×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/kak-vosprinyali-vstrechu-liderov-gosudarstv-chlenov-odkb-v-belorussii/
Новости
3 мая
2 мая
27 апреля
26 апреля
Как восприняли встречу лидеров государств-членов ОДКБ в Белоруссии
12:30, 26 августа 2010  
53
0

Отдел Белоруссии Института стран СНГ

20-21 августа в Ереване состоялась неформальная встреча глав государств-участников Организации Договора о коллективной безопасности. Саммит был хоть и не формальный, но во многом носил знаковый характер. Переговоры лидеров государств важны как для будущего ОДКБ, так и для интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Своими впечатлениями от этого мероприятия с «Материком» поделился известный белорусский политолог Вадим Елфимов.

— Как вы оцениваете итоги встречи глав государств ОДКБ? Каким путем пойдет дальнейшее развитие этой организации?

— Как известно, данная встреча носила неформальный характер, и поэтому об итогах говорить еще рано, т.к. они должны быть формализованы на высшем политическом уровне. В Ереван приехали все президенты стран-участниц ОДКБ за исключением главы Узбекистана Ислама Каримова. Его неучастие в этой встрече объясняется известным конфликтом в Киргизии, который затрагивает интересы, в том числе, и Узбекистана. Отсутствие Каримова не означает, что Узбекистан выпадает из обоймы ОДКБ. Скорее всего, идут консультации и согласование каких-то позиций.

Что касается самой встречи глав государств в Ереване, то она показала, что возникла реальная возможность вывести ОДКБ из стадии становления на более высокий этап развития. Известно, что ОДКБ создавалась для защиты государств-участников от внешних угроз. Однако последние киргизские события, которые в какой-то момент пошатнули именно внутреннюю безопасность одного из членов ОДКБ, заставили задуматься и о совместном обеспечении безопасности не только на внешних границах, но и внутри союзных государств. Таким образом, речь идет о формировании некоей общей ответственности именно за внутреннюю безопасность стран-участниц ОДКБ. В этом смысле просматриваются параллели с НАТО, в чьем уставе имеются специальные статьи, предусматривающие проведение мероприятий, направленных на обеспечение внутреннего порядка в странах-участницах. Фактически в Ереване лидерами наших стран был прозондирован вопрос о переформатировании ОДКБ в этом направлении.

Кончено, это очень тонкий вопрос, и здесь нельзя перейти грань, за которой организация может оказаться вовлечена не столько в поддержание внутренней безопасности, сколько в сохранение каких-то дряхлеющих политических режимов. Иными словами, вмешательство во внутренние дела должно осуществляться не автоматически, а с учетом всего политического контекста, т.е. очень гибко. Естественно также, что в таком вопросе ведущая роль принадлежит Российской Федерации. Она — самое мощное в военном и экономическом отношении государство ОДКБ, и решающе слово, совершенно естественно, за нею. Собственно, так оно уже и есть. Недавние киргизские события со всей определенностью показали, что Москва подходит к участию ОДКБ в вопросах обеспечения внутренней безопасности государств-членов достаточно осторожно и взвешенно. Ведь уже в ходе этих событий прозвучали предложения ввести российские войска для пресечения беспорядков. А президент России Дмитрий Медведев очень сдержанно, я бы сказал, хладнокровно отнесся к подобным предложениям, и все последующие события показали, что он был абсолютно прав. Внешнее вмешательство в тех условиях привело бы лишь к эскалации внутреннего киргизского конфликта.

В то же время надо заметить, что государства, помимо России входящие в ОДКБ, все больше видят опору для обеспечения своей внутренней безопасности и стабильности именно в Российской Федерации. Это естественно по многим причинам. И подобные настроения будут только нарастать. Тем более ОДКБ как механизм уже существует, а наделение ее такими новыми функциями полностью соответствуют общепризнанной в международных отношениях практике. Но здесь должны существовать четкие взаимные обязательства. Если какое-то государство (в данном случае, Россия) обеспечивает военную и экономическую безопасность, политическую стабильность другого государства, т.е. выступает в качестве гаранта его беспроблемного существования, то это влечет за собой и соответствующие обязательства со стороны страны, принимающей подобную помощь. Поэтому сейчас разговор идет о том, насколько государства, предлагающие России роль гаранта, понимают и свою меру ответственности.

— На встрече в Ереване Республика Беларусь дала согласие стать председателем ОДКБ с декабря нынешнего года. Как вы оцениваете в связи с этим текущий этап белорусско-российских отношений, появится ли новый импульс для интеграции Белоруссии и России?

