×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/k-chemu-vedut-jenevskie-konsultacii/
Новости
6 августа
4 августа
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня

28 января в Женеве завершился очередной безрезультатный раунд бесперспективных дискуссий по безопасности и стабильности на Кавказе. С самого начала консультации, еще в октябре 2008 года, сложилось впечатление, что предстоящий переговорный процесс станет затяжным, длительным, с отсутствием завершающей финальной фазы, основы любого процесса урегулирования — примирения. Впрочем, никто из участников этих встреч не считал, что подобные переговоры станут легкой прогулкой. Каждый из них ожидал и настроился на весьма длительный переговорный процесс. Как заявил 24 января глава абхазской делегации, советник президента по международным вопросам Вячеслав Чирикба, «разговор будет непростой и небыстрый, и необходимо запастись терпением». «Нам это очень выгодно, мы ничего не теряем. Время работает на Абхазию» — отметил советник. Возможно, в его словах присутствует определённый резон, не исключено что руководство Абхазии считает, что «время» позволит республике укрепится в экономическом смысле, после чего наступит «всеобщее благоденствие». Вряд ли в этой ситуации грузинская сторона и её покровители на Западе позволят себе бездействовать и спокойно наблюдать за всем этим процессом.

Несмотря на отсутствие каких-либо договорённостей, стороны все же пришли к согласию относительно продолжения переговоров. Очередной, уже десятый по счету раунд, будет проведён 30 марта сего года. Уповать на то, что какая-либо сторона пойдёт на попятную и ожидать чего либо сверхъестественного не приходится. Нам остаётся ждать объявления последующей даты,- одиннадцатого раунда женевского консультативного процесса и так до «бесконечности». Ранее российские представители заявляли о своём несогласии с тем, чтобы женевские консультации по безопасности на Кавказе превращались бы в постоянно действующий механизм. В мае 2009 года, после пятого раунда дискуссий, подобное мнение высказал российский посол в республике Южная Осетия Эльбрус Каргиев. По мнению российского дипломата, «переговорный процесс искусственно затягивается Грузией, пользующейся покровительством со стороны США и Европейского Союза. Делается это под разными надуманными предлогами. Но цель тех, кто этим занимается, очевидна – вести переговоры ради переговоров и не более, то есть, фактически держать ситуацию в подвешенном состоянии». Тогда отмечалось, что «Москва не собирается играть в подобные игры, и тем более быть втянутой в многолетний переговорный процесс. Для нее политическая сторона вопроса, связанная с новыми реалиями на Кавказе, закрыта после признания независимости Абхазии и Южной Осетии осенью прошлого года». Однако, как представляется, Россия, всё же, оказалась «втянутой в многолетний переговорный процесс».

Руководство России, придаёт первостепенное значение подписанию между Тбилиси с одной стороны, и Цхинвалом и Сухумом — с другой, юридически обязывающего соглашения о неприменении силы. По словам официального представителя российского внешнеполитического ведомства Андрея Нестеренко, «Москва усматривает основную задачу в необходимости выработки прочных гарантий, исключающих саму возможность повторения трагических событий на Кавказе».

Позже, в ноябре 2009 года, накануне проведения восьмого раунда дискуссий, заместитель Министра иностранных дел России Григорий Карасин в газете «Известия» 10 ноября опубликовал статью «Закавказье в “женевском формате”. Карасин отметил, что главный приоритет в Женеве связан с юридическим закреплением в форме официального документа обязательств Грузии о неприменении силы. «Принципиально важно, чтобы этот документ был подписан или одобрен непосредственно представителями Грузии с одной стороны, а также Абхазии и Южной Осетии — с другой», — пишет представитель российского внешнеполитического ведомства.

Между тем, подписание подобного документа, официальным Тбилиси рассматривается, как признание независимости как Абхазии, так и Южной Осетии, на что Грузия ни при каких обстоятельства не согласится. Как заявил госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили, оформление данного соглашения со стороны Тбилиси будет выглядеть странно. В крайнем случае, грузинская сторона согласится на подписание такого рода соглашения с Россией, и только после вывода российских вооруженных сил с территорий Абхазии и Южной Осетии.

