×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/konstantin-zatulin-programma-pereseleniya-sootechestvennikovmertvorojdennaya/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
Константин Затулин: Программа переселения соотечественников – мертворожденная
12:26, 15 сентября 2008  
61
0

Накануне Госдума приняла поправки, закрепляющие упрощенное получение гражданства соотечественниками, решившими принять участь в госпрограмме переселения. Несмотря на то, что программа запущена (в ряде случаев формально), очевидно, что она требует существенных изменений в законодательстве. Об этом говорят сделанные подсчеты: для того, чтобы соотечественнику тронуться с места, где он жил, ему нужны подъемные не менее 30-40 тыс. евро на человека. Оправдывает ли себя программа «великого переселения народов» и каковы ее главные проблемы реализации? Об этом и не только  рассказал первый заместитель председателя комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Вопрос: Госдума утвердила упрощенный порядок получения гражданства для участников программы переселения соотечественников. Как бы Вы оценили необходимость принятия этих поправок, и какие будут дальнейшие шаги?

Константин Затулин: То, что принято Госдумой – это дополнение в закон \»О гражданстве\», которое бессрочно предоставляет гражданство тем, кто решил принять участие в программе переселения в РФ, по упрощенному варианту, которое не требует ценза оседлости, подтверждения источников дохода и других формальностей.

Это, безусловно, правильный шаг. Но наши предложения должны быть гораздо радикальнее. Мы должны были сохранить упрощенный порядок получения гражданства всем нашим соотечественникам, которые могут и хотят претендовать на российское гражданство – не только участникам программы.

Надо сказать, что программа переселения идет с большим трудом. Частично вопрос о стимулах принятием поправок предлагается решать, но я считаю, что их в настоящее время явно недостаточно. Самая коренная ошибка – формально бюрократическая, и оттого еще более горькая. Она заключается в том, что в отношении вынужденных переселенцев, которые сегодня живут в России, уже много лет не выполняются нормы закона, который предполагает наделение их жильем. У нас выдается примерно 1 тыс. жилищных сертификатов в год вынужденным переселенцам, в бюджет будущего года заложено всего 920 таких сертификатов, между тем, число вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье, составляет 28 тыс. человек. Если в таком темпе обеспечивать их жильем, то они, если не вымрут к этому времени, то только через 28 лет получат необходимое жилье.

Ясно, что это люди, которые приехали в Россию еще до программы добровольного переселения в самые тяжелые годы. Если бы мы продемонстрировали настоящее гостеприимство по отношению к переселенцам, то у нас сегодня был бы вал желающих переселиться в Россию, между тем, переселенцы в России продолжают \»мыкаться по углам\», очень часто пополнять армию безработных, а иногда они \»ударяются\» в криминальные структуры, просто потому что у них нет другого выхода. Это серьезнейший упрек нашей работе – как законодателей, так и исполнительной власти, и он должен быть, безусловно, поправлен.

Вопрос: Как Вы считаете, изменится ли ситуация со стимулами после принятия закона \»О соотечественниках\», который, как известно, сейчас дорабатывается?

Константин Затулин: Этот законопроект дорабатывается очень медленно. Мы начали прорабатывать этот законопроект в одной обстановке, а сейчас сложилась совершенно иная обстановка, которая требует качественно нового подхода. За это время целый ряд стран приняли льготное законодательство по отношению к своим соотечественникам. Речь идет и льготах по гражданству, и о льготах по поступлению в вузы, и о льготах по визовому режиму. Что касается нас, то мы топчемся на месте в вопросе о льготах, потому что однажды решили, что все, связанное со льготами, надо придать анафеме из-за коррупции, возможного неправильного использования. Но даже издержки от неправильного использования льгот в отношении соотечественников не идут ни в какое сравнение с политическим эффектом от их льгот нашей диаспоре. И до сих пор в этом вопросе не удалось обеспечить взаимопонимание – как внутри законодательного корпуса, так и в рамках федеральных властей.

