Итак, встреча президентов России, Молдовы и Приднестровья, инициатором которой выступила Москва, состоялась, несмотря негативное ее восприятие со стороны других участников переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, озабоченных больше своими интересами, чем сутью проблемы – необходимостью положить конец долголетнему противостоянию между Кишиневом и Тирасполем.
Когда эта идея была выдвинута российской стороной на консультациях между президентом Д.Медведевым и президентом РМ В.Ворониным (конец августа 2008 г.) и лидером Приднестровья И.Смирновым (начало сентября 2008 г.) специальный представитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей тут же заявил, что «Евросоюз считает аморальными (?) переговоры по приднестровскому урегулированию в трехстороннем формате – Россия, Молдавия и Приднестровье. Проблема может быть решена только в формате «5+2», и отход от этого формата недопустим».
А представитель Киева на переговорах по приднестровской проблеме В.Крыжановский, находясь в Тирасполе с рабочим визитом 12 марта с.г., заявил, что Украина негативно относится к активизации формата «2+1» и выступает против каких-либо сепаратных переговоров, в которых она не является полноценным участником. Он даже подчеркнул, что «Украина обеспокоена возможностью выработки в формате «2+1» (Молдова, Приднестровье, Россия) каких-либо договоренностей по приднестровскому урегулированию без учета мнения и интересов Киева».
Вместо того чтобы высказать удовлетворение тем, что Кишинев и Тирасполь пытаются найти выход из сложившегося тупика в переговорном процессе, найти какие-то точки соприкосновения, необходимые для возобновления переговоров в полном формате, и Евросоюз, и Украина, фактически мешают сближению Молдовы и Приднестровья. Очевидно, что главными «игроками» в урегулировании являются сами стороны конфликта, а роль посредников, а тем более наблюдателей, как нам представляется, состоит в том, чтобы помочь им в достижении договоренностей по нормализации отношений между ними. И интересы других участников переговоров – дело в данном случае второе.
Если молдаване и приднестровцы найдут устраивающий их вариант урегулирования, без посредников, этому стоит лишь радоваться. Найдут они решение своей проблемы с помощью России, или Украины, или Соединенных Штатов, или всех их вместе взятых – это тоже будет достойно самой положительной оценки, ибо отвечает интересам не только участников переговоров, но всему мировому сообществу.
Но пока Россия показывает пример настойчивости, выполняя свои функции посредника, остальные, ограничиваясь неприятием ее посреднических шагов, сами «ждут у моря погоды», повторяя как заклинание, что решение приднестровской проблемы возможно только в формате «5+2». Правда, никто из них не говорит, почему?
Ответ на этот вопрос, видимо, содержится в высказывании американского дипломата, бывшего главы миссии ОБСЕ в Молдавии У.Хилла, который 29 сентября прошлого года, выступая с публичной лекцией в Тирасполе, заявил, что Запад никогда не допустит, чтобы решения на Днестре принимались без его участия. Он добавил, что США не приемлют никаких договоренностей без учета своих национальных интересов. В этом же ключе позднее высказался и американский посол в Молдове Азиф Чодри.
К тому же в настоящее время нет условий, которые бы позволили провести очередной раунд полномасштабной встречи в формате «5+2», уж больно разнятся позиции основных участников переговоров – Молдовы и Приднестровья – по проблеме урегулирования. Если не сказать, что на данном этапе они взаимно исключают друг друга
Кишинев, как известно, настаивает на принятии его плана, основанного на Законе об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья), принятого парламентом Молдовы 22 июля 2005 года. Без всякого обсуждения его с приднестровской стороной, добавим мы. В этом документе предусматривается создание автономно-территориального образования Приднестровья, статус которого мало чем отличается от статуса других составляющих страну территориальных единиц. Закон гласит, что Приднестровье является неотъемлемой частью Молдовы и в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Молдовы. То есть решение приднестровского вопроса видится в рамках внутреннего законодательства, исключительно в рамках действующей Конституции РМ как унитарного государства.
Несмотря на утверждения молдавских властей о том, что Приднестровский регион будет обладать большими правами, чем даже субъекты Российской Федерации, пока остаются только словами, за которыми нет конкретных предложений.
Тирасполь же руководствуется результатами проведенного в сентябре 2006 года референдума, на котором население Приднестровья подавляющим большинством (97,2%) однозначно высказалось за независимость своего края – Приднестровской Молдавской Республики и за последующее ее вхождение в состав Российской Федерации. И все свои последующие внешнеполитические акции, связанные с решением молдавско-приднестровского конфликта, Тирасполь выстраивает в направлении получения международного признания своей государственности. Последним документом, который Приднестровье разработало по проблеме урегулирования и представило участникам переговоров, стал проект Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой. Молдавской стороне проект договора был передан11 апреля 2008 года.
В силу таких позиций сторон, которые явно противоречат друг другу, многие политические наблюдатели с полным на то основанием не ждали от встречи прорывных результатов. Некоторые даже предсказывали ее провал.
Да, прорыва нет, это так. Но и провала не наблюдается. Скорее, встречу можно расценить как успешную, поскольку она стала еще одним шагом, пусть небольшим, но ведущим к урегулированию молдавско-приднестровского конфликта.
В Совместном заявлении, принятом по итогам переговоров трех президентов, стороны в лице президента Республики Молдова В.Воронина и главы Приднестровья И.Смирнова, выражая удовлетворение тем, что в течение многих лет удается поддерживать мир на Днестре, договорились продолжать прямые контакты в целях активизации переговорного процесса по политическому урегулированию приднестровского конфликта. Причем было подчеркнуто, что стороны будут стремиться к решению проблемы исключительно мирными политическими средствами
Далее участники переговоров подтвердили, что придают важное значение «Постоянному совещанию по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» (формат «5+2») и будут создавать условия для скорейшего возобновления его работы в этом формате. Это можно рассматривать как ответ России, Молдовы и Приднестровья тем, кто опасался принятия в рамках переговорно-консультативного механизма «2+1» каких-то сепаратных решений без ведома остальных участников «Постоянного совещания». Кишинев и Тирасполь призвали участников формата «5+2» способствовать созданию условий, необходимых для возобновления полномасштабных переговоров, и, по примеру России, содействовать поискам устойчивого и всеобъемлющего варианта приднестровского урегулирования.
Со своей стороны, Молдова и Приднестровье намерены активизировать работу экспертных групп по выработке мер доверия и развитию взаимодействия на Днестре в социально-экономической и гуманитарной областях, что, конечно же, будет способствовать большему взаимопониманию и в политической области.
На наш взгляд, пятый пункт заявления положил конец любым экивокам и негативным оценкам в отношении ныне проводимой на Днестре миротворческой операции, в которой участвуют военные контингенты России, Молдовы и Приднестровья, которые высказывали порою представители Запада, а также Кишинева.
Стороны отмечают стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе, говорится в заявлении. А далее подписанты документа заявили о целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования.
Таким образом, Москва, Тирасполь и Кишинев делают шаг навстречу предложениям ряда европейских организаций и отдельных стран о проведении такой операции в соответствии с международным мандатом. Совершенно очевидно, что пока не урегулирован молдавско-приднестровский конфликт, такая трансформация миротворческой операции была бы преждевременна, на что участники встречи в Москве также указывают.
В целом, надежды на благоприятный и достаточно результативный исход переговоров президентов Молдовы, Приднестровья и России оправдались.