×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/komplimentarnaya-rol-islamskogo-faktora-v-processe-evraziyskoy-integracii/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Комплиментарная роль исламского фактора в процессе евразийской интеграции
11:34, 30 марта 2015  
24
0

Народам государств, избравших путь евразийской интеграции, присущ целый ряд свойств менталитета, которые не только отличают их представителей от носителей западных цивилизационных ценностей, но и в ходе исторического развития способствовали формированию в рассматриваемом пространстве уникальных политических систем, учитывающих эти свойства. Наиболее важными среди них представляются такие,как примат общественного интереса над личным, общинного способа жизни над частным, индивидуальным, а также исторически сложившийся комплиментарный тип взаимодействия народов, исповедующих традиционные мировые религии, прежде всего православное христианство и суннитский ислам ханафитского и шафиитского толков, обусловленный психологической совместимостью менталитетов взаимодействующих в этом пространстве социумов.

Процесс распространения исламской религиозно-философской и политической систем, в результате которого народы, принявшие ислам, стали частью «исламского суперэтноса» Евразии, протекал в длительный исторический период с VII по XV век. В настоящее время эти народы являются объектом зачастую достаточно агрессивной пропаганды как со стороны внешних (в том числе экстремистских), так и внутренних сил различной политической направленности. Как правило, целью этой пропаганды

является осуществление принципа «разделяй и властвуй». В этой связи хотелось бы подробнее рассмотреть некоторые цивилизационно-культурные особенности, обусловливающие комплиментарность ислама для процесса евразийской интеграции.

Особенностью евразийского интеграционного пространства является принадлежность этого региона к северной периферии мира ислама (исламской цивилизации). Известный российский востоковед Г.В.Милославский, назвавший территории этой периферии «Мусульманским Севером», включал в них государства Причерноморья, Балканского полуострова, Прикаспийские государства, российские Поволжье и Сибирь, некоторые районы Финляндии и Польши, страны Центральной Азии и северные районы Афганистана, Северо-Западный Китай и сопредельные

районы Монголии с мусульманским населением.

Принципиально важными особенностями ислама на этом пространстве с потенциалом положительного влияния на процесс евразийской интеграции, являются:

— автохтонность мусульманского населения (в отличие от исламских общин в государствах Запада, члены которых являются, в своем большинстве, мигрантами из Азии и Африки);

-распространение ислама на вышеупомянутых территориях происходило в основном мирным путем и не столько с юга, сколько с севера;

— в отличие от Ближнего Востока и Северной Африки, где параллельно с исламизацией происходила и арабизация, на Мусульманском Севере этого не произошло, этнический состав населения в целом почти не изменился даже в районах, завоеванных арабами. Не изменились и языки общения;

— главную роль в распространения исламского учения в указанных регионах играли местные «периферийные» философско-культурные центры — Дербент, Волжская Булгария, а также среднеазиатские города Хорасана и Мавераннахра, а не арабские города «центра» исламской цивилизации;

— в процессе взаимодействия мусульманских народов этих районов с представителями других цивилизаций не происходило утраты чьей-либо цивилизационной целостности, а осуществлялся, как этот процесс принято характеризовать в настоящее время, «межцивилизационный диалог» (в отличие от Ближнего Востока и Северной Африки, где исламская цивилизация заняла место предшествовавших ей цивилизаций, переставших существовать как системное целое);

— рассматриваемые нами народы Мусульманского Севера исповедуют преимущественно суннитский ислам ханафитского мазхаба, в основе которого идея легитимности верховной власти, находящейся под постоянным контролем со стороны общества;

— общим для Мусульманского Севера является также значительная роль суфийских братств, особенно в процессе «интеграции» местных обычаев и доисламских верований в духовную жизнь и религиозную практику местного населения, в основном братств накшбандийа и йасавийа, восходящих не к арабской, а к среднеазиатской «мавераннахрской» мистической традиции;

— ислам на своем северном субцивилизационном пространстве, как и на Аравийском полуострове, использовался в качестве формирующей пространство (государствообразующей) религии. Например – в Волжской Булгарии, в Золотой Орде в ходе «революции» хана Узбека;

— при принятии ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде единый тюрко-татарский суперэтнос разделился на мусульман и христиан. Это в дальнейшем способствовало более быстрому нахождению взаимопонимания или компромиссов между представителями обеих религий;

— с этноязыковой точки зрения можно констатировать, что на большей части рассматриваемой территории основой языка исламских народов является кыпчакский язык.

Следует отметить также общность исторических судеб исламских народов евразийского пространства. В Волжской Булгарии ислам был принят в качестве государственной религии еще в 922 г. (до принятия христианства на Руси). Еще более значимым для развития ислама в евразийском пространстве явилось введение ханом Узбеком в 1313-1314 гг. ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде, что обусловило строительство государства на основе исламской культуры его наследниками, в том числе, крымскими ханами — чингизидами династии Гиреев. При ханах Узбеке и Джанибеке Золотая Орда переживала расцвет. Сарай и Новый Сарай были крупнейшими городами мира. Принятие ислама способствовало развитию более тесных политических, экономических и культурных связей с государствами Ближнего, Среднего Востока, Центральной Азии и Северной Африки. После распада Золотой Орды в первой половине ХV века, ее наследники – Крымское, Казанское, Астраханское, Казахское, Сибирское, Хивинское ханства, Ногайская Орда – будучи уже яркими и самобытными представителями исламской цивилизации, постепенно вошли в состав русского государства и российского цивилизационного пространства. И здесь надо отметить, что присоединение Крыма к России в 1783 г. значительно изменило отношение Российского государства к исламу. Если ранее, еще со времен Ивана Грозного, мусульмане чаще воспринимались в качестве противника, даже предпринимались попытки перекрещивания мусульманских подданных империи, то манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России, впервые содержавший гарантии мусульманскому населению «свято и непоколебимо за СЕБЯ и преемников престола НАШЕГО, содержать их наравне с природными НАШИМИ подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно», положил начало серьезной государственной политике взаимодействия с мусульманским населением. Это объективно способствовало складыванию не только уникальных по своим формам и долговременности предпосылок культурного взаимодействия православных и мусульман в пределах рассматриваемого пространства, но и основ развития отношений России и мусульманского мира. Особую роль в этом взаимодействии сыграли тюркские этносы, выполняя функцию связующего звена между Восточной Европой и Азией.