Одновременно Москва настаивает на введении международного эмбарго на поставки в Грузию наступательных вооружений. Поставки, которые, по мнению представителей России, «в конечном счете, подогревают реваншистские настроения в среде высшего грузинского руководства». Однако, как говорится, «а воз и ныне там».

Становится очевидным, что женевские консультации всё ближе подходят к черте, которая называется «тупик». Сомневаться в том, что и десятый раунд окажется таким же безрезультатным не приходится, и «тупик» становится всё реальнее. Не было сомнений в том, что накал страстей переговорщиков окажется «на достойном уровне». И сейчас, уже после дискуссий 28 января, можно с уверенностью говорить о том, что стороны, поднаторевшие в деле ведения переговоров, прибывают в Женеву с одной целью – определить дату следующей встречи и всё это будет преподноситься как серьёзное достижение. Это — максимум, на который можно и рассчитывать.

Между тем ситуация на Кавказе, в частности вокруг Абхазии и Южной Осетии, выглядит отнюдь не безоблачно. Как известно, на основании соглашения о механизмах предотвращения и реагирования на возможные инциденты, которое было достигнуто на четвертом раунде Женевских переговоров 17-18 февраля 2009 года, стали проводится пятисторонние встречи. Участие в нём принимают представители Евросоюза, ОБСЕ, ООН России, Абхазии, Южной Осетии и Грузии.

Представители международных организации, задействованных в женевских встречах, регулярно проводят консультации со всеми участниками процесса, на которых обсуждаются проблемные вопросы, дестабилизирующие обстановку в регионе в целом. По мнению международных представителей, в частности представителя ООН Марко Бианчини, подобные пятисторонние встречи в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты позволяют заинтересованным сторонам обсуждать наиболее важные вопросы, вызывающие общую обеспокоенность в этом регионе. Бианчини считает, что пятисторонние встречи в рамках МПРИ помогают конструктивному диалогу сторон и решению возникающих проблем.

Однако это не мешает силовым структурам Грузии осуществлять в зонах безопасности провокации и нагнетать обстановку.

Южноосетинские власти не скрывают своей озабоченности ситуацией складывающейся в зоне конфликта. Как заявил 22 января, полпред Президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Борис Чочиев «наши южные соседи продолжают устраивать провокации, похищать наших граждан и необоснованно обвинять нас во многих грехах. Это результат того, что агрессор не получил соответствующей международной оценки своих преступных действий. Не угомонились грузинские власти даже после обнародования доклада комиссии Тальявини, где все четко сказано». Он подчеркнул, что югоосетинская сторона может представить неопровержимые доказательства того, что Грузию активно готовят к очередной войне. Нередки перестрелки и диверсионная деятельность на грузино-осетинской границе.

В свою очередь на территории Абхазии, в Галском районе ситуация также нестабильна. 29 января в районе был совершен теракт, направленный против сотрудников правоохранительных органов Абхазии. Правоохранительные органы Абхазии расценивают произошедшее, как теракт против сотрудников Галской милиции. Об этом заявил министр внутренних дел Абхазии Отар Хеция.

Между тем, руководство Грузии лихорадочно пытается найти тот единственный путь, который позволит им восстановить мифическую территориальную целостность страны. В последнее время всё чаще стали появляться сообщения о том, что Грузия в решении своего злосчастного вопроса о территориальной целостности вновь изберет непопулярный путь – силовой. Грузинская «военная машина», к сожалению, не до конца добитая после неудавшейся попытки сломить сопротивление народа Южной Осетии в 2008 году, в кратчайшие сроки сумела реанимировать свой вооруженный потенциал, и 2009 год ознаменовался масштабным вооружением грузинской армии и увеличением численности вооруженных сил Грузии. Об этом заявляли и начальник ГРУ Александр Шляхтуров и заместитель начальника российского Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын.

