×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/k-vnutripoliticheskoy-situacii-v-pridnestrove/
Новости
27 апреля
26 апреля
25 апреля
24 апреля
К внутриполитической ситуации в Приднестровье
15:36, 21 февраля 2012  
50
0

Президент Е.Шевчук и его новая команда продолжали поиски выхода из тяжелой экономической ситуации, в которой оказалось Приднестровье на момент прихода его к власти. Один факт говорит сам за себя — от прежнего руководства достался бюджет с дефицитом в 70%. Обнаружился недавно и такой факт, как практически отсутствие валютных резервов (на счетах осталось ничтожная даже для Приднестровья сумма в 49 тысяч долларов США). Куда делись запасы, которых было и так не очень много, где-то порядка 1 (одного) млн. долл., неизвестно. Президент дал указание провести по этому поводу тщательное расследование. Правда, многие сомневаются, что старые власти могли санкционировать такое явное для республики вредительство, ведь они все-таки надеялись остаться у её руля.

Пока новому руководству не удается переломить сложившуюся ситуацию в экономике региона, и серьезных предпосылок на то, что удастся это сделать в ближайшие месяцы, нет. Да, и было бы преждевременно ждать серьезных подвижек, учитывая, что со дня прихода его к власти не прошло и 60 дней. Президент попросил у общества на выполнение своей программы экономического возрождения и появление первых положительных и осязаемых результатов своей политики 555 дней (программа «555»).

На поиски возможных источников поступления жизненно необходимых финансовых средств были направлены в эти дни основные усилия президента и премьер-министра ПМР.

Во время переговоров в Москве, Киеве, а также на встрече с премьер-министром Молдовы в Одессе президент Шевчук ставил вопросы экономического сотрудничества не в последнюю очередь.

Но сегодня взоры нового руководителя, оставшегося, как было сказано выше, без валютных резервов и с дефицитом бюджета в 70%, обращены, в первую очередь, к России.

В интервью 15 февраля, говоря о приоритетах во внешней политике, Е.Шевчук заявил, что «Приднестровье продолжит следовать восточному вектору развития и укреплять взаимоотношения с Россией».

Президент Приднестровья, по его словам, обязан исполнять законодательство республики и решения граждан страны, принятые на референдуме (17 сентября 2006 года). «Это аксиома, которая находится за рамками компетенции главы государства, и президент не вправе что-либо менять. Все решения в отношении наших приоритетов приняты и реализованы через конституционные механизмы», – сказал Шевчук.

В экономической сфере, отметил он, восточный вектор развития связан и с другими странами СНГ, входящими в Таможенный союз – Белоруссией, Казахстаном, Киргизией.

В области законодательства, по его мнению, есть Концепция об адаптации приднестровских и российских базовых законодательных актов в области экономического и гражданского права с тем, чтобы создать благоприятные предпосылки для инвестирования в экономику края. «Не скрою, прежде всего, мы бы хотели видеть здесь российских инвесторов с четкими планами и серьезными ресурсами. Нам нужно создать как можно больше рабочих мест», – заявил президент Приднестровья.

В этой связи он не исключает, что российский рубль может со временем стать второй валютой Приднестровья, что упростит расчеты с экономическими агентами Таможенного союза.

Председатель правительства П.Степанов, в свою очередь, обсуждал вопросы привлечения в Приднестровье российского инвестиционного капитала и активизации торгово-экономического сотрудничества с Россией, на встрече с российским послом В.Кузьминым.

Он отметил, что экономика Приднестровья находится в очень сложном положении и «главная задача правительства – использовать все возможные ресурсы, чтобы придать ситуации положительный импульс». Он, естественно, поблагодарил Москву за оказываемую ею помощь в различных областях.

Покидающий свой пост Кузьмин смог сказать лишь то, что посольство намерено изучить предложения Приднестровья, не взяв на себя смелость, говорить от имени представляемого им государства.

Вообще на фоне резко усилившегося внимания к Приднестровью со стороны западников, Россия проявляет не совсем понятную пассивность. Запросившийся с новым визитом в Москву Шевчук, который хотел выяснить мотивацию приостановления оказания обещанной региону помощи, уже около месяца не может получить ответа относительно сроков его поездки в российскую столицу.

В середине февраля с.г. власти Приднестровья инициировали обсуждение проблемы исторических долгов региона и текущих платежей за газ с представителями «Газпрома». Президент заявил, что приднестровская сторона внесла свои предложения по выходу из ситуации, отметив, что сейчас регион не в состоянии платить за российский газ, и без роста доходов как граждан, так и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Приднестровья, изменить ситуацию и в ближайшие два года в этом направлении невозможно.

