В Госдуме готовится законопроект, направленный против реабилитации сторонников нацистского режима в бывших советских республиках. Полностью документ называется «О мерах Российской Федерации по противодействию реабилитации нацизма, нацистских преступников и их пособников в новых независимых государствах – бывших республиках Союза ССР». В середине апреля будет представлена его концепция. А вчера в Совете Федерации предложили ввести уголовную ответственность за использование нацистской атрибутики. Ранее глава МЧС Сергей Шойгу посоветовал призывать к ответу отрицающих факт Победы Советского Союза во Второй Мировой. О том, для чего создается новый документ и как все будет вопрлощено на практике, в интервью Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, глава Института стран СНГ Константин Затулин.
— Когда, по Вашим ожиданиям, закон примут, и он начнет действовать?
— Сейчас мы сочли необходимым проинформировать СМИ о работе, которая ведется с осени прошлого года. Могу заметить, что в рамках этой работы состоялись контакты и направлены запросы, собираются материалы об аналогичном законодательстве зарубежных стран. Запросы направлены также через и по поручению МИД. Его представители включены в состав рабочей группы. Мы решительно назвали срок – середина апреля – поскольку в настоящий момент есть график, которого придерживаемся. В середине апреля пройдет четвертое заседание рабочей группы. Состоится знакомство с предложениями, связанными с концепцией закона. Затем концепция будет вынесена на круглый стол, который поможет организовать Институт стран СНГ. Сама рабочая группа утверждена решением комитета ГД по делам СНГ еще в декабре. В ней присутствуют еще несколько депутатов, кроме меня, а также два народных депутата Украины. Один из них уже унес в Верховную Раду свой проект закона о запрете реабилитации бандеровцев и других коллаборационистов. Мы привлекаем опыт наших коллег из соседних государств, в том числе представителей общественности из Прибалтики. Сам закон будет подготовлен в мае-июне.
— Какие практические меры предусматривает законопроект?
— Во-первых, закон должен провести уточнение понятийного аппарата и методологии, которой он в дальнейшем будет оперировать. Во-вторых, мы должны установить и классифицировать то, что считаем попыткой реабилитации нацистских преступников и их пособников. Нужно адекватно определить разную степень соучастия в таких попытках отдельных лиц, отдельных организаций, госструктур и целых государств. Попытки такого рода, может быть, бездумные, случаются и в России. У нас для борьбы с этим есть законодательная база и соответствующие статьи. Мы их, по всей вероятности, еще раз подтвердим, возможно, несколько разовьем. Но, очевидно, что в России государство не имеет отношения к реабилитации нацизма. Наше государство можно во многом подозревать или упрекать, но только не в этом. А вот на Украине или в Латвии с Эстонией уже сегодня государство принимает участие, пусть косвенное, пусть иногда скрытое, в легализации пронацистских организаций, в содействии их деятельности, в создании благоприятной атмосферы, в борьбе с их противниками. Последний факт – два дня назад, когда в Риге хватали тех, кто, пытался выражать протест, и охраняли тех, кто отмечал очередной юбилей СС. В Латвии и Эстонии к ношению запрещены советские ордена и медали. То есть, ордена и медали, полученные за участие в войне на стороне СССР и других стран антигитлеровской коалиции, запрещены в странах, являющихся членами ЕС и НАТО. Нацистские ордена и медали во время торжеств широко используются.
Я могу представить, что целый ряд организаций по разным причинам — по идейным, по безыдейным, — оказывает финансовую поддержку печатанию литературы, прославляющей нацистских пособников, проведению конференций, установлению памятников. Мне кажется, могут быть прослежены коммерческие связи этих структур в России. Некоторые из них, торгуя, покупая или продавая в России, часть доходов от своей деятельности направляют на подобные вещи. Мы, найдя, установив, идентифицировав такого рода деятельность, имеем право ставить вопрос о применении к ним санкций. Точно также, как применяются санкции США и другими странами по отношению к финансовым и коммерческим структурам, оказывающим поддержку террористам.
Сергей Шойгу предложил принять закон об уголовной ответственности за непризнание победы. То, о чем он заявил, и чем занимаемся мы – разные вещи, но вдохновляются они одними и теми же чувствами. Я не считаю правильным вводить уголовное наказание за непризнание Победы. Не знаю тех, кто, будучи в здравом уме, отрицает факт Победы СССР и стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Сторонники новых бандеровцев на Украине, и те, кто считает героями бойцов легионов СС в Прибалтике, не подвергают сомнению сам факт Победы Советского Союза и поражения гитлеровской Германии. Это было бы странно и смешно. Они делают другие выводы. И одним из выводов является попытка героизации и реабилитации нацизма и нацистских преступников. Более того, в прямую мы редко сталкиваемся с желанием реабилитировать нацистов. Но, реабилитируя их пособников, реабилитируют и сам нацизм, как дело, которому они служили.
Мы не собираемся запрещать исторические исследования или переоценку фактов, связанных с эпизодами ВОВ. Надеюсь, что наши коллеги, — в данном случае Сергей Шойгу и другие, — тоже не собираются этого делать. Исторические исследования, как и науку, остановить невозможно. Если сегодня кто-то придерживается альтернативной принятой в большинстве историографических работ точки зрения о военных действиях подо Ржевом, например, это не повод для нас метать громы и молнии в такого человека и в такие исследования. С выводами авторов мы можем не соглашаться, спорить.
Наш закон связан исключительно с тем, что мы считаем своей прямой обязанностью – с борьбой против реабилитации нацизма, с продолжением, в иной форме через много лет того дела, которое вели наши предки во время Великой Отечественной войны на ее фронтах и в тылу.
Закон должен быть строго выверен с точки зрения адекватности. Мы говорим об Антифашистской палате. Это дискуссионное предложение. Не хочется создавать новый бюрократический орган, но, очень может быть, что сегодня есть потребность организовать антифашистский трибунал, в рамках которого следует проводить публичные слушания по тому или иному факту, устанавливая меру вины, степень ответственности, рекомендуя уполномоченным органам те или иные действия. Мне кажется, это заставит добиваться решений в целом ряде случаев. А то в последние годы мы больше отписываемся, негодуем вслед за событиями, но не формируем повестку дня.
— Законопроект будет учитывать факты реабилитации нацизма на территории России?
— Да. Россия — бывшая союзная республика. Мы не делаем исключений. СНГ, Латвия, Литва, Эстония — всем известен их статус в предшествующий период. На данном основании мы считаем возможным и необходимым, с учетом происходящего, говорить о территории всего бывшего СССР. В том числе и о России.
— Сегодня ведется какая-то статистика?
— Рабочая группа структурирована по трем подгруппам. Одна ведет сбор фактов. Другая – анализ существующих российских, иностранных, международных правовых актов. Третья занята инструментарием и концепцией самого закона. Прежде чем статистически обобщать, нужно классифицировать, что имеет отношение к нашему закону, а что нет. У нас иногда любое негативное явление очень размашисто называют фашизмом, нацизмом. Не нужно преувеличивать в ряде случаев. С другой стороны, мы знаем о том, что происходит и какое влияние оказывает на умы. Когда президент Украины награждает бывшего гауптмана СС, одного из лидеров бандеровского движения, Шухевича званием «героя Украины» — это элемент госполитики. К сожалению, на Украине речь идет уже не об ответственности отдельных лиц и организаций, а об ответственности государственных структур, возможно, государства как такового.