Не секрет, что западные партнёры Грузии и в особенности США твёрдо намерены осуществлять поставки оружия в страну. В преддверии зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, «ускоренное перевооружение» тбилисского режима «чревато новой волной напряженности», что создаст серьёзные проблемы, связанные не только с проведением Олимпийских игр, а также «возникновением новых угроз соседним государствам, в первую очередь, Абхазии и Южной Осетии».

Попытки российских властей оказать влияние и минимизировать милитаризацию Грузии особого успеха не имели. В начале 2009 года российский президент свои указом запретил поставки российского и советского вооружения в Грузию и заверил, что Россия не забудет тех, кто снабжал Грузию оружием, и при определении приоритетов в военно-технической сфере и сотрудничестве Россия учтет шаги ряда членов мирового сообщества по поддержке грузинского руководства. А МИД РФ пообещал ввести экономические санкции по отношению к тем странам, которые будут продавать Грузии оружие.

Особую ретивость в вопросе поставок вооружения проявляла Украина. Несмотря на значительное сокращение военного бюджета Грузии в 2009 году по сравнению с аналогичным бюджетом 2008 года, руководство Украины, не особо заботясь о своём национальном благополучии, с лихвой «залатала дыры» в военном бюджете Грузии, продавая ей оружие по ценам гораздо ниже рыночных. По всей вероятности, на эти цели Вашингтон выделял немалые средства. Поставки оружия осуществлялись не по государственной линии, но и не без ведома и покровительства высшего украинского руководства. Генеральный директор государственной компании «Укрспецэкспорт» Сергей Бондарчук подтвердил эту информацию, заявив, что официальный Киев выполнял и продолжает выполнять заключенные ранее контракты по поставкам вооружения в Грузию до тех пор, пока Совет безопасности ООН не примет каких-либо запрещающих решений. Как известно, подобных запрещающих решений Советом безопасности ООН принято не было и соответственно, Украина и некоторые страны, в том числе и члены альянса НАТО без каких-либо запретительных мотивов, поставки оружия не прекращали.

Не осталось в стороне правительство США, которое приложило максимум усилий, в деле вооружения Грузии. Летом прошлого года Михаил Саакашвили обращался к Вашингтону с просьбой предоставить его стране вооружение «оборонительного» характера, включая средства противовоздушной и противотанковой обороны. Однако просьба была отклонена. Как оказалось совсем ненадолго. В ответ на обращение официального Тбилиси об оказании военной помощи, США в лице корпорации «Баррингтон Эллайнс» направила Грузии предложение о поставке комплексов ПВО, противотанковых ракетных комплексов, автоматического стрелкового оружия и боеприпасов к ним на сумму более $100 млн.

Правительство США официально не поставлявшее оружие Грузии со времён войны 2008 года, по всей вероятности, в ближайшее время, рассмотрит вопрос о возобновлении продажи оружия Тбилиси. В начале января 2009 года, аппарат сенатора-республиканца Ричарда Лугара, являющегося высокопоставленным членом комитета по международным отношениям Сената США, подготовил доклад под названием «Обеспечение равновесия: Политика США и стабильность в Грузии».

Между тем, всё громче звучит воинственная риторика грузинских властей, наталкивающая на мысль о том, что их намерения весьма и весьма серьёзны.

В конце 2009 года президент Грузии Михаил Саакашвили на открытии нового здания управления Национальной гвардии заявил, что страна готова начать готовить резервистов «для борьбы с врагом». По словам Михаила Саакашвили против Грузии «ведется война, и нам угрожают каждый день, но враг не должен питать иллюзии, так как любая авантюра получит отпор от каждого военнослужащего, а также от каждого гражданина». «Мы должны подготовить любого гражданина страны, в том числе и женщин, чтобы они были подготовлены и вооружены для оказания сопротивления врагу. Каждый город, дом, улица и семья должны стать оплотом сопротивления, мы должны все быть готовы к войне». Продолжая своё выступление в привычном для него амплуа, заряжая себя и присутствующих, президент Грузии, назвал цифру в полмиллиона резервистов, которые должны стоять с оружием в руках.