Стороны договорились провести полную инвентаризацию обязательств ПМР перед «Газпромом» и выработать план дальнейших действий в отношении приднестровского газового долга, который составляет 2,8 млрд. долларов США.

Руководство Приднестровья пытается найти и внутренние источники пополнения бюджета. Правительство, сказал премьер П.Степанов, на первом этапе своей работы нацелено на поиск внутренних резервов в экономике.

По его словам, усилия кабинета министров будут направлены на сокращение отрицательного внешнеторгового сальдо. Председатель правительства отметил, что в минувшем году импорт продуктов питания и сырья в Приднестровье составил 200 млн. долл., а экспорт – только 58 млн., хотя «картина должна выглядеть наоборот».

Степанов обратил внимание на то, что правительство, считая сельхозпроизводство приоритетной отраслью, создало Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов. Он сообщил, что в 2011 г. объемы сельхозпроизводства в Приднестровье составили всего 10% от показателей 1990 г., что позволяет надеяться на имеющиеся в отрасли резервы.

На состоявшемся у председателя правительства ПМР П.Степанова совещании министры и руководители ведомств, входящих в состав правительства, представили свое видение по реструктуризации подразделений, которые неэффективны или потеряли свою актуальность. Речь шла, главным образом, о мерах по оптимизации расходов бюджета.

В частности, об имеющемся резерве экономии бюджетных средств по линии МВД, которое зачастую выполняло и не свойственные ему функции.

Министерству здравоохранения и социальной защиты было рекомендовано «четко определить список платных услуг и перестать вводить людей в заблуждение лозунгами о бесплатной медицине».

Новое руководство решило более строго контролировать выполнение социальных, налоговых и других обязательств, которые взяли на себя иностранные инвесторы, приобретая в Приднестровье те или иные промышленные объекты. Речь идет также о восстановлении деятельности предприятий, которые приобретены, а затем остановлены, в результате чего рабочие остались без работы и без средств к существованию.

Совершенно очевидно, что эти внутренние изыскания средств и меры по их возможной экономии не могут дать большой отдачи, особенно на первых порах.

Ситуация в Приднестровье осложняется, становится более трудной для новой власти в плане принятия непопулярных, но необходимых решений, особенно, в социальной области. Поэтому власти делают всё возможное, чтобы сохранить хотя бы прежний уровень социального обеспечения, который существовал при прежних руководителях. Премьер обещал выполнять текущие задачи, касающиеся «выплаты пенсий, зарплат и социальных пособий», в полном объеме.

Директор Государственного пенсионного фонда ПМР О.Буланова, заявила, что, несмотря на сложное экономическое положение, пенсионная проблема (расходы Пенсионного фонда намного превышают доходы — дефицит бюджета фонда более 1 млрд. рублей или 88 млн. долл. США) находится под контролем президента и правительства. По её словам, определен источник покрытия дефицита пенсионного фонда, что дает основания на то, что и в 2012 году выплата пенсий будет производиться своевременно.

Численность получателей пенсий в ПМР на начало 2012 года составила около 137,6 тыс. человек, средний размер пенсий с надбавками и повышениями – 1 064,4 рубля (около 95 долл. США). К примеру — в Молдове средний размер пенсии с учетом весенних прибавок будет равняться 82, 2 долл.

Тем не менее, протестный электорат, проголосовавший 11 и 25 декабря прошлого года за Шевчука и ожидавший скорых перемен в лучшую, естественно, сторону, начинает разочаровываться. Число сторонников нового президента сокращается. Хотя, надо сказать, большинство приднестровцев всё же продолжают верить в то, что президент выполнит свои обещания, которые он дал в ходе предвыборной кампании. Определенные надежды в обществе связывают с программой новой власти по преодолению кризиса, о которой упоминалось выше. В СМИ программа «555» пока не опубликована.

Трудности Шевчука и его команды связаны ещё и с тем, что не все гладко в Приднестровье и с точки зрения политической стабильности.

Новый президент старается найти общий язык с Верховным Советом, поскольку, как он считает, перед президентом, правительством и парламентом стоят общие цели по достижению экономического роста, созданию условий и предпосылок для улучшения благосостояния граждан республики. Об этом, в частности, он говорил на координационном совещании руководителей исполнительной и законодательной ветвей власти.

