В феврале парламент Молдовы со второй попытки утвердил нового премьер-министра и новый состав кабинета министров.
60 депутатов от фракций Либерально-демократической партии, Демократической партии и от Партии коммунистов РМ поддержали состав кабинета министров под управлением Кирилла Габурича. Новому правительству не оказали поддержку депутаты Партии социалистов, Либеральной партии и двое либерал-демократов: экс-премьер Юрий Лянкэ и бывший вице-премьер по реинтеграции Евгений Карпов, кроме того член ЛДПМ, вице-спикер парламента Лилиана Палихович воздержалась от голосования по причине конфликта интересов, так как ее супруг Сергей Палихович предложен на пост министра окружающей среды. О готовности поддержать кандидатуру премьера «из бизнеса», помимо либерал-демократов и демократов, с самого начала заявил и лидер коммунистов Воронин.
Габурич не является членом какой-либо партии, однако, по мнению экспертов, говорить о его политической независимости не стоит. Лидер оппозиционных социалистов Игорь Додон назвал Габурича «занавеской для олигархов». Политический аналитик Николае Киртоакэ также уверен, что новый премьер — «человек, лояльный олигархам, которого они будут полностью контролировать. Он будет удобным премьером для трех Владов (Владимира Филата, Владимира Плахотнюка и Владимира Воронина), послушным и зависимым, который будет выполнять их приказы, без политических амбиций». С Киртоакэ согласен и глава ассоциации ADEPT Игорь Боцан, который в беседе с NM назвал Габурича «спикером правительства»: «Это будет премьер, который будет четко и дисциплинированно исполнять решения лидеров двух партий: что решат Плахотнюк и Филат — то и будет делать». «Габурич пока «темная лошадка»: до сих пор он не проявлял себя на общественном поле и о его принципах и ценностях ничего неизвестно. Комментировать перспективы его премьерства, а тем более делать какие-то выводы пока преждевременно »,— высказал свое мнение директор Института публичной политики Аркадие Барбарошие.
Комментируя свое решение по кандидатуре Габурича, Лянкэ сказал, что «в грязных политических играх не участвует» и в успех миноритарного правительства не верит. Тот факт, что оно опирается на поддержку коммунистов, по мнению Юрие Лянкэ, ставит под вопрос европейское будущее страны, поскольку теперь «парадом в РМ командует Воронин» В частности он заявил: «В кризисное время миноритарное правительство – это проявление безответственности. Безответственность такого кабмина проистекает также из того, что оно построено на коалиции с ПКРМ. Ничего не будет утверждаться без голосов коммунистов, а ЛДПМ и ДПМ будут вынуждены расплачиваться компромиссами за каждое голосование ПКРМ».
Между тем, состав и программа нового правительства практически не отличались от представленных неделей ранее Юрие Лянкэ. В составе министров была сначала одна замена — вместо Владимира Гросу на должность главы минюста был выдвинут Олег Ефрим, который уже возглавлял ведомство на протяжении последних четырех лет. Однако уже в ходе обсуждения состава кабмина в парламенте пост министра юстиции вернулся Гросу. Произошло это, по данным NM, по настоянию лидера коммунистов Владимира Воронина.
По квоте демократической партии в должности министра культуры осталась Моника Бабук, во главе министерства транспорта и дорожной инфраструктуры – Василий Ботнарь. Павел Филип возглавил министерство информационных технологий и коммуникаций.
На пост вице-премьера и министра экономики назначен Стефан-Кристоф Бриде, на должность вице-премьера по реинтеграции – Виктор Осипов. Министерство регионального развития и строительства возглавил Василий Быткэ, министерство труда, социальной защиты и семьи — Руксанда Главан, министерство молодежи и спорта – Сергей Афанасенко.
Либерал-демократы оставили во главе министерства иностранных дел и европейской интеграции Наталью Герман, руководителем Минфина – Анатолия Арапу, Минюста – Владимир Гросу, Минпросвещения – Майю Санду. Руководителем минздрава назначен Мирча Буга, министерства окружающей среды — Сергей Палихович, минсельхозпищепромома – Ион Сула, МВД – Олег Балан, миноброны – Виорел Чиботару.
Основными приоритетами Программы деятельности правительства под руководством Кирилла Габурича является евроинтеграция Молдовы и непосредственно внедрение положений Соглашения об ассоциации Молдовы с Европейским союзом. В преамбуле программы говорится, что самым надежным путем к улучшению качества жизни граждан является европейская интеграция: «Правительство намерено создать все необходимые предпосылки, которые обеспечили бы нашей стране получение статуса страны-кандидата на вступление в Европейский союз».
