×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/hronika-vizita-svyateyshego-patriarha-moskovskogo-i-vseya-rusi-kirilla-na-ukrainu-2/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
Хроника визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. 2

28 июля. День святого равноапостольного князя Владимира

Как сообщает «Интерфакс-религии», на патриаршее богослужение в Киево-Печерской лавре собралось во вторник несколько тысяч человек. Люди стояли плотной толпой на площади перед Успенским собором вокруг помоста, на котором совершалась торжественная служба. Многие верующие принесли с собой букеты цветов, цветами также был усыпан весь путь от Святых ворот лавры до собора, по которому перед литургией шел патриарх в сопровождении духовенства. Верующие восторженно реагировали на проповедь патриарха Кирилла, неоднократно прерывали его слова аплодисментами, а в конце начинали скандировать: «Наш патриарх — Кирилл!»

На торжественном богослужении в лавре собрались не только жители Киева, но и православные верующие из других областей Украины, многие специально приехали целыми приходами во главе со своими настоятелями.

На состоявшемся в РИА «Новости» видемосте зам. Главы ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов заявил, что Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во вторник в Киево-Печерской лавре встречало «людское море», которое «потопило» немногочисленных противников его визита на Украину. «Мы находились в окружении многих тысяч глаз, которые смотрели на Патриарха с любовью. Это «людское море», которым была затоплена вся эта древняя обитель», — по признанию священника, сам он после патриаршей литургии «долгое время с трудом пробирался через плотную толпу людей, которые стояли, притиснувшись друг к другу». «Патриарха здесь ждут, видят как объединяющий символ, как человека, который говорит о единстве и несет его людям. Конечно, были люди, которые встречали его как-то иначе», — добавил отец Николай. В то же время, продолжил он, эти группы людей, «которые на обочине дорог размахивали плакатами и кричали: «Геть московского попа!», во-первых, были очень малочисленными». «Во-вторых, лица у этих людей были очень непривлекательны. Было впечатление даже, что им самим не доставляет удовольствия то занятие, ради которого они собрались на обочине дороги», — сказал священник.

Действительно, 28 июля глава «Киевского Патриархата» Филарет Денисенко пытался дать в Киеве «последний и решительный бой» Патриарху Кириллу, собрав всех своих сторонников со всей Украины и возглавив « «Крестный ход» ненависти» по бульвару Шевченко к Владимирской горке. Однако количественные и качественные параметры этого «похода ненависти» не шли ни в какое сравнение с массовыми мирными выступлениями православных христиан в поддержку единства Русской Церкви и Патриарха Кирилла, в организации которых с лучшей стороны проявили себя «Единое Отечество» В. Каурова и «Союз верных казаков» А. Селиванова. «Молебен» Денисенко у памятника святому Владимиру выглядел неудачным повтором, жалким подражанием молитве и проповеди Патриарха Кирилла у памятника Крестителю Руси.

Таким образом, раскольники проиграли смысловую, событийную и информационную войну в Киеве. В завершение дня Патриарх Кирилл провел блестящий, покоряющий телеэфир на студии им. Довженко, продемонстрировав свойственный ему интеллектуальный класс. На этом фоне оппоненты Русской Церкви выглядят косноязычными, злыми и бесперспективными деятелями.

Однако, это не отменяет остроты проблемы освящения визита Патриарха Кирилла на Украину. Налицо все признаки стремления дискредитировать и скандализировать этот визит. В этих попытках оранжевые раскольнические СМИ выступили единым фронтом с либеральной журналистикой в России. Первым залпом против визита Патриарха стала истерика главы т.н. «Киевского Патриархата» Филарета Денисенко против массовой миссии, против православно- патриотического праздника российских мотолюбителей в Севастополе. Филарет боится, что если Русская Церковь выйдет на улицы и стадионы, из его раскольнической организации уйдут последние сторонники и тема «Поместной украинской церкви» исчезнет сама собой. Все те, кто раскрутил ничтожный эпизод с девушкой-«топлесс» в Севастополе, отработали технологию, которая используется для дискредитации визита Патриарха Кирилла на Украину. Тогда с помощью раздувания несуществующей проблемы оказалось выброшенным на обочину информационного пространства главное — яркая, патриотическая проповедь о. Андрея Кураева, прекрасные слова лидера «мотосечи» Александра Залдостанова («Хирурга») о единстве русского и украинского народов, восторг русского Севастополя!