— Белорусско-российские отношения – эта тема настолько глубока и широка, что она существенно выходит за рамки ОДКБ. Но если коснуться желания Республики Беларусь стать председателем ОДКБ с декабря текущего года, то стоит вспомнить предысторию данного вопроса. Белоруссия должна была стать председателем Организации еще летом 2009 года. Однако известные события, связанные с пресловутым «молочным конфликтом», помешали этому. От попытки же пересмотреть формат своего участия в ОДКБ белорусская сторона отказалась, и сейчас, спустя год, с уверенностью можно говорить, что Минск демонстрирует свое намерение в полном объеме участвовать в этой оборонительной организации. Что свидетельствует о рабочем состоянии взаимоотношений Белоруссии и России в сфере безопасности.

— Несомненно, что сфера безопасности одна из немногих областей, где между Республикой Беларусь и Российской Федерацией существует наименьшее количество разногласий. Но как по-вашему, в дальнейшем будут строиться отношения между нашими государствами, учитывая фактор т.н. информационных войн и предвыборной ситуации в Белоруссии?

— Будут или не будут продолжены т.н. информационные войны, с определенностью судить не берусь, т.к. в основе любого ответственного прогноза должны лежать объективные показатели. А для информационных войн между Минском и Москвой никогда не было никаких объективных предпосылок. Здесь задействованы чисто субъективные факторы, которые во многом зависят от сиюминутных обстоятельств. А те, в свою очередь, слишком изменчивы. Лично я надеюсь, что в дальнейшем информационных войн больше не будет. Кстати, хотел бы заметить, что информационные войны никак не затронули такой сферы белорусско-российских отношений, как оборона и в целом национальная безопасность.

Что касается ОДКБ, то внутри организации нет условий для возникновения конфликтных ситуаций между партнерами, хотя существует некоторое разночтение в понимании роли ОДКБ на постсоветском пространстве. А разночтение это обнаружилось в связи с киргизскими событиями. Когда в Киргизии произошел очередной переворот, Александр Лукашенко высказал мнение, что ОДКБ должна каким-то образом вмешаться. Вот сейчас в Ереване и обсуждали вопросы (на теоретическом уровне): вмешиваться или не вмешиваться, каким образом это делать, а главное, в каких случаях. Так что дискуссия пошла, и есть основания полагать, что сегодня мы наблюдаем определенный сдвиг в направлении именно такого понимания роли ОДКБ.

— В этом году стал функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. В связи с этим нередко раздаются голоса, что такой интеграционный проект, как Союзное государство не имеет видов на будущее. А каковы с вашей точки зрения перспективы Союзного государства?

— Я глубоко убежден, что союзные отношения Белоруссии и России имеют сакраментальный характер. Если наш союз состоится в полном объеме, то это будет иметь самое положительное влияние на судьбы белорусского и российского народов, а если нет — самые негативные. Что касается практической стороны вопроса, то Таможенный союз, набирая обороты, все более будет обретать черты реальной экономической базы для дальнейшей интеграции. В настоящее время выстраивается логическая интеграционная цепочка: успешно действующий Таможенный союз приводит к созданию Единого экономического пространства, а то, в свою очередь, будет реальным базисом для построения прочных союзных отношений. Так что на самом деле Таможенный союз открывает новые перспективы перед российско-белорусским Союзным государством.

Если до этого о Союзе много говорилось, но, по большому счету, мало что делалось, что привело к зримому застою в союзных отношениях, то сейчас мы, наконец, перешли к реальным делам. Это всегда лучше, чем просто рассуждать о братстве и дружбе. Сегодня мы переходим от разговоров к реальному делу.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

3 мая 2024

В Белоруссии уделяют особое внимание противовоздушной обороне. Об этом сегодня, 3 мая, заявил министр обороны республики Виктор Хренин. По его словам, концентрация войск НАТО возле белорусских границ по-прежнему остается высокой и интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки не снижается. «К примеру, на сегодняшний день на территории сопредельных с нами стран проходит …

27 апреля 2024

Время ожидания в очереди на одном из двух оставшихся контрольно-пропускных пунктов на границе Литвы и Белоруссии увеличилось до шести суток. Об этом свидетельствуют данные, в режиме реального времени размещаемые на сайте дирекции КПП при МВД балтийской республики. По состоянию на 14:00 на КПП …

27 апреля 2024

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы в пограничных пунктах пропуска предпринимают попытки завербовать граждан России и Белоруссии. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов. «В действующих пунктах пропуска со стороны государств Балтии ужесточены контрольные мероприятия в отношении граждан …


Ваш браузер устарел! Обновите его.