Программа также предусматривает развитие стратегического диалога с США, Румынией и Евросоюзом. Стратегическим партнёров обозначена и Украина, с которой предлагается оказывать взаимную поддержку в процессе европейской интеграции. Напротив, Россия статус «стратегического партнёра», которым она называлась прежде, утратила. С властями РФ предлагается всего лишь «динамизировать политический диалог для нормализации двусторонних отношений».
Депутат от ЛДПМ Валериу Гилецки не уверен, что нынешнему правительству удастся реализовать все намеченные цели: «Цель нынешней власти получить статус кандидата в ЕС, и это очень амбициозный план. Правительствам Филата и Лянкэ многое удалось сделать для европейской интеграции Республики Молдова. Нынешнему правительству будет гораздо труднее, потому что это миноритарное правительство, оно не имеет политической поддержки большинства. Так что, в нынешнем составе правительству Габурича не удастся выполнить все намеченное».
Говоря о перспективах деятельности правительства Габурича, депутат от ДПМ Серджиу Сырбу высказал мнение, что ПКРМ поддержит правящий Альянс в принятии законопроектов: «Я не видел со стороны коммунистов никакой сдержанности в отношении европейской интеграции. Основная цель Программы правления Альянса это европейская интеграция, поэтому надеюсь, что они будут голосовать за основные проекты законов. Игорь Додон был моим коллегой по партии, и он был, как и я, проевропейцем. Может, через пару лет он придет в себя, как и ПКРМ, и будет голосовать вместе с нами за проевропейские проекты».
Запад, конечно, приветствовал утверждение нового правительства. Однако европейские партнёры не скрывают, что ожидали другого состава правящего альянса. Депутат Европарламента, председатель Альянса либералов и демократов за Европу (ALDE) Грэхем Уотсон, приезжавший в Кишинёв для участия в консультациях проевропейских партий в январе, в интервью молдавским СМИ откровенно сказал, что оставление либералов за бортом власти – «не самое лучшее решение для дальнейшего развития Молдовы». В конце января европарламентарий Моника Маковей говоря о ситуации в Молдове заявила: «Поддержка правительства Коммунистической партией тормозит поезд Молдовы к ЕС. ПКРМ не будет голосовать за законы необходимые для европейской интеграции, особенно законы по борьбе с коррупцией и по судебной реформе». Европарламентарий уточнила, что в ходе встречи лидеров ЛДПМ, ДПМ и ЛП с европейскими чиновниками, они получили четкое послание от европейцев, что путь к Европе лежит через альянс ЛДПМ-ДПМ-ЛП, а не с коммунистами.
Более чем прохладно отреагировала на формирование «миноритарного правительства» при поддержке ПКРМ и Румыния. В пресс-релизе румынского МИД отмечается, что румынское внешнеполитическое ведомство «приняло к сведению формирование нового правительства в РМ «на основе программы, в которой в качестве приоритета значатся достижение политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС». Как отметили по этому поводу многие румынские СМИ, формулировка «принял к сведению» относительно формирования молдавского правительства является дипломатической формулой, которая «имеет негативные коннотации», но в действительности означает разочарование итогами коалиционного строительства.
Политический аналитик фонда Jamestown & Eurasia Daily Monitor Владимир Сокор отмечает, что новая формула власти в Кишиневе создавалась вопреки рекомендациям ЕС и что теперь Молдова все более «отдаляется» от Евросоюза. «Мы видим это и в смене названия коалиции, и, исходя из того, что ЕС начал сокращать фонды на реформирование системы юстиции и правоохранительных органов. Заметно это и в резком снижении количества визитов европейских персоналий в Кишинев — снижение как по частоте визитов, так и по уровню фигур»,— сказал Сокор в интервью Europa Libera.
Большое внутриполитическое значение для нового правительства имеет визит заместителя госсекретаря США Энтони Блинкена и сразу двух министров иностранных дел стран ЕС: Польши — Гжегожа Схетына и Дании — Мартина Лидегаарди. После формирования либерал-демократами и демократами миноритарной коалиции и назначения при поддержке коммунистов правительства Кирилла Габурича для молдавских властей важно было продемонстрировать преемственность и подтвердить поддержку со стороны западных партнеров.