Так и здесь — заголовки пестряк словосочетаниями «Патриарха встретили дракой», также, как и в Севастополе, ничтожные эпизоды гиперболизируются с очень ясной целью — «доказать», что визиты Патриарха Кирилла на Украину «вредны», ибо несут с собой драки, скандалы и т.д. Неприятной неожиданностью было то, что близкая ПР газета «Сегодня» выступила с подобных позиций.

Одновременно внутрироссийские противники Церковь вменяют в вину Патриарху сам факт встречи Патриарха с Ющенко и посещения Святейшим мемориала жертвам «голодомора», намеренно игнорируя мотивы этих действий и сказанные Патриархом слова.

Кстати, о словах Патриарха Московского и всея Руси. На проповедях 28 июля он вновь говорил о церковном единстве «всея Руси»: «Стремление к братскому единению не иссякло в православном украинском народе, и сегодня я в этом смог воочию убедиться, взглянув на всех вас»

Патриарх вновь говорил о нерасторжимом единстве Русской Церкви и Исторической Руси и напомнил об общерусском самосознании:

«Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа — он писал о том, откуда пошла русская земля».

Святейший поздравил митрополита Киевского Владимира с именинами, назвал его «горячо любимым пастырем Украины» и пожелал ему и дальше нести свое служение вопреки всем нападкам со стороны недоброжелателей.

«Тихий голос правды сильнее голоса злобы, потому что Бог сильнее дьявола, потому что Христос воскрес и победил всякое зло», — сказал патриарх.

Он также преподнес в дар Киево-Печерской лавре в память о праздничном богослужении напрестольное Евангелие, выразив надежду, что оно будет напоминать монастырской братии «о нашем единстве во Христе, сильнее и выше которого нет ничего».

Митрополит Владимир в свою очередь поблагодарил Патриарха за совместную молитву и пожелал ему преодолевать все трудности и испытания.

«Мы помогаем Вам, насколько это возможно, и молимся, чтобы Господь укреплял Ваши силы», — сказал Киевский митрополит.

Обращение Патриарха к верующим неоднократно прерывалось бурными аплодисментами собравшихся на площади лавры.

Отношение к Патриарху Кириллу и проблеме единства Русской Церкви стало лакмусовой бумажкой для основных политиков Украины.

Лидер Партии регионов Виктор Янукович заявил: «Считаю, что этот очень знаковый визит объединит украинский народ, объединит православие. Думаю, что наступает новое время, хорошее», — сказал он журналистам во вторник в Киево-Печерской лавре, где Патриарх Кирилл совершил утром Божественную литургию.

Политическим оппонентам Януковича не нравится его стремление к Православию. Ангажированные эксперты вовсю трубят о «нетактичности» поведения Януковича, который «виноват» в том, что встретил Патриарха Кирилла в аэропорту и молился с ним на Владимирской горке. А что же, спрашивается, мешало Ющенко, Яценюку и Тимошенко сделать то же самое?

Впрочем, сам Патриарх вряд ли считает поведение В. Януковича «нетактичным», ибо возглавляемый Священный Синод ввел двух депутатов Партии Регионов, поддерживающих церковные миссионерские проекты, А. Деркача и В. Горбаля, в Межсоборное присутствие – новый совещательный орган церковного управления.

А вот Юлия Тимошенко, которая встретилась с Патриархом Кириллом 27 июля, ничего не поняла и ничему не научилась. Уже после встречи, на которой Патриарх пытался объяснить (как он всем объясняет) премьеру, что такое Церковь, Тимошенко предпочла собственное «богословие» и вероучение. Вероисповедание Тимошенко является собой откровенную чепуху с точки зрения православной догматики. Она утверждает:

«Так произошло, что когда-то единая Киевская церковь представлена сегодня четырьмя: Украинской православной церковью Киевского патриархата, Украинской православной церковью в каноническом единстве с Московским патриархатом, Украинской греко-католической церковью, Украинской автокефальной православной церковью. Как видим, каждая из них — украинская. Несмотря на их принадлежность к разным юрисдикциям, все они едины в любви к Христу, к Украине, к нашему народу. Рано или поздно Господь пошлет им и организационное единство, а мы все сегодня за это молимся».

