Ни одно современное государство не может считаться успешным и состоявшимся, если между государственным аппаратом власти и гражданами не существует постоянной взаимосвязи, если не действует контроль общественности за управленцами. Касается это и Белоруссии с ее далеко не «рациональной бюрократией». С приходом в 1994 году к власти Александра Лукашенко встал вопрос о создании при президенте РБ общественно-совещательного учреждения, которое бы выражало текущее мнение общественности по насущным вопросам жизни республики.
Общественная палата при президенте Республике Беларусь, а именно так предполагалось назвать этот совещательный орган, должна была стать составной частью своеобразной системы соборного народовластия, которую предполагалось сформировать в Белоруссии. Высшим внепарламентским институтом непосредственного совета с народом и выражения общественного мнения в масштабах всей республики должно было стать Всебелорусское народное собрание. На местах эту роль призваны были исполнять собрания граждан различного уровня.
И надо понимать, что на первом этапе своей президентской карьеры Александр Лукашенко имел-таки планы по серьезным демократическим преобразованиям белорусского общества, причем с использованием славянских традиций вечевого народоправства.
Существование подобных намерений и первые шаги в этом направлении вызвали большой общественный подъем в республике. Действительно, после шока, испытанного белорусским обществом от развала Союза ССР, первый президент Белоруссии воспринимался подавляющим большинством граждан республики как некий мессия, вождь, призванный восстановить попранную справедливость и воссоединить искусственно разъединенные братские восточнославянские народы.
Эти лозунги, кстати, были основой первой предвыборной президентской программы Лукашенко и имели массовую поддержку со стороны населения. Благодаря этому белорусский президент получил карт-бланш на проведение своей политики.
В течение своего первого президентского срока Александром Лукашенко действительно были сделаны некоторые шаги в направлении формирования в республике гражданского общества. Высшей точкой этого движения стало проведение накануне ноябрьского 1996 года референдума первого Всебелорусского народного собрания. Выдвижение участников этого мероприятия проходили по всей республике. Своих делегатов направляли трудовые коллективы, творческие союзы, профсоюзы и общественные объединения. Всего во Всебелорусском народном собрании приняло участие около пяти тысяч человек. Так что форум получился довольно представительным.
И хотя уже тогда избрание делегатов ВНС в значительной степени проходило по рекомендации властей (однако жесткой идеологической вертикали еще не было), события на самом мероприятии развивались несколько не в том русле, которое было предписано сценарием, разработанным в администрации президента РБ. Так, в проекте новой редакции конституции РБ, который был разработан в президентской администрации, не предусматривалась государственность русского языка. Статус государственного должен был иметь лишь белорусский язык. Относительно же русского языка в проекте использовалась откровенно иезуитская формулировка: «русский язык имеет равный статус с белорусским» (ст. 17). То есть, вроде бы языковая справедливость и восстанавливалась, но при этом государственный статус русский язык не получал. Если бы подобная «языковая» запись стала конституционной нормой, то русский язык в Белоруссии получил бы «птичьи права», и ни о каком реальном двуязычии не могло бы быть и речи.
Очевидно, на это и рассчитывали авторы 17 статьи новой редакции конституции РБ. Но не сложилось. Участники собрания «раскусили» эту хитрость и устами председателя Белорусского профессорского собрания Валерия Чердынцева настоятельно предложили устранить все двусмысленности в языковом вопросе. В итоге Александр Лукашенко перед лицом всей республики (велась прямая теле- и радиотрансляция заседания) лично внес соответствующую поправку в проект новой редакции конституции.
Устраивало ли это решение самого Лукашенко? Несомненно. Ведь он всегда был искренним поборником белорусско-русского двуязычия. К тому же государственность русского языка давала белорусскому президенту важный козырь в отношениях с Россией. Но при этом власть имущие учли, что подобные всенародные мероприятия способны преподносить сюрпризы, и вообще это дело довольно непредсказуемое.
В Белоруссии восторжествовал вариант Веберовской плебисцитарной демократии, при котором важен только факт избрания лидера государства. Поэтому институт народных собраний, несмотря на законодательное оформление (статья в конституции РБ и соответствующий закон), не получил реального развития. Правда, Всебелорусские народные собрания собирались еще два раза (май 2001 г. и март 2006 г.), но это уже были чрезвычайно заорганизованные официозные мероприятия в поддержку курса президента, где какие-либо проявления общественного вольнодумства были просто невозможны. Относительно же прописанных в конституции «собраний граждан» на местах, то неизвестен ни один случай их проведения. Все соборное народовластие так и осталось только на бумаге.