Без сомнения, руководство Грузии и их западные кукловоды вынашивают планы скорого реванша и подтверждением тому являются вышеперечисленные факты относительно военных приготовлений. Однако однозначно утверждать о том, что официальный Тбилиси в ближайшее время способен принять непопулярное решение не приходится. На этот раз, как представляется, грузинская сторона не станет действовать «на авось», как это было в августе 2008 года, когда руководство Грузии «не рассчитало возможного участия России в конфликте и поплатилось поражением в пятидневных боевых действиях». И для решения проблемы, в первую очередь, грузинским властям необходимо нейтрализовать ведущего игрока в международной политике — Россию. Пока эта задача не будет решена, ожидать со стороны Грузии, необдуманных решений, направленных на использование военной силы не стоит, тем более, что заявленные президентом Грузии принципы и задачи относительно армии резервистов вряд ли выполнимы.

Армия резервистов в «полмиллиона», это очередная несбыточная мечта, президента Грузии. Следует отметить, что ситуация, связанная с общим количеством населения в Грузии весьма неоднозначна. Всё население Грузии, едва ли достигает 4 млн. человек. По информации оппозиционного депутата Дмитрия Лордкипанидзе, последний раз перепись населения в Грузии была проведена в 1989 году, в результате чего к выборам 1990 года в Грузии было зафиксировано 2 миллиона 850 тысяч избирателей, в число которых входило и население Абхазии и Южной Осетии. А к выборам 2008 года было зафиксировано 3 миллиона 350 тысяч избирателей и это в то время, когда за период с момента развала Советского Союза, более миллиона граждан Грузии выехали из страны.

Кроме того, по неофициальным данным, в основном, в области Квемо Картли (Борчалы), проживают приблизительно 500 тысяч азербайджанцев, а также немалое количество армян, опять же ссылкой на неофициальные источники, их количество может составить свыше 350 тыс. человек. Очевидно, при таком раскладе в армию резервистов, Михаилу Саакашвили вряд ли удастся набрать и 50 тыс. человек.

В свою очередь, в планы министерства финансов страны совершенно не вписывается заявление президента Грузии Михаила Саакашвили о масштабных планах подготовки резервистов в течение 2010-2014 годов. Диссонансом прозвучало выступление министра финансов Грузии Кахи Баиндурашвили, который сообщил, что в 2010 году и последующие годы объем расходов на военные нужды увеличиваться не будет и, более того, в процентном отношении доля расходов на оборону в бюджете страны уменьшится.

И всё же, сбрасывать со счетов сумасбродство президента Грузии не стоит. Тем более, что марионеточный режим Саакашвили легко управляем, и официальному Тбилиси перейти грань, за которой начнутся необратимые негативные последствия, направленные на дестабилизацию всего Кавказа, не составит особого труда.

Вместе с тем, грузинские лидеры проблемный вопрос территориальной целостности рассматривают не только через призму силового давления, — предлагаются и альтернативные пути.

Накануне девятого раунда Женевских консультации, 27 января, на своём заседании правительство Грузии одобрило стратегию в отношении Абхазии и Южной Осетии, согласно которому Грузия отказывается от военных методов при урегулировании конфликта вокруг «оккупированных территорий». Очевидно, грузинские власти, рассчитывают на то, что документ «Участие путем сотрудничества», в дальнейшем будет пусть и не столь убедительным, но сможет стать основанием для отказа визировать какое-либо соглашение со сторонами конфликта о неприменении силы. Вероятно, это имел в виду Темур Якобашвили, министр по реинтеграции, который заявил, что Грузия не желает войны с Россией и не собирается ее начинать.

В свою очередь, представители Абхазии и Южной Осетии категоричны в отношении «стратегии». По словам главы внешнеполитического ведомства Абхазии Сергея Шамбы руководство Абхазии расценивает этот документ «как план возвращения Абхазии в состав Грузии. Для нас это — инструкция того, чего нельзя делать».

