репатриацию. Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке репатриации подается не ранее чем, через девять месяцев проживания в России с видом на жительство. Еще через три месяца репатрианты смогут получить российский паспорт. Супруги, включенные в решение о репатриации, получают право на приобретение гражданства в порядке репатриации при условии проживания в браке более трех лет либо наличия общих детей.

(Примечание. Гражданство Польши обладатель карты поляка может получить после постоянного проживания в стране на основании этой карты в течение года).

Одновременно с родителями гражданство России приобретают несовершеннолетние дети, которым не исполнилось 18 лет на момент подачи заявления, и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека. 

Документального подтверждения знания русского языка при этом не потребуется, т.к. успешное владение им было показано при получении права на репатриацию. Не требуется также и подтверждение материального обеспечения, т.к. это уже подтверждалось при выдаче вида на жительство.

Законопроект не предусматривает дополнительных мер государственной поддержки соотечественников. Он не потребует дополнительного финансирования расходов из федерального бюджета в случае его принятия. На обеспечение процедур, связанных с репатриацией, будут использоваться средства, предусмотренные на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти, рассчитанные на оказание государственных услуг неопределенному числу лиц. В части материальной помощи репатриантам, ставших участниками Госпрограммы, поддержка оказывается по видам и в объеме, установленных в Госпрограмме для региона вселения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования для подготовки обеспечивающих его применение новых нормативных документов и поправок в действующие.



Комментарий

Сергей Киселев 09:51

Таким не понял. Украинец у которого не было предков, проживавших на территории РФ имеет право на репатриацию

Сергей Киселев 09:51

Таким не понял. Украинец у которого не было предков, проживавших на территории РФ имеет право на репатриацию

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

25 июня 2025

Тема обсуждения — политическая обстановка в Армении. Пашинян ликвидирует оппозицию. Кто напугал Пашиняна госпереворотом и как привлечь к ответственности иностранные компании. Специальный представитель Государственной Думы РФ по вопросам миграции и гражданства, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции …

25 июня 2025

Выступление Константина Затулина в Государственной Думе Российской Федерации при рассмотрении вопроса о проекте федерального закона № 930588-8 «О ратификации Протокола о возобновлении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в …

23 июня 2025

Актуальная информация о ходе военной спецоперации России на Украине. ВВС США провели успешную атаку на три иранских ядерных объекта, сообщил президент США Дональд Трамп. Лидер России Владимир Путин назвал удары по Ирану неспровоцированной агрессией, не имеющей оправдания. Специальный представитель Государственной …


Ваш браузер устарел! Обновите его.