На встрече с руководством Верховного Совета, председателями парламентских комитетов и комиссий президент предложил обсудить ряд изменений в Основной закон Приднестровья, а также законопроекты, касающиеся функционирования экономики, социальной сферы, оплаты труда бюджетников и др.

Хотя председатель парламента А.Каминский уже не раз говорил, что готов к взаимодействию с исполнительной властью и новым президентом, на практике этого не получается.

На той же встрече часть депутатов прямо заявили о том, что конституционная реформа Шевчука не актуальна и даже вредна. Эту точку зрения активно отстаивали депутаты Г.Антюфеева, О.Василатий, Е.Коваль и ряд других парламентариев.

Дискуссия носила острый характер. Депутаты от партии «Обновление», имеющие подавляющее большинство в Верховном Совете ПМР, предъявили претензии к новому президенту, который намерен, по их мнению, перераспределить полномочия между правительством, президентом, парламентом в нарушение баланса равновесия между ветвями власти. Первый заместитель председателя партии «Обновление», депутат Верховного Совета ПМР Анатолий Дирун прямо заявил, что после вступления в силу с 1 января 2012 года Конституции с дополнениями и изменениями, за которые выступал и нынешний президент, уже есть попытки несоблюдения ряда её положений. В частности, планируется часть полномочий у парламента забрать. Парламентарий видит в этом известную угрозу достигнутой в обществе стабильности.

После заседания председатель Верховного Совета ПМР А.Каминский сообщил о создании рабочей группы, которая рассмотрит инициативы президента по изменениям в Конституцию в части полномочий и взаимоотношений высших органов власти и подготовит проект новых поправок в Конституцию и некоторые другие основополагающие законы.

По словам спикера, Верховный Совет предлагает одновременно рассмотреть и другие вопросы, которые не были затронуты предыдущей конституционной реформой. В частности, вопрос о формирования законодательного органа Приднестровья, должен ли он быть профессиональным или это необязательно. Речь идет о системе выборов – сохранить ли действующую мажоритарную систему либо ввести смешанную, либо пропорциональную. И третье, «необходимо окончательно определить структуру органов местного самоуправления», сказал А.Каминский.

Некоторые депутаты, анализируя законодательные инициативы президента, хотя и заняли нейтральную позицию, но, тем не менее, призывали не спешить с изменениями в Конституции.

Другой упрёк, который адресуют Е.Шевчуку, касается нарушения им принципа преемственности власти.

Президент, как и обещал, почти полностью изменил состав прежней президентской администрации и руководство министерствами и другими государственными ведомствами и службами.

В январе практически закончилось формирование правительства – нового самостоятельного органа, представляющего исполнительную власть Приднестровья. Из старых министров в правительстве остался только министр внутренних дел В.Красносельский, если не считать П.Степанова, ставшего премьер-министром.

Министрами и руководителями государственных служб, которые были выделены из министерств или созданы вновь, стали люди молодого и среднего возраста, в основном, до 35 лет. В негосударственной прессе вновь отмечают как недостаток их «молодость» и отсутствие опыта, хотя у новых руководителей из правительства соответствующая профессиональная подготовка есть. Некоторые считают неоправданным привлечение в руководство госструктур уж очень большого числа представительниц женского пола.

Как бы отвечая на эти высказывания, премьер П.Степанов заметил, что молодость ряда руководителей министерств и ведомств не мешает ответственной работе. Важным аргументом в пользу такого решения кадровой проблемы явились, как пояснил в одном из интервью президент, высокие морально-нравственные качества его назначенцев. В деловых кругах же считают, что личное знакомство и отсутствие коррупционных связей ещё недостаточный аргумент для назначения на высокие посты.

Но, как кажется, для большинства общества последнее обстоятельство в нынешних условиях является весьма необходимым. Этот настрой президент решил подкрепить созданием в структуре МВД специального органа по борьбе с преступностью и коррупцией, который будет подчиняться ему напрямую.

Представляется, что эта критика исходит в основном от тех, кто надеялся быть замеченным новой властью и наделенным соответствующей его статусу должностью в руководящих структурах государства. Но надежды эти не сбылись, президент предпочел набрать новых людей. Хотелось бы отметить, что недовольных кадровыми решениями Шевчука немало и в составе нынешнего Верховного Совета.