Однако, несмотря на решительный отказ от навязываемой «стратегии по Абхазии и Южной Осетии», как абхазской, так и югоосетинской стороны, ничто не помешало грузинской делегации вовлечь в переговорный процесс так называемых представителей автономий Грузии: от абхазской автономии в переговорах участвует Лорик Маршания и Малхаз Акишбая, от южносетинской автономии Дмитрий Санакоев. Между тем, ещё на начальной стадии консультации, в октябре 2008 года, представители официального Сухума справедливо возмущались тем фактом, что «грузинские власти приглашают для участия в международных консультациях и переговорах представителей структур так называемой Автономной Абхазии в изгнании, то пусть они с ними и ведут переговоры, это их внутреннее дело. Для нас эти структуры – не существуют». Однако, ситуация резко изменилась и возмущения остались в прошлом.

Кроме того, абхазская сторона, которая продолжительное время была против присутствия представителей ОБСЕ на территории Абхазии, после девятого раунда переговоров, неожиданно смягчив свои позиции, позволила делегации верховного комиссариата ОБСЕ по делам национальных меньшинств посетить страну. Запланированы встречи с руководством республики, с представителями неправительственных организаций Галского района Абхазии и жителями района, также делегация намерена провести встречу с армянской общиной Гагрского района.

Как представляется, абхазские власти, допустившие создание неправительственных организации на территории Галского района из этнических грузин, фактически способствуют, в перспективе, претворению идей грузинского руководства. Кроме того, процесс выдачи абхазских паспортов жителям Галского района будет осуществляться не без помощи международной гуманитарной организации — Норвежского Совета по Беженцам (NRC), представители которого 2 февраля встречались с министром иностранных дел Абхазии. Норвежский Совет по беженцам оказывает консультативные услуги местному населению по правовым вопросам в г. Гал. Главным образом, за консультацией обращаются граждане с вопросом о подаче пакета документов на получение национального документа, удостоверяющего личность.

Между тем намерение делегации Верховного комиссариата ОБСЕ, встретиться с грузинской и армянской общиной наталкивает на мысль о том, что в структурах организации есть серьёзное осознание того, что в ближайшем будущем, именно эти общины, станут решать судьбу Абхазии и абхазского народа, как это случилось на прошедших недавно президентских выборах. Ведь избрать президента Абхазии можно будет и без абхазского населения. Очевидно, это понимают и Верховном Комиссариате ОБСЕ по делам национальных меньшинств, встречаясь с так называемыми меньшинствами. Это понимают и власти Грузии, которые принимают документы типа «Участие путем сотрудничества». В то же время они осознают, что переговоры в Женеве, с учётом вышеизложенного, служат всего лишь неким отвлекающим маневром, и, в итоге, не станут решающим фактором в деле установления безопасности и стабильности на Кавказе.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

9 июля 2025

 Депутаты парламента Абхазии на заседании 9 июля внесли изменения в Гражданский кодекс Абхазии, расширяющие круг лиц, в отношении которых устанавливаются ограничения в наследственных правоотношениях. Документ представил председатель комитета парламента по государственно-правовой политике Дмитрий Маршания. В Абхазии запрещается наследование по закону …

14 мая 2025

 Посол Абхазии в Сирии Мухаммад Али обсудил с министром высшего образования и научных исследований Сирии доктором Маруаном Аль-Халаби взаимоотношения научно-исследовательского сотрудничества между двумя странами и важность подписания соглашения о сотрудничестве между Абхазским государственным университетом и Университетом Дамаска. Об этом сообщает …

3 апреля 2025

Президент Абхазии Гунба назначил премьер-министром Владимира Делбу Президент Абхазии Бадра Гунба назначил премьер-министром республики Владимира Делбу, сообщает в четверг пресс-служба абхазского лидера. «Назначить премьер-министром Республики Абхазия Делбу Владимира Валерьевича», — говорится в сообщении. В указе отмечается, что премьеру поручено представить …


Ваш браузер устарел! Обновите его.