Петра Порошенко вызвали в суд по делу о «российской агрессии об этом в среду сообщил правозащитник Станислав Батрин.
«Именно посольство РФ и президент Украины должны на судебном заседании отвечать на прямые вопросы: проводим ли мы сегодня антитеррористическую операцию или у нас сегодня война», – сказал он.
По его словам, за год с лишним состоялось около десяти заседаний и суд дважды отказывал в открытии производства по этому делу. «Мы дважды в апелляционных инстанциях выигрывали и вынудили суд начать рассматривать это дело», – напомнил он.
Представители СБУ, министерств обороны и иностранных дел Украины, которые принимают участие в слушаниях, ранее заявляли ходатайство о переносе рассмотрения дела для подготовки документации и выяснения окончательной позиции по делу у высшего руководства государства. Судья Ольга Юзькова объявила перерыв на неопределенное время.
В среду официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков заявил, что подобные заявления представителя СБУ подтверждают неадекватность руководства этой службы. Конашенков отметил, что российское военное ведомство готово организовать украинским оперативникам в России «достойную встречу, задушевные беседы и короткие проводы, которые запомнятся надолго».
По ходу этого процесса судом принимались громкие решения, но без юридических последствий. Например, в августе прошлого года Шевченковский райсуд постановил арестовать начальника Генштаба ВС России Валерия Герасимова, который якобы пребывал «на территории Украины во время (боев в районе) Иловайска» в августе 2014 года.
В администрации Порошенко пока не отреагировали на повестку. Сам он неоднократно обвинял Россию в том, что ее войска присутствуют в Донбассе. Последний раз Порошенко заявил об этом после большой пресс-конференции президента России Владимира Путина в декабре прошлого года. Российский лидер, отвечая на вопрос украинского журналиста, заявил, что Москва никогда не говорила, что на Украине нет людей, которые занимаются решением определенных вопросов, в том числе в военной сфере, но «это не значит, что там присутствуют регулярные российские войска».
Однако Порошенко истолковал это заявление так, что якобы «президент Российской Федерации впервые публично подтвердил присутствие войск РФ» в Донбассе.
Что до юридического признания России страной-агрессором, то Порошенко на такой шаг не идет. Еще год назад Верховная рада приняла законопроект, согласно которому Россия признается «государством-агрессором». Одновременно депутаты рекомендовали «президенту в соответствии с конституцией и законом «Об обороне Украины» внести в Верховную раду представление об объявлении состояния войны и ввести на территории страны военное положение до прекращения вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины». Порошенко не прислушался к этим рекомендациям.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин отмечает, что Порошенко балансирует между позицией европейцев – Германии и Франции, которые заинтересованы в реализации минских соглашений, и позицией США, которые в этом совершенно не заинтересованы, потому что эти соглашения «в геополитическом плане отбрасывают Украину на те позиции, на которых она находилась при Кучме, а в дальнейшем при Януковиче – где-то посередине между Евросоюзом и Россией». «Сам Порошенко мечется между этими позициями, пытаясь удовлетворить ту и другую сторону, хотя они в определенной степени противоположны, поэтому ему все сложней это делать», – считает эксперт.
Само проведение подобных судебных заседаний Жарихин считает не юридическим, а скорее пропагандистским актом, который направлен на подрыв минских соглашений. В них совершенно определенно обозначены две стороны: ДНР с ЛНР и киевская власть.
«Все время идет попытка подмены стороны в этом процессе, – отмечает эксперт. – Киев все время пытается изобразить, что это Россия является противостоящей ему стороной, и поэтому требования минских соглашений распространяются и на Россию, хотя в этих соглашениях Россия ни разу не упомянута в качестве субъекта достижения соглашения. Поэтому атака идет с разных сторон: через ООН, через свои суды, заявления украинского МИДа, чтобы подменить Россию в качестве субъекта процесса. После этого именно Россию хотят попытаться обвинить в срыве минских соглашений и таким образом продвинуть линию, направленную не на разрешение конфликта, а на его замораживание, то есть выталкивание ЛНР и ДНР из политического и экономического пространства Украины».
Что касается самого процесса, то Жарихин не исключает, что рано или поздно он будет завершен, но с точки зрения классической юриспруденции вердикт будет юридически ничтожным, а с пропагандистской и политической точки зрения может сыграть роль, «если эту карту захотят разыгрывать не только в Киеве, но и в Вашингтоне».
Андрей Резчиков