Некоторых эксперты и местные политические наблюдатели выражают неудовольствие тем, что был понижен статус таких важных для Приднестровья ведомств, как министерство государственной безопасности и министерство информации и телекоммуникаций, преобразованных в Комитет госбезопасности и Государственную службу связи, информации и СМИ. Утверждается, что ликвидировано одно из наиболее эффективных министерств, которое, «на протяжении двух десятков лет надежно защищало государство от терроризма, шпионажа, диверсий». Информационная защита и безопасность теперь также якобы оказалась под угрозой, хотя понижение статуса министерства информации не означает, что этим вопросам изначально будет придаваться меньшее значение. И здесь хотелось бы также заметить, что об этом говорят как раз те, кто ещё недавно яростно доказывал вредность деятельности как министерства госбезопасности, так и министерства информации, с которыми, на их взгляд, были связаны нарушения в Приднестровье прав человека, в том числе свободы слова, собраний и т.д.

Ещё один упрёк президенту. В ряде СМИ подчеркивают, что Шевчук, не являясь ныне главой исполнительной власти, фактически по-прежнему руководит ею, и даже часто выступает от имени правительства, настаивает на решении тех или иных жизненно важных для страны вопросов в соответствии со своим видением ситуации, не советуясь предварительно с им же выдвинутым на пост премьер-министра П.Степановым и правительством, в целом.

Критикуя президента за его «вмешательство» в решение вопросов, являющихся прерогативой правительства, парламентарии, в свою очередь, не готовы оставить исполнительную власть без своего «пристального» внимания.

Так, в частности, депутаты Верховного Совета вернули представленный главой государства законопроект о внесении изменений и дополнений в закон «О ценах (тарифах) и ценообразовании» на доработку для изменения «концептуальных» положений документа, который наделяет правительство полномочиями в сфере ценообразования, установления тарифов, прежде всего, на услуги естественных монополий.

Парламентарии выступили против устранения законодательного органа от принятия решений по установлению новых цен и тарифов, под тем предлогом, что это «напрямую касается социального положения, уровня жизни избирателей». Они настаивают на том, что Верховный Совет, наделенный контрольными функциями, должен участвовать в этом процессе.

Недовольны депутаты и тем, что президент якобы игнорирует разработанный с участием российских экспертов документ «Стратегия развития Приднестровья 2025», который рассматривается в парламенте как стратегический. Это своего рода приднестровское инвестиционное предложение для Российской Федерации, полагает тот же А.Дирун, под которое удалось получить обещание о выделении республике серьезной дополнительной помощи. Именно под этот документ, по его мнению, Россия намеревалась выделить средства на развитие фермерских хозяйств, на поддержку малого и среднего бизнеса.

Парламентарии предлагают вернуться к упомянутому документу, который представлен в Верховный Совет ПМР в качестве законодательной инициативы.

Между тем, в МИД РФ отношение к этому экономическому проекту скептическое, поскольку, как здесь считают, разрабатывался он как пиар-акция партии «Единая Россия» и приднестровской партией «Обновление» в преддверии президентских выборов в Приднестровье и не был согласован с российским правительством. По этой причине и было приостановлено выделение региону новой финансовой помощи.

Реакции на это предложение депутатов со стороны президента ещё нет.

Остается констатировать, что на данный момент среди политических сил Приднестровья сохраняются существенные разногласия относительно возможных путей политического и экономического развития края. И в случае усугубления экономической ситуации эти разногласия могут усилиться, что может весьма пагубно отразиться на дальнейшей политической судьбе ПМР, пусть не признанного, но самостоятельного государства.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

26 апреля 2024

Лидер оппозиционной в Молдавии парламентской Партии социалистов (ПСРМ) Игорь Додон заявил сегодня, 26 апреля, что вместе с соратниками примет участие в акции «Бессмертный полк» 9 мая, которую организует в Кишиневе комитет «Победы». Экс-президент пообещал надеть запрещенную проевропейскими властями георгиевскую ленту, за ношение которой можно получить крупный штраф. …

24 апреля 2024

Попшой отметил, что экономические агенты из приднестровского региона и правобережья Днестра получат одинаковые преимущества в процессе вступления в ЕС. Приднестровский регион не станет препятствием в процессе вступления Республики Молдова в Европейский Союз, но в то же время власти Кишинева приложат …

23 апреля 2024

Исполняющий обязанности генпрокурора Молдавии Ион Мунтяну заявил, что видит признаки госизмены в создании оппозиционного блока «Победа». «Хочу вас заверить, что и прокуратура, и органы уголовного розыска и госбезопасности следят за всеми действиями, которые происходят в связи с участием наших политиков …


Ваш браузер устарел! Обновите его.