Вообще то с греко-католиками у православных серьезные вероучительные расхождения.

Такое игнорирование того, что Церковь думает сама о себе, констатируя, что раскольнические группы — это не есть Церковь, чревато. Создается впечатление, что Юлия Владимировна, как и Виктор Андреевич, считают себя вправе самим устанавливать границы Церкви и определять ее вероучение. Такие амбиции никого ни к чему хорошему не приводили. Кроме того, после подобных заявлений Тимошенко не может рассчитывать на поддержку православных.

И виноваты в этом Ющенко и Тимошенко, а не Патриарх Кирилл, который делает все от себя зависящее, чтобы объяснить всем, в том числе Ющенко и Тимошенко, что такое Церковь, а также «что такое хорошо и что такое плохо». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на переговорах с президентом Украины Виктором Ющенко среди прочего затронул проблему нарушения прав православных верующих в Сумской области, где в последнее время был отмечен ряд захватов храмов канонической Украинской церкви. Об этом корреспонденту «Интерфакс-Религия» сообщили во вторник в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. Собеседник агентства отметил, что все захваты совершались представителями раскольничьего «Киевского патриархата» при попустительстве местных властей. В частности, в феврале этого года раскольники «обманным путем завладели зданием и имуществом» православного храма Параскевы Пятницы в селе Гудымы Сумской области.

Однако самый циничный эпизод в этом регионе Украины, по словам представителя Церкви, произошел накануне Пасхи, когда сторонники «Киевского патриархата» в Страстную Пятницу захватили Свято-Преображенский храм в селе Беево. Ранее этот случай вызвал резонанс в обществе и СМИ. Патриарх Кирилл указывал на недопустимость таких шагов в беседе с премьером Украины Юлией Тимошенко в Москве, а депутат Европарламента Татьяна Жданок предупредила главу Сумской областной администрации, что подобные события отдаляют «перспективу признания Украины подлинно европейской страной».

Патриарх Кирилл поддержал таким образом епископа Сумского Евлогия, который подвергается серьезному давления из-за своей антимазепинской принципиальной позиции.

Не менее принципиально Предстоятель Русской Православной Церкви выступил против фальсификаций истории: «Попытки переписать историю, дать предвзятый исторический комментарий, исказить историю губительны для общества», — сказал патриарх в прямом эфире телеканала «Интер». По его мнению, «на исторической лжи нельзя строить благополучие и счастье». Кирилл напомнил, что по этой причине «рухнули репрессивные режимы». «Такие эксперименты не проходят»,- подчеркнул Кирилл.

Между тем, Севастополь активно готовится к визиту Патриарха. 28 июля. Глава Севастопольского горсовета Валерий Саратов заявил, что «визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Севастополь может возродить традицию, когда паломники по пути на Святую землю в Иерусалим заезжали в Херсонес, тогдашний паломнический центр. «Есть письменные свидетельства и археологические артефакты, которые говорят о том, что в VI веке Херсонес был паломническим центром», — сказал В.Саратов.

Глава горсовета назвал визит патриарха «важнейшим событием в жизни православного мира, так как Херсонес, где крестился великий князь Владимир и откуда началось распространение христианства по всей Руси, веками оставался и остается священным местом для православных».

Отметив историческую важность пребывания на земле Херсонеса святого апостола Андрея Первозванного, священномученика Климента, семи херсонесских мучеников, святого равноапостольного Кирилла и его брата Мефодия, В.Саратов сказал, что «это место насыщалось благодатью, очищалось для того, чтобы Херсонес стал колыбелью православия, и это произошло». А запланированный приезд патриарха Кирилла, по его мнению, тому подтверждение.

