Выступление руководителя проекта imedrese.ru, директора Фонда поддержки инноваций Рината Аляутдинова на круглом столе по теме «Возрождение медресе «Расулия» и Интернет», 10 мая 2018 года, Институт стран СНГ
Когда мы говорим об Интернете, мы имеем в виду, в первую очередь, информационные технологии. Сегодня система интернет-образования в России, в отличие от западных стран, находится еще в начальной стадии своего развития. Мы являемся свидетелями того, как новое должно заменить старое.
Для передачи знаний в будущем уже не будет необходимости в учителях, но шаблоны устоявшегося понимания учебного процесса мешают модернизации, замечу, не только в образовательной сфере. Нужно понимать, что быстро меняющийся цифровой мир требует вносить в привычные для нас вещи свои коррективы. Это неизбежно, если мы хотим идти в ногу со временем, не отставая от всего мира.
Что касается мусульманского интернет-образования, то здесь дела обстоят сложнее. С момента создания высших учебных заведений прошло уже 20 лет. Ни одно мусульманское учебное заведение в России так и не использует интернет-обучение хотя бы так, как используют его светские вузы. В мире существует много разных образовательных платформ. Так, например, приобретенная духовенством, и не за малые деньги, в свое время платформа SAKAY так и не используется в полной мере. Почему? Ответ прост: платформа не адаптирована под российского пользователя. Короче говоря, купили «Боинг» в разобранном виде. Все есть, но где? Без специалиста невозможно разобраться.
Еще одна большая проблема: преподаватели исламских вузов не всегда «дружат» с Интернетом. Получается, нужно сначала учить, как обучать через Интернет. Отсутствие необходимых методичек, материалов уроков в цифровом формате практически делает процесс интернет-образования невозможным. Для создания электронного материала нужны специалисты уже в медиа- и айти-сферах. Попытки создать собственное производство образовательных медиа- и интернет-продуктов пока еще не увенчались успехом ни у одного российского исламского учебного заведения. Попытки, конечно же, были и продолжаются.
Когда мы говорим о возрождении, хочется сказать о новых подходах. Нужен качественный прорыв. Мы должны думать о том, как использовать возможности цифровых технологий во благо нашей уммы. Интернет дает огромные ресурсы для этого. В одном учебном заведении могут учиться не 1-2 тыс. человек, а более миллиона, и для этого не нужны даже парты.
Для прорыва, на мой взгляд, нужно решить несколько приоритетных задач:
Как мы видим, внедрение интернет-технологий во все сферы жизни требует немалых интеллектуальных и материальных вложений, это создает определенную напряжённость, тормозит процесс модернизации. Однако над этим нужно работать.
Если быть ближе к содержанию обсуждаемой нами темы, то мы должны преследовать главную цель: не давать знания, а научить применять их в жизни. Мы должны обучать пониманию предмета. Необходимо работать еще и над тем, чтобы полученные знания были востребованы современным обществом и актуальны в нынешних условиях, отвечали запросам времени.
Нужна общая концепция развития исламского образования. Нужны специалисты по переводу исламского традиционного наследия на современный язык. Исламские образовательные продукты должны быть полностью готовыми для служения сегодняшнему сообществу мусульман. А конечный продукт – это, конечно же, выпускники.
Для наглядного примера достаточно посмотреть на количество выпускников за последние 20 лет любого исламского учебного заведения. Где они? Все ли нашли работу по специальности? Какая необходимость в том или ином религиозном знании? Кто занимается анализом и прогнозированием сферы исламского образования? Зачем учить наизусть весь Коран, когда не можешь объяснить даже один аят на доступном русском языке?
Думаю, нужны новые предметы в сфере исламского образования. Приоритетными среди них считаю: журналистику, литераторство, подготовку переводчиков. Мир перешел в новую эпоху цифровых информационных технологий. Ислам как религия, как путь к совершенству, не может оставаться закрытым или непонятным. Задача – сделать Ислам более доступным для широкого круга современных людей – лежит не только на руководителях образовательных учреждений, но и на руководителях религиозных организаций. Система функционирования мечетей также нуждается в модернизации. Но это отдельная тема, хотя не менее важная.
Глобальная же цель всего вышеописанного процесса ясно выражена в высказывании пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Я пришел, чтобы усовершенствовать ваши нравы».
Вот, по-моему, на чем должна строиться общая концепция исламского образования. Все сферы жизни любого общества нуждаются в этом компоненте. Качество услуг и товаров в основном зависит от добросовестности производителя. Для развития любого общества нужны такие качества, как честность, порядочность, и поэтому роль правильной модернизации исламского образования глубока и бесценна.
Нужны новые подходы, новые специалисты, новые идеи, команда профессионалов, которая займется всесторонним и качественным развитием исламского интернет-образования. Нужны новые рывки для внедрения современных инновационных технологий, которые смогут привнести существенные, позитивные изменения в этой сфере. Нужны решения, которые помогут нам без лишней бюрократической суеты перейти от этапа «исторического охранительства» к новому эффективному этапу становления высокотехнологичного исламского интернет-образования.