К чему ведёт Женевский переговорный процесс?
С момента завершения третьего раунда международных дискуссий по ситуации на Кавказе прошло чуть менее месяца. За этот период, как и следовало, ожидать положительных изменений в зоне конфликта, не случилось, в то же время, произошли события, которые впоследствии, вероятнее всего, окажут влияние на дальнейший ход неформальных переговоров.
Что касается очередного, без статусного раунда международных консультаций, прошедших 19 декабря, минувшего года, следует отметить, что его формат не претерпел абсолютно каких-либо изменений.
Третий раунд проходил под совместным председательством Европейского Союза, ООН и ОБСЕ. Как известно, первый раунд переговоров в Женеве в середине октября провалился из-за противоречий сторон по поводу статуса участников (Абхазии и Южной Осетии). В ходе второго раунда стороны провели встречи двух рабочих групп, в которых они участвовали как неофициальные представители, не имеющие формального статуса (ранее Абхазия настаивала на официальном статусе своих представителей). Всего в переговорах участвовали представители восьми сторон — Грузии, Южной Осетии, Абхазии, России, США, Евросоюза, ОБСЕ, ООН.
Как и во втором раунде переговоров, дискуссии проходили в рамках двух рабочих групп. Первая занималась вопросами безопасности и стабильности в регионе, вторая — проблемами перемещенных лиц и беженцев.
В работе форума активными участниками дискуссий, уже второй раунд подряд становятся, представители официальных властей Грузии, так называемые главы правительств в изгнании Южной Осетии и Абхазии Дмитрий Санакоев и Малхаз Акишбая. Кстати, благодаря беспринципной позиции абхазской и южноосетинской сторон, они благополучно приобрели статус постоянных участников переговорного процесса.
Следует признать, что грузинская сторона, достаточно умело маневрируя, используя требования, представителей Абхазии о равноправии в переговорном процессе, сумела оказать влияние, на придание переговорному процессу неформального статуса, сняв, тем самым, противоречия, связанные со статусом переговорщиков. В свою очередь, участники от абхазской стороны, относительно, проводимых консультации, выражают безудержную радость, как говорится, «beati possidentеs» – счастливы обладающие. Так один из них, говоря о самом Женевском процессе, подчеркнул важность участия в нем Абхазии. «Впервые после признания Россией независимости Республики Абхазия, абхазская делегация на равных участвует в Женевском процессе во Дворце Наций. Для нас это имеет большое значение. Нам нужно быть активной стороной в мирном процессе, ведь конфликт не исчерпан и необходимо добиваться подписания с Грузией договора о неприменении военной силы. Это и есть главная задача», — резюмировал он. Впрочем, следует напомнить, что такими же равноправными участниками Женевского процесса являются представители грузинских властей от автономий, которые ранее, неоднократно пытались сесть за стол переговоров с де-факто, а теперь уже де-юре властями Абхазии и Южной Осетии.
Третий раунд Женевских переговоров, чуть не стал сенсационным. По сообщениям информационных средств, участники международных консультаций «были в шаге от подписания первого документа». Он назывался «Механизм предотвращения пограничных инцидентов». Сделать это, все-таки не удалось, но тем не менее сопредседатели встречи — Пьер Морель от Евросоюза, Йохан Фербеке от ООН и Хейкки Тальвитие от ОБСЕ — отметили, что на переговорах были сделан важный шаг и что они прошли в позитивном духе. Как заявил спецпредставитель Евросоюза по Грузии француз Пьер Морель «участники дискуссий обсудили механизмы предупреждения конфликтов, все согласились в них участвовать, однако к согласию прийти, пока не удалось». Остаются неразрешёнными как проблемы возвращения беженцев, так и вопросы, касающиеся допуска в Абхазию и Южную Осетию наблюдателей от Евросоюза, соответственно обе республики выступают категорически против их появления там. Впрочем, проблемы подобного характера вряд ли удастся решить в обозримом будущем.
Вслед за международными дискуссиями в Женеве, в Хельсинки, 22 декабря, представители 56 членов организации ОБСЕ пытались договориться относительно будущего Миссии ОБСЕ в Грузии. Однако сделать этого не удалось. В связи с чем, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александер Стубб выразил глубокое сожаление.