Хотя российские императоры вели политику, сдерживавшую распространение ислама, и ограничивали исламский прозелитизм в пользу православных проповедников, однако постоянное расширение территории Российской империи за счет земель, населенных в основном мусульманами (Поволжье, Крым, Кавказ, Туркестан, Приуралье, Сибирь и даже Литва) объективно заставляло власти империи привлекать на свою сторону представителей местной мусульманской элиты и, следовательно, уравнивать их в правах с традиционным российским дворянством. Так, уже в царствование Елизаветы Петровны в 1755 г. звание генерала Российской империи впервые было предоставлено мусульманину, одному из «птенцов гнезда Петрова» Кутлу-Мухаммед Тевкелеву. Однако наиболее активно и целенаправленно политика веротерпимости, как уже отмечалось выше, начала проводиться во время царствования Екатерины II (1762-1796 гг.). Это было вызвано целым рядом объективных причин, среди которых наиболее важными (с точки зрения извлечения исторического опыта, особенно учитывая современные угрозы экстремизма на евразийском пространстве) представляются:

-необходимость оградить «своих» мусульманских подданных от влияния не всегда дружественных к России исламских государств, прежде всего Османской империи (в которой султан носил титул халифа и являлся духовным главой всех мусульман-суннитов) и Ирана (лидера мусульман-шиитов);

— возможность использования авторитета и опыта исламской элиты в процессе продвижения российских интересов в Центральной Азии, на Кавказе и в Закавказье, в Приуралье и Сибири;

— необходимость привлечения исламской элиты на свою сторону с целью установления прочной власти Российской империи на новых территориях и организации нормального функционирования там органов государственного управления.

После присоединения Крыма и Кубани Екатерина II гарантировала своим мусульманским подданным в Манифесте от 08.04.1783 г. охрану и защиту «их лиц, храмов и природной веры, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно». Императорский указ от 22.02.1784 г. распространил на мусульманскую элиту все привилегии и права (но и обязанности) российского дворянства. Правда, за исключением права владеть крепостными- православными. Хотя специальным решением в 1840 г. дворянам-мусульманам на землях бывшей Речи Посполитой (около 200 родов) разрешалось даже владение крепостными-христианами. По переписи 1897 г. в Российской империи было около 70 тыс. дворян-мусульман (около 5% от всех дворян империи), около 7 тыс. купцов-мусульман первой и второй гильдии. Особенно богатыми среди них были мусульманские купцы Оренбурга, Омска, Астрахани, например купцы Хусаиновы (в Астрахани) с капиталом около 5 млн. рублей. Примечательно, что купцы вассальной, но формально независимой Бухары старались получить российское подданство, чтобы быть огражденными от физических и имущественных притязаний Бухарского эмира.

Интересно, что по данным той же переписи в российской армии служили не только мусульмане-дворяне, в штате войскового казачества Российской Империи находились около 45 тыс. мусульман (кавказцы

– в Кубанском, Терском и Донском казачьих войсках; поволжские и приуральские мусульмане – в Уральском, Оренбургском, Сибирском, Семиреченском). При этом для военнослужащих — мусульман были разработаны специальные дополнения к уставам, специальные правила принятия присяги, гарантии права участия в молитвах по канонам своей веры, права погребения по шариату и т.д.

Говоря о комплиментарности, необходимо отметить, что даже во время войн между Россией и лидером исламского мира – Османской империей – население и руководство не рассматривали своего противника в качестве цивилизационного. Это были войны за влияние, ресурсы, территорию, но не войны религиозные – цивилизационные. Так как в России уже к середине XIX века проживало около 18 млн. мусульман

— столько же, сколько в Османской империи. А в Османской империи, с другой стороны, проживали представители многочисленной христианской общины, не испытывавшие большого дискомфорта в связи с существованием в рамках «миллетной» системы.

Общность исторических судеб проявилась и в том, что после прихода к власти в России большевиков в стране началась борьба не только с исламом, а со всеми религиями. Таким образом, как мусульмане и православные, так и последователи других религий, в равной мере стали жертвами режима. Это обусловило возникновение и развитие после распада СССР и ухода

коммунистов из власти сходных процессов возрождения интереса к традиционным религиям предков, что объективно является еще одним фактором укрепления взаимопонимания народов постсоветского евразийского пространства.

Таким образом, можно констатировать, что традиционный ислам на евразийском пространстве обладает целым рядом свойств с потенциалом положительного влияния на интеграционные процессы на рассматриваемых территориях. При этом необходимо подчеркнуть, что как в ходе реализации интеграционных программ, так и в процессе организации среды функционирования традиционного ислама в России, необходимо использовать опыт Российской империи. В частности, создать замкнутую внутри евразийского пространства систему воспроизводства мусульманской элиты, в том числе мусульманского духовенства, призванную оградить это пространство от агрессивного внешнего влияния.

Андрей Мартынкин к.и.н, и.о. заместителя декана Историко-филологического факультета

Филиала МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.