Как бы то ни было Европейский союз продолжает надеяться на тесное сотрудничество с правительством в Кишиневе целью завершения реформ. Такое заявление сделали глава европейской дипломатии Федерика Могерини и европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханесс Хан после утверждения правительства Габурича.
Вместе с тем, шансов на присоединение Молдовы к Европейскому союзу практически не существует. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что Соглашение об ассоциации с Молдовой — это предложение сотрудничества, а не интеграции, что речь идет не о вступлении в ЕС, а о помощи в модернизации. А глава внешней политики ЕС Федерика Могерини объявила, что программы в отношении соседей на Востоке и в Средиземноморье дают сбои и будут пересмотрены. Таким образом, Рижский саммит «Восточного партнерства» в мае 2015 года в условиях, когда само это партнерство фактически приостановлено, а новая программа еще не объявлена, вообще теряет практический смысл.
Это, разумеется, не означат, что запад ослабит хватку. Наоборот, Европа все жестче требует внедрения реформ. В ходе визита в Молдову делегации Вышеградской группы на уровне замминистров иностранных дел и встречи со спикером Андрианом Канду, премьером Кириллом Габуричем, вице-премьером Виктором Осиповым и замглавы МИДЕИ Юлианом Грозой также обсуждалась европейская повестка Молдовы, включая подготовку к майскому саммиту «Восточного партнерства» в Риге, программа реформ нового правительства РМ, а также урегулирование на Днестре. Молдавские представители убеждали европейских дипломатов в твердости европейского курса страны. Но из заявлений дипломатов на пресс-конференции по итогам встречи явно следовало, что, как поется в известной песне, «красивых слов, счастливых снов, прошла пора», и Кишиневу необходимо поторопиться с внедрением реформ, причем не на словах, а на деле. Замглавы МИД Чехии Иво Шрамек отметил, что Молдова «вступает в решающую стадию процесса европейской интеграции» и что его результаты будут зависеть от того, насколько быстро будут действовать молдавские власти. «Мы находимся в ожидании выполнения планов, касающихся реформ. Время играет существенную роль. Осталось еще три месяца до саммита «Восточного партнерства» в Риге. Важно приехать туда с конкретными результатами»,— сказал замглавы МИД Польши Конрад Павлик. О том, что ЕС находится «в ожидании результатов», обмолвился и венгерский дипломат Иштван Микола. А замминистра иностранных дел Словакии Петер Бурян прямо сказал, что от практического успеха молдавских властей в реформировании страны будет зависеть и объем финансирования со стороны ЕС и предоставление европейской перспективы, на которую так рассчитывает Кишинев.
Продолжая «закручивать гайки», группа послов и представителей международных организаций вручили Габуричу рекомендации «Информационные записки со стороны партнеров по развитию Молдовы». Документ, содержащий более 80 страниц, разработали дипломатические миссии нескольких стран, в частности, Соединенных Штатов Америки, Германии, Швеции, Швейцарии и Европейского Союза, а также организации-доноры, такие, как Всемирный банк, Агентство США по международному развитию, Агентство Австрии по развитию, Агентство Швейцарии по развитию и сотрудничеству. В нем говориться не столько о перспективах евроинтеграции, сколько жестко критикуется положения дел в банковско-финансовом секторе, в судебной и правоохранительной системе Молдовы, борьбе с коррупцией, приднестровском урегулировании и во многих других областях. Документ содержит практические рекомендации по 28-ми важным направлениям, список приоритетов открывает борьба с коррупцией, реформа юстиции, четко отлаженный финансовый сектор, реформирование пенсионной системы. Значительная часть рекомендаций, по словам посла Евросоюза в Кишиневе Пиркка Тапиолы, тесно связаны с положениями Соглашения об ассоциации, подписанного Республикой Молдова и Евросоюзом. Пиркка Тапиолана помнил, что в ходе своего недавнего визита в Брюссель премьер Кирилл Габурич обязался продолжить реформы, зафиксированные в Соглашении об ассоциации. Фактически «Информационные записки» это перечень предельно конкретных шагов которые кабинет министров Молдовы должен выполнить в конкретно указанные периоды. Обозначены краткосрочная (сто дней) и среднесрочная (двенадцать месяцев и больше) перспективы. Понятно, если рекомендации проигнорируют, на дальнейшее финансирование от внешних доноров рассчитывать не стоит. В общем, время пошло, часики тикают.
Марина Иванова