Самая отрицательная селекция была в религиозной сфере.
Религиозный кризис, о котором я бил в набат последние несколько лет в очередной раз привёл к террору.
Я много раз давал интервью о преступном бездействии и некомпетентности субъектов религиозной сферы и как результат этого бездействия — о радикализации верующих, об исламофобии и негативном развитии реисламизации.
Помню как в своё время Зам целого департамента госбезопасности доказывал мне, что салафиты делятся на белых, серых и чёрных. Специалисту, который прочитал «Ар-Дурар ас-сания», написал статьи об эндогенности экстремизма в учении современного салафизма. Он доказывал мне о необходимости использования «белых» хороших салафитов против плохих.
Потом этот же центр координации открыл в сфере моей деятельности реабилитационный центр «Акниет», куда собрал казахстанских салафитов александрийской школы «ад-да’уа ас-салафия».
Помню как по причине того, что на экспертных советах и в СМИ я озвучивал состав салафитов, которые занимались «дерадикализацией» в рамках этого центра, Вице-министр по делам религии (тоже конторский) звонил мне и делал замечания.
Одним из факторов того, что ислам все больше охватывала охлократия, а самые сложные религиозные знания превратились в предмет легкомысленных обсуждений спортсменов, акынов, блогеров и бизнесменов является духовенство (Муфтият), бездействие или имитация деятельности которого в идеологическом противостоянии с деструктивными силами было предельно очевидным.
Я много раз писал, что запугивание, шантаж, поиск компромата — все эти методы, назначенный «усатым дядей» муфтий практиковал по отношению к подчиненным.
Вместо того, чтобы создавать заслон деструктивному теологическому воздействию извне и противостоят радикалам внутри страны, нынешний муфтият неоднократно проводил собрания с преподавателями университета «Нур-Мубарак», которые провинились тем, что ставили лайки под постами Сабдина.
Отдельной темой является коррупция в религиозной сфере. Хадж, механизм назначения имамов, меморандумы с различными зарубежными и отечественными джамаатами (фактически «крышевание») — это только общеизвестные «прибыльные» пункты муфтията.
Отсутствие прозрачности и подотчетности перед общинами верующих по поступающим пожертвованиям (садака) не обсуждалось только ленивыми.
Знаю, как в сложнейший с политической точки зрения город был назначен имам, на которого за организацию поборов 20 подчиненных имамов написали заявление. Но духовенство такого имама с «счетчиком» вместо увольнения повысило до уровня главного имама областного центра, а местную общину верующих обманула «именем Аллаха». После той поездки я доложил об этом вопиющем факте председателю Комитета по делам религий, но реакции не было.
Однако самой болезненной темой для меня является абсолютная некомпетентность духовенства и особенно его главы в исламских знаниях. Не обращайте внимания, что многие там почетные доктора и профессоры исламоведения. Как эксперт я неоднократно доказывал фактами- видео записями, что эти «исламские профессоры и доктора» не знают исламской «таблицы умножения»- не умеют правильно читать Коран. И система выстроена именно так, чтобы не один ответственный чиновник не мог определить уровень религиозных компетенций «назначенных религиозных авторитетов».
Надеюсь, что в нынешних условиях реформы коснутся и религиозной сферы, которая является одним из звеньев цепи насилия. И взамен религиозной охлократии, некомпетентности, отсутствия религиозной легитимности, размывания ответственности придёт меритократия, научная проработка и осмысление проблем и трендов.
К сожалению политика в религиозной сфере, исключающая меритократию и поощряющая коррупцию сделала своё дело и ислам в Казахстане находится в глубоком кризисе, поляризации, ассоциируется с насилием и враждой к местной культуре.
Словами известного ученого «ислам украли у нас», а институции и «ученые» вместо того, чтобы охранять его всячески оказывали содействие радикалам в «его похищении».
Преступное бездействие официальных субъектов привело к тому, что исламский дискурс оказался в руках исламизированных спортсменов, акынов, блогеров и самое худшее бандитов.
По сути были созданы «тепличные» условия для деструктивных религиозных течений, а все те эксперты, кто говорил и писал об этом были заклеймены.
P.S. Когда я писал аналитические посты и статьи многие не понимали мои мотивы. Но я уверяю, что все, что я писал сперва довёл до самых высоких кабинетов. Потом убедившись в бесполезности таких шагов начал информировать общество.