×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/islam-v-borbe-s-narkotikami/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня

29 мая в Российском Университете Дружбы народов прошли парламентские слушания по теме «О совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан Российской Федерации и противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ», организованные Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции совместно с ФСКН.

В них принял участие Ильдар Сафаргалеев — советник первого заместителя председателя Центрального Духовного Управления мусульман России, муфтия Духовного управления г. Москвы и Центрального региона ЦДУМ России Альбира хазрата Крганова.

Ильдар Сафаргалеев подготовил к слушаниям выступление на тему: «Возможности использования положительного потенциала исламского вероучения в целях противодействия незаконному распространению наркотических и психотропных веществ», тезисы которого приводятся ниже.

Уважаемые участники слушаний!

Потенциал исламского вероучения в борьбе с наркотиками огромен. Это связано с нетерпимым отношением мусульманской религии не только к этому «адскому зелью», но также и к спиртному. Так в Главной Книге мусульман Священном Коране содержится конкретное предписание: «О вы, которые уверовали! Хамр (все что пьянит и отравляет ум), азартные игры, идолы и {гадательные} стрелы – мерзость из деяний сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми! Воистину, сатана при помощи хамра и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвы. Устоите ли вы {перед ними}?!»1.

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил значение слова «хамр» сказав: «Вином является всё, что помутняет рассудок…»2.

Всевышний запретил человеку причинять вред своему здоровью, употребляя алкоголь и наркотики: «Не убивайте себя, поистине, Аллах к вам милостив»3.

В Исламе запрещено не только употребление алкоголя и наркотиков, но также запрещены все виды деятельности, связанные с их производством, перевозкой, хранением и реализацией.

Основной мерой пресечения за организацию наркокартелей, дилерских сетей, притонов и т. п., с точки зрения мусульманского Уголовного кодекса, является высшая мера наказания. Подобные формы наказания практикуются в Китае и в пяти ближневосточных странах. К примеру, в ОАЭ наказание за распространение наркотических веществ — смертная казнь либо пожизненное заключение. Употребление также преследуется по закону в виде лишения свободы на срок 4 года. В государствах, где практикуется такое жесткое наказание, случаи наркомании носят единичный характер. Следовательно, ужесточение наказания — один из наиболее эффективных способов уменьшения распространения наркомании в обществе.

Нормы Ислама не только строго запрещают употребление алкоголя и любых видов наркотиков, но и дают человеку правильные жизненные ориентиры, призывают к созиданию во благо отдельно взятого человека, семьи и общества, то есть фактически Ислам изначально решает вопрос профилактики наркомании и является опорой при реабилитации наркоманов.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир в одном из своих выступлений сказал: «Свое слово в борьбе с наркотическим монстром сказала религия Ислам… Среднеазиатские народы и под игом атеистического режима сумели сохранить свою религию практически неповрежденной: мусульманское воспитание новым поколениям давалось в семьях. Поэтому после крушения богоборческой власти в Средней Азии не было нужды возрождать Ислам: узбеки, туркмены, кыргызы и таджики были и остались мусульманами. К несчастью для русского народа, большинство подобного испытания не выдержало, и было обезбожено атеистической пропагандой. Поэтому Россия и оказалась столь беззащитна перед натиском демонских полчищ, вслед за твердыней духовности штурмовавших последнюю опору народной жизни – нравственность»4.

Слова Митрополита можно отнести не только к русскому народу, но и к большинству мусульманских этносов, населяющих Россию. Распространение наркомании среди народов России, традиционно исповедовавших религию Ислам, в настоящее время достигло угрожающих размеров. Так, по данным опроса социологов в школах Казани среди старшеклассников-татар наркотики пробовали 15% (в то время как среди русских — 7%)5.

Как показал опыт, одних силовых мер борьбы с наркоманией оказывается недостаточно. Необходимы системные широкамасштабные усилия всего российского социума, и прежде всего мусульманского, с использованием положительного потенциала, заложенного в самом исламском вероучении, в том числе и в таком легитимном разделе мусульманских богословских знаний, называемом арабским термином тасаввуф. В мусульманских регионах постсоветского пространства Тасаввуф является частью многовековой традиции и потенциал этой богословской науки в прошлом обычно использовался в воспитательных целях[i].

На наш взгляд, стоит применять его и в настоящее время и с целью противодействия такой социальной беде нашего времени как наркомания. Однако на пути широкого использования положительного потенциала исламского вероучения в борьбе с социальными недугами среди российских мусульман, в т.ч. и такими как наркомания, существуют определенные сложности. На наш взгляд одним из основных препятствий является нарастание исламофобии в мировом масштабе как естественной реакции на рост террористической активности религиозных радикалов, и как результат противодействие любым возможным проявлениям мусульманского возрождения во всем мире.

Если обратиться к недавней истории, то можно вспомнить о том, как интенсивно шли процессы возрождения религиозного самосознания верующих в России, в том числе мусульман после дезинтеграции Советского Союза. Однако впоследствии этот процесс исламского возрождения в силу объективных причин пошел не совсем гладко. И прежде всего из-за получившего распространения на территории России наряду с традиционными зарубежных исламских течений, исторически несвойственных для населяющих ее мусульманских этносов, которое и привело к росту конфликтности в обществе и экстремизму. Негативные проявления такого рода «бурно» протекали в 90-х годах прошлого века и начале нынешнего на российском Северном Кавказе. Они имеют место и в настоящее время, расширив свой ареал, и включив в него Поволжье и Урал[ii]. И они то как раз и являются тем препятствием на пути широкого использования положительного потенциала, заложенного в самом исламском вероучении в борьбе с наркотиками.

В связи с этим мы считаем, что борьбу с таким злом как наркотики необходимо вести параллельно с противодействием религиозному экстремизму. И не только одними лишь силовыми методами, а путем возрождения традиционного для России понимания Ислама. Для реализации этой цели Центральным Духовным Управлением мусульман делается немало. Однако этого явно недостаточно и необходима конкретная материальная помощь государства и не только в целях подготовки квалифицированных кадров (имамов, теологов) и более широком задействовании средств массовой информации, а в целом для организации эффективной деятельности ЦДУМ как сетевой структуры, призванной духовно оздоровить все мусульманское сообщество России.

В заключении хотел бы выразить восхищение той подвижнической и системной работой Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых и поддержать предложения руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской Епархии протоирея Сергия Белькова в проект рекомендаций Парламентских слушаний. При этом Центральное духовное управление мусульман России предлагает наряду с РПЦ поставить вопрос, чтобы и работник ЦДУМ мог также рассматриваться в государстве как специалист по социальной работе. И соответственно это также должно найти отражение в документах по стандартизации деятельности негосударственных организаций.

Благодарю за внимание!



1 Коран, 5:90-91.

2 Сахих Муслим. Казань, Академия познания, 2005. С.854.

3 Коран, 4:29.

4 Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Побеждено добром будет. Информационно- публицистический ресурс «Нет наркотикам». Москва, 2005 — http://www.narkotiki.ru/christianity_5941.html

5 В христианских регионах больше пробуют наркотики подростки-христиане, в мусульманских – мусульмане. «Комсомольская правда», 27.03.2006.

[i] Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама – лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) – http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=13488

[ii] Сафаргалеев И.Ф. О возможностях использования позитивного потенциала Тасаввуфа в борьбе с религиозным экстремизмом. Тезисы выступления на международной конференции «Ислам против терроризма: потенциал угрозы обществу и государству и поиск средств противодействия экстремизму» (15 декабря 2011 года, Казань, Россия) — http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=14435.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.