Он также добавил, что «на эту святую землю приедут люди со всех уголков Украины, России, Белоруссии и других стран мира; зная, что здесь был патриарх, они захотят прикоснуться к этой земле, побывать на святых местах».

Председатель горсовета считает, что «таким соединяющим мостом» и должен будет стать православный центр, который построят в Севастополе, а закладной камень будущего фундамента, как ожидается, совершит во время своего визита патриарх Кирилл, который прибудет в Севастополь 2 августа.

29 июля Святейший, проведя в Киеве встречу с интеллигенцией и духовенством, посетив киевские святыни, отправится в Донецк.

Документ

28 июля 2009 г.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Киево-Печерской лавре

После Божественной литургии в Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом.

Ваше Блаженство, возлюбленные досточтимые Владыки, пастыри, братья и сестры!

С великой радостью совершил я Божественную литургию в нашем первом на Руси монастыре — Киево-Печерской лавре, рядом со святыми многоцелебными мощами Киево-Печерских преподобных угодников. Радуется мое сердце и тому, что эта Литургия была совершена в день памяти святого благоверного великого князя Владимира, Крестителя Руси.

Когда в 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, размышляя о сем событии, постановил, чтобы память святого равноапостольного и великого князя Владимира была литургически присоединена к чину и порядку богослужений, совершаемых в связи с великими праздниками, то тем самым через архиереев Божиих вся полнота Русской Православной Церкви выразила свою любовь к Крестителю Руси и признание его великих равноапостольных трудов.

Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня вместе с Вами, Ваше Блаженство, в День Вашего Ангела, вместе с досточтимыми братьями архиереями торжественно отметить этот праздник в стенах Киево-Печерской Лавры.

Когда Божественным Промыслом Господь избрал через решение Поместного Собора мое недостоинство на Патриаршее служение, то в конце Литургии, во время которой произошла моя интронизация на престол Патриарха, я принял из рук Вашего Блаженства знак духовной власти — посох. Но это был не простой посох. Это был посох святого митрополита Киевского и всея Руси Петра, и передо мной открылся глубинный смысл преемственности моего служения от Киевских Первосвятителей. Тогда же я ощутил горячее желание прибыть сюда, в Киево-Печерскую Лавру, к месту Крещения Руси.

Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа — он писал о том, откуда пошла русская земля.

Трудами насельников Киево-Печерской Лавры и других обителей, их горячей проповедью, подвигом их жизни утверждалось Православие на необозримых просторах Киевской Руси. И ныне верим, что их молитвами, их духовным подвигом на великих просторах исторической Руси продолжает утверждаться Православие как единственный духовный непререкаемый и спасительный фундамент нашей национальной жизни.

История Киевской Руси, а впоследствии — Украины, полна примерами самоотверженного отстаивания православной веры, и здесь особенно нужно вспомнить Лавру сию святую, православные братства, также и тех казаков, которые Лавру охраняли, содержали приписанный к ней казачий Никольский монастырь, имя которого в прошлом носила улица, на которую выходят святые лаврские врата. Стремление к братскому единению не иссякло в православном украинском народе и сегодня. В этом можно воочию убедиться, взглянув на всех вас, на это огромное стечение верующих людей, которые вместе со своим Патриархом, епископатом и духовенством совершали Божественную Евхаристию, принося в жертву Господу хлеб и вино, пресуществляемые в Тело и Кровь Его.

Глядя на ваши одухотворенные лица, мы видим, с кем сердце народа Божия на Украине. Оно здесь, в Киево-Печерской Лавре, в животворящем лоне нашей Церкви, под благодатным покровом преподобных отцов Печерских и их духовных наследников, составляющих неисчислимый и неразделимый сонм угодников Божиих, которые сформировали своей жизнью такое понятие, как Святая Русь.

Однако в праздничном настроении нынешнего светлого дня присутствуют и печальные оттенки. Эта печаль происходит от того, что не все наши единоверные братья разделяют с нами сей праздник. Иные из них пребывают вне спасительной ограды Церкви, вне ее драгоценного единства. Помолимся ныне о них, чтобы Господь приклонил к ним Свою милость, чтобы вдохнул в них решимость презреть все преходящие человеческие страстные и греховные наваждения и вернуться в дом Отчий, и соединиться с нами в радости и простоте сердца, совместно утверждая непреходящие ценности Святого Евангелия.

