29 мая в Российском Университете Дружбы народов прошли парламентские слушания по теме «О совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан Российской Федерации и противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ», организованные Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции совместно с ФСКН.
В них принял участие Ильдар Сафаргалеев — советник первого заместителя председателя Центрального Духовного Управления мусульман России, муфтия Духовного управления г. Москвы и Центрального региона ЦДУМ России Альбира хазрата Крганова.
Ильдар Сафаргалеев подготовил к слушаниям выступление на тему: «Возможности использования положительного потенциала исламского вероучения в целях противодействия незаконному распространению наркотических и психотропных веществ», тезисы которого приводятся ниже.
Уважаемые участники слушаний!
Потенциал исламского вероучения в борьбе с наркотиками огромен. Это связано с нетерпимым отношением мусульманской религии не только к этому «адскому зелью», но также и к спиртному. Так в Главной Книге мусульман Священном Коране содержится конкретное предписание: «О вы, которые уверовали! Хамр (все что пьянит и отравляет ум), азартные игры, идолы и {гадательные} стрелы – мерзость из деяний сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми! Воистину, сатана при помощи хамра и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвы. Устоите ли вы {перед ними}?!»1.
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил значение слова «хамр» сказав: «Вином является всё, что помутняет рассудок…»2.
Всевышний запретил человеку причинять вред своему здоровью, употребляя алкоголь и наркотики: «Не убивайте себя, поистине, Аллах к вам милостив»3.
В Исламе запрещено не только употребление алкоголя и наркотиков, но также запрещены все виды деятельности, связанные с их производством, перевозкой, хранением и реализацией.
Основной мерой пресечения за организацию наркокартелей, дилерских сетей, притонов и т. п., с точки зрения мусульманского Уголовного кодекса, является высшая мера наказания. Подобные формы наказания практикуются в Китае и в пяти ближневосточных странах. К примеру, в ОАЭ наказание за распространение наркотических веществ — смертная казнь либо пожизненное заключение. Употребление также преследуется по закону в виде лишения свободы на срок 4 года. В государствах, где практикуется такое жесткое наказание, случаи наркомании носят единичный характер. Следовательно, ужесточение наказания — один из наиболее эффективных способов уменьшения распространения наркомании в обществе.
Нормы Ислама не только строго запрещают употребление алкоголя и любых видов наркотиков, но и дают человеку правильные жизненные ориентиры, призывают к созиданию во благо отдельно взятого человека, семьи и общества, то есть фактически Ислам изначально решает вопрос профилактики наркомании и является опорой при реабилитации наркоманов.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир в одном из своих выступлений сказал: «Свое слово в борьбе с наркотическим монстром сказала религия Ислам… Среднеазиатские народы и под игом атеистического режима сумели сохранить свою религию практически неповрежденной: мусульманское воспитание новым поколениям давалось в семьях. Поэтому после крушения богоборческой власти в Средней Азии не было нужды возрождать Ислам: узбеки, туркмены, кыргызы и таджики были и остались мусульманами. К несчастью для русского народа, большинство подобного испытания не выдержало, и было обезбожено атеистической пропагандой. Поэтому Россия и оказалась столь беззащитна перед натиском демонских полчищ, вслед за твердыней духовности штурмовавших последнюю опору народной жизни – нравственность»4.
Слова Митрополита можно отнести не только к русскому народу, но и к большинству мусульманских этносов, населяющих Россию. Распространение наркомании среди народов России, традиционно исповедовавших религию Ислам, в настоящее время достигло угрожающих размеров. Так, по данным опроса социологов в школах Казани среди старшеклассников-татар наркотики пробовали 15% (в то время как среди русских — 7%)5.
Как показал опыт, одних силовых мер борьбы с наркоманией оказывается недостаточно. Необходимы системные широкамасштабные усилия всего российского социума, и прежде всего мусульманского, с использованием положительного потенциала, заложенного в самом исламском вероучении, в том числе и в таком легитимном разделе мусульманских богословских знаний, называемом арабским термином тасаввуф. В мусульманских регионах постсоветского пространства Тасаввуф является частью многовековой традиции и потенциал этой богословской науки в прошлом обычно использовался в воспитательных целях[i].
На наш взгляд, стоит применять его и в настоящее время и с целью противодействия такой социальной беде нашего времени как наркомания. Однако на пути широкого использования положительного потенциала исламского вероучения в борьбе с социальными недугами среди российских мусульман, в т.ч. и такими как наркомания, существуют определенные сложности. На наш взгляд одним из основных препятствий является нарастание исламофобии в мировом масштабе как естественной реакции на рост террористической активности религиозных радикалов, и как результат противодействие любым возможным проявлениям мусульманского возрождения во всем мире.
Если обратиться к недавней истории, то можно вспомнить о том, как интенсивно шли процессы возрождения религиозного самосознания верующих в России, в том числе мусульман после дезинтеграции Советского Союза. Однако впоследствии этот процесс исламского возрождения в силу объективных причин пошел не совсем гладко. И прежде всего из-за получившего распространения на территории России наряду с традиционными зарубежных исламских течений, исторически несвойственных для населяющих ее мусульманских этносов, которое и привело к росту конфликтности в обществе и экстремизму. Негативные проявления такого рода «бурно» протекали в 90-х годах прошлого века и начале нынешнего на российском Северном Кавказе. Они имеют место и в настоящее время, расширив свой ареал, и включив в него Поволжье и Урал[ii]. И они то как раз и являются тем препятствием на пути широкого использования положительного потенциала, заложенного в самом исламском вероучении в борьбе с наркотиками.
В связи с этим мы считаем, что борьбу с таким злом как наркотики необходимо вести параллельно с противодействием религиозному экстремизму. И не только одними лишь силовыми методами, а путем возрождения традиционного для России понимания Ислама. Для реализации этой цели Центральным Духовным Управлением мусульман делается немало. Однако этого явно недостаточно и необходима конкретная материальная помощь государства и не только в целях подготовки квалифицированных кадров (имамов, теологов) и более широком задействовании средств массовой информации, а в целом для организации эффективной деятельности ЦДУМ как сетевой структуры, призванной духовно оздоровить все мусульманское сообщество России.
В заключении хотел бы выразить восхищение той подвижнической и системной работой Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых и поддержать предложения руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской Епархии протоирея Сергия Белькова в проект рекомендаций Парламентских слушаний. При этом Центральное духовное управление мусульман России предлагает наряду с РПЦ поставить вопрос, чтобы и работник ЦДУМ мог также рассматриваться в государстве как специалист по социальной работе. И соответственно это также должно найти отражение в документах по стандартизации деятельности негосударственных организаций.
Благодарю за внимание!
1 Коран, 5:90-91.
2 Сахих Муслим. Казань, Академия познания, 2005. С.854.
3 Коран, 4:29.
4 Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Побеждено добром будет. Информационно- публицистический ресурс «Нет наркотикам». Москва, 2005 — http://www.narkotiki.ru/christianity_5941.html
5 В христианских регионах больше пробуют наркотики подростки-христиане, в мусульманских – мусульмане. «Комсомольская правда», 27.03.2006.
[i] Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама – лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) – http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=13488
[ii] Сафаргалеев И.Ф. О возможностях использования позитивного потенциала Тасаввуфа в борьбе с религиозным экстремизмом. Тезисы выступления на международной конференции «Ислам против терроризма: потенциал угрозы обществу и государству и поиск средств противодействия экстремизму» (15 декабря 2011 года, Казань, Россия) — http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=14435.