Мы в этом законе пойдем либо по пути косметического изменения, либо мы будем его кардинально менять – значит, надо будет пойти на какие-то жертвы в счет федерального бюджета, потому что всякие льготы имеют свое стоимостное обновление.

Пока на пути к этому стоят жесткие позиции Минфина и других структур, которые не готовы сегодня разговаривать о финансируемой всерьез программе соотечественников. У нас на нужды соотечественников выделяется 400 млн руб. в год – сумма смехотворная, если иметь в виду размеры нашей диаспоры и проблемы, с которыми сталкиваются наши соотечественники хотя бы в ближнем зарубежье, где идет борьба за русский язык, за умонастроения и историческую память. Нам придется тратить средства для того, чтобы утверждать не только свой образ настоящего, но и свой образ прошлого, потому что есть страны, такие как Украина, которые перечитывают прошлое, и строят на этом внутреннюю, а, может быть, и внешнюю политику. У нас выбора нет, если мы не хотим столкнуться через поколение с враждебным соседним государством и населением, которое воспитано в духе ненависти к России, ее прошлому и настоящему.

Вопрос: Известно ли, когда законопроект будет, если не принят, то доработан?

Константин Затулин: Сначала предполагалось, что это будет сделано к ноябрю, но теперь уже речь идет о том, что это может быть сделано к конгрессу соотечественников, который намечен на весну будущего года.

Вопрос: На Ваш взгляд, оправдывает ли себя программа переселения соотечественников в настоящее время?

Константин Затулин: Безусловно, нет. Она как политическая декларация – прозвучала – Россия заявила, что в случае необходимости готова принять переселенцев. Но если говорить о программе как об эффективном инструменте, то она никакой критики не выдерживает – это мертворожденная программа.

Во-первых, она начинает все с чистого листа, как будто не было предыдущей истории. Во-вторых, программа \»сплавляет\» большую часть проблем по обустройству и трудоустройству добровольных переселенцев регионам. Программа носит характер федеральный, но средства на реальную адаптацию должны быть найдены в региональных бюджетах. Естественно, регионы сопротивляются этой программе, хотя есть пилотные регионы, где молодые и энергичные губернаторы хотят продемонстрировать свое желание участвовать в ней, и то у них возникают огромные трудности.

Наконец, третье обстоятельство. Мы стали заложниками формального подхода в вопросе, откуда, прежде всего, стимулировать переселение. Большого ума не надо открыть переселенческие пункты в Симферополе, Севастополе, в Крыму или северном Казахстане. Но правильно ли будет, думая о проблемах наших взаимоотношений с Украиной, Казахстаном, Белоруссией, стимулировать выезд из этих стран? Программа на этот вопрос не отвечает. Но тогда должны быть внутренние инструменты. Этот вопрос остается висящим в воздухе.

ФМС пооткрывала свои пункты в Харькове, Симферополе – зачем? Чтобы оттуда людей вывозить? И что будет с Украиной через поколение, если вывезем всех русских? Действия ФМС, таким образом, сугубо формальны. На мой взгляд, мы должны вести работу по переселению в странах Центральной Азии, в Закавказье, мы должны, по всей вероятности, вести работу в Эстонии. Не думаю, что это должно делаться в Латвии, где русских больше и где они себя защищают численностью. Не нужно паниковать и вести русских из Украины – это кризис русского фактора в этой стране – ключевой стране, за влияние на которую идет острая борьба между нами, американцами, а также внутри самой Украины – между Западом и Востоком страны. Нужно бить по рукам за попытки вытаскивать оттуда русское население.

Прогнозы переселения провалились как в прошлом, так и в этом году – переселение мизерное, поэтому переселенцев хотят \»нагнать\» откуда угодно. Сейчас речь идет о сотнях переезжающих семей – десять раз пересчитанных и удвоенных, но не о тысячах.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.