Что касается общественной палаты при президенте, то дальше непродолжительных обсуждений здесь дело не пошло. Позднее был создан координационный совет руководителей пропрезидентских партий и общественных объединений. Но это было даже не подобие первоначального замысла. Данный орган ничего не обсуждал и не принимал никаких решений. Он собирался по инициативе администрации президента РБ исключительно для получения целеуказаний и принятия каких-либо заявлений и обращений.
Так что попытка молодого президента Александра Лукашенко создать в Белоруссии «подлинно народное государство» так и не увенчалась успехом. Да и сам он к этой идее со временем поостыл. Его вполне устраивает выстроенная в Белоруссии авторитарная командно-административная система. Когда никаких тебе обсуждений, инициатив и общественных начинаний. Все решается лично президентом и крайне узким кругом приближенных сановников.
И поэтому, когда недавно появились сообщения о том, что при Администрации президента создается общественно-консультативный совет, то это вызвало немалый интерес. Действительно, в условиях нарастающих финансовых проблем и экономических неурядиц, которые определенно могут стать серьезным источником внутриполитической нестабильности, диалог общества и государства давно стал насущной потребностью.
Согласно сообщению пресс-службы президента Белоруссии, основная цель создания совета – «обсуждение актуальных вопросов развития государства и общества, выработка предложений по более активному вовлечению Беларуси в общемировые процессы, совершенствованию направлений социально-экономического и политического развития страны». Как видим круг вопросов, предназначенных для обсуждения с членами совета, довольно обширен.
Однако когда достоянием общественности стал список лиц, которых власть пригласила для участия в этом совете, то кроме крайнего недоумения никаких чувств он вызвать не мог. В подавляющем большинстве своем это оказались давнишние идейно-политические противники, как самого Александра Лукашенко, так и курса на создание Союзного государства, которого никто (по крайней мере, официально) не отменял. Достаточно назвать таких включенных в совет деятелей, как почетный председатель Объединенной гражданской партии (одна из главных антироссийских партий в Белоруссии) Станислав Богданкевич, Александр Милинкевич (почетный поляк, председатель зарегистрированного под давлением ЕС и США движения «За свободу») или председатель Таварыства беларуская мовы (Товарищества белорусского языка) Олег Трусов (выступает за лишение русского языка статуса государственного), чтобы понять какие советы будут подаваться главе администрации президента РБ Владимиру Макею.
Несомненно, что подобранный администрацией президента состав общественно-консультативного совета полностью лежит в русле таких недавних шагов официального Минска как «дружественный нейтралитет» относительно Тбилиси во время нападения грузинских войск на Южную Осетию или недавняя встреча Лукашенко с таким недругом России как Виктор Ющенко. Это никак не вяжется с абсолютно верным заявлением белорусского президента, сделанным им 3 февраля на заседании Высшего государственного совета Союзного государства о том, что « настоящие друзья никогда не будут действовать в ущерб интересам друг друга».
Зачем белорусской власти эти антироссийски и антипрезидентски настроенные люди в качестве советников – непонятно. Тем более что они не являются светочами ни экономической, ни политической мысли. Какой-то странный и несуразный политический шаг. Очевидно, авторы данного начинания рассчитывают, что в Москве на очередную антироссийскую затею не обратят внимания, а на Западе посчитают, что консультации с оппозицией и есть начало «самой широкой либерализации». Только все это «шито белыми нитками».
К тому же в аппарате президента РБ почему-то полагают, что те партии и общественные организации (а их не один десяток), которые все эти годы поддерживали Александра Лукашенко, останутся безразличными к новоявленным политическим пристрастиям белорусской верхушки. Конечно, вряд ли они будут громко протестовать против такого поворота, но узелки на память однозначно завяжут. И нынешний президент недосчитается очередной и немалой доли своих сторонников. А такую роскошь он себе уже не может позволить. Вот и спрашивается, откуда такая неуклюжая и легковесная политика? Что это, злой умысел или профнепригодность бюрократии?
Особенно двусмысленно выглядит нахождение в общественно-консультативном совете при администрации Лукашенко упомянутых и подобных им антироссийских деятелей (а их в совете подавляющее большинство) после решений последнего Высшего Госсовета Союзного государства.
В то же время в нынешних непростых условиях как никогда актуальным становится усиление взаимодействия власти и общества, их совместная творческая мыслительная работа. Только в ней должны участвовать не представители прозападной, антироссийской оппозиции а те, кто осознает свою ответственность перед будущим белорусского народа и понимает, что у двух русских (восточнославянских) государств – Белоруссии и России – нет иного будущего, кроме как быть снова вместе.
Отдел Белоруссии Института стран СНГ