Закрытие миссии должно начаться в начале 2009 года. Вероятно, что вопрос дискуссий, относительно осуществления деятельности Миссий ОБСЕ в зоне конфликта, останется «камнем преткновения», в отношениях России и западных стран, представителей членов организации, весь 2009 год. Прийти к соглашению в этом вопросе будет невероятно сложно. Вместе с тем, не исключено, что представители Миссии ОБСЕ продолжат осуществление своей деятельности только в Грузии.
Кроме того, остаётся в подвешенном состоянии вопрос осуществления деятельности миссии ООН в Абхазии. В связи с этим, 4 декабря 2008 года, в Абхазию приезжала представительная делегация департаментов ООН по миротворческим операциям и политическим делам. В феврале 2009 года истекает срок технического продления мандата миссии ООН. Признание Россией независимости Абхазии, отказ Грузии от Московского соглашения от 1994 года — базового документа урегулирования грузино-абхазского конфликта, автоматически, позволило властям Абхазии, потребовать от руководства ООН сменить название миссии. Прежнее название — МООНГ (миссия ООН по наблюдению в Грузии), уже никак не отвечает новым реалиям. В случае если, не будет найдена приемлемая версия названия, возможно, миссия ООН, под воздействием официального Сухума, будет вынуждена свернуть свою деятельность в Абхазии. Вместе с тем, ожидать от нынешнего абхазского руководства, каких-либо решительных действий в отношении ООН, вряд ли возможно. Как заявил руководитель внешнеполитического ведомства Абхазии Сергей Шамба, Абхазия заинтересована в миссии ООН, но для продолжения её деятельности, по словам министра, необходимо, «внести корректировки мандата». Как считает Сергей Шамба, «вопрос названия миссии можно решить путем компромисса. Он не может быть принципиальным препятствием». В свою очередь, директор отделения Европы и Латинской Америки Департамента ООН по миротворческим операциям Дэвид Харланд, подчеркнул, что чрезвычайно важно для ООН, чтобы миссия, которая будет здесь работать, имела реальную смысловую нагрузку. «Нужно выяснить, какую роль будет выполнять миссия и тогда уже вопрос о названии будет второстепенным», — сказал Харланд, дав понять, что компромисс, о котором говорил Сергей Шамба, возможен. Между тем, грузинская сторона, на этот счёт имеет своё собственное мнение и вряд ли, стоит ожидать их согласия на изменение названия Миссии.
За прошедший период с момента завершения третьего раунда переговоров по ситуации на Кавказе, произошло еще одно знаменательное событие.
9 января 2009 года, в Вашингтоне, была оформлена Хартия о стратегическом партнерстве между США и Грузией. Документ подписали Госсекретарь США Кондолиза Райс и глава МИД Грузии Григол Вашадзе. Подписанный в Вашингтоне документ определяет отношения Грузии и США как «стратегическое партнерство». Исходной посылкой является взаимное признание суверенитета и территориальной целостности. Тем самым США юридически зафиксировали, что не признают независимость Абхазии и Южной Осетии. Хартия, является неким декларативным документом. Между тем, её подписание, в период установления, путём проведения международных переговоров, мира на Кавказе, наталкивает на определённые мысли. Вероятнее всего, в планы руководства Грузии и нынешней администрации Буша, не вписывается вариант неконфликтного развития ситуации. Подписав Хартию, Грузия и США, в очередной раз, продемонстрировали свои, отнюдь не мирные намерения.
Кроме того, подписание Грузией и США, Хартии, еще более отдалило нахождение каких-либо путей мирного согласования ситуации на Кавказе. 13 января министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, комментируя подписание Хартии между Грузией и США, заявил, что в первом же пункте документа отмечено, что США признают территориальную целостность Грузии. «Это в свою очередь означает осложнение отношений», — отметил он. «Оформлением меморандума с США, руководство Грузии добьется только осложнения отношений с Россией и не изменит существующую в регионе ситуацию», — заявил Шамба.
В то же время, возрастает градус напряженности между сторонами в зоне конфликта. С конца 2008 и начала 2009 гг. в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, грузинская сторона усиленно стала наращивать свой вооружённый потенциал, участились провокации. И на этом фоне, вряд ли стоит ожидать, позитивных изменений, на предстоящем четвертом раунде Женевских переговоров, которые должны состояться 17-18 февраля.