Сегодня сугубо торжественный день для всей благочестивой полноты Украинской Православной Церкви, потому что в нынешний день мы празднуем тезоименитство Вашего Блаженства. Вы являетесь горячо любимым пастырем Украины. В самое трудное время Господь именно на Вас возложил крест служения митрополита Киевского, ответственного за единство народа своего. Терпением, смирением и глубокой верой Вы достигли того, чего не могут достигнуть люди, старающиеся усилить свой голос, исполненный гнева и злобы, даже при помощи современных электронных средств: тихий голос правды сильнее голоса злобы, потому что Бог сильнее диавола, потому что Христос воскрес и победил всякое зло. Проходя эти искушения, мы должны сохранять верность Господу и духовно возрастать — в мире, в любви и в единомыслии.

Я от души поздравляю Вас, Ваше Блаженство, с днем Вашего небесного покровителя, и в память о нашем сегодняшнем сослужении я хотел бы Вам преподнести святой крест и панагию с памятной надписью, чтобы они украшали Ваши перси, согревали Ваше сердце моей братской любовью, искренней и сердечной, которой не год и не два, но долгие годы нашего братского общения и человеческой дружбы. Пусть эти крест и панагия напоминают Вам, Ваше Блаженство, о сегодняшнем богослужении, об этой милости и любви Божией, которая снизошла на всех нас, растворив сердца любовью и надеждой. И да помогает Вам Господь в несении Вашего архипастырского служения.

Мне хотелось бы в память об этой первой Патриаршей Литургии в Киево-Печерской Лавре преподнести нашему первому и древнейшему монастырю, сей святой Лавре, это драгоценное напрестольное Евангелие, выполненное с огромною любовью лучшими мастерами-ювелирами. Пусть оно напоминает всем — братии монастыря, тем, кто будет служить, о нашем единстве во Христе, сильнее и выше которого нет ничего. Я прошу Владыку Наместника принять это Святое Евангелие в память о нашем сегодняшнем историческом деянии — совместной молитве о единстве Церкви, о единстве Украины, о единстве всей исторической Руси.

Есть еще у меня один повод, чтобы обратить свое приветствие к Владыке Владимиру, митрополиту Кишиневскому и всея Молдовы. Сегодня богослужение совершали архипастыри из Украины, России, Беларуси, Молдовы, из дальнего зарубежья. Это символ нашего нерасторжимого единства, которое превышает всяческие человеческие разделения, потому что наше единство не политическое, не имперское — наше единство во Христе, единство, которое Господь создал для нас и образовал не только словом, но и Кровию Своею. Верные этому единству, мы пойдем дальше по историческому пути со смирением и любовью ко всем, с упованием на помощь Божию. Дай Бог Вам, дорогой Владыка Владимир, в непростое для Молдовы время право править слово Христовой Истины, сохраняя так же непоколебимым и неповрежденным единство Вашего народа.

Благословение Божие да пребывает над всеми нами! Аминь.

Пресс- служба Московского Патриархата.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

18 августа 2023

Международное сообщество должно срочно вмешаться в ситуацию вокруг Киево-Печерской лавры, утверждает российский МИД. По версии ведомства, украинские власти намерены отдать лавру для проведения «духовных практик сектантской направленности», в том числе батальоном «Азов» (признан в РФ террористическим и запрещен). Подтверждений этой …

4 октября 2021

АНОНС II Международная конференция «Итоги работы независимых международных комиссий: сербские жертвы в гражданской войне в Сараево (1991–1995 гг.) и жертвы всех народов в районе Сребреницы (1992–1995 гг.)»   МГИМО, 6 октября с 16:00 до 19:00 в ауд. 423 состоится II Международная конференция «Итоги работы независимых международных комиссий: …

30 октября 2020

Митрополит Амфилохий о конце константиновской эпохи и необходимости созидания Соборной церкви. О Николае Втором, Владимире Путине и роли России в современной истории этих самых сербских сербов


Ваш браузер устарел! Обновите его.