24 января в Тбилиси пресс-спикер президента Грузии Манана Манджгаладзе, комментируя итоги, осуществляемой властями реформы госпитального сектора, сообщила, что за короткий период с декабря 2011 по январь 2012 в стране открылось 37 новых медицинских центров. Не исключено, что грузинское руководство в последнее время озаботилось проблемами здоровья нации. В то же время, существует мнение, что Грузия таким образом активно готовится к предполагаемой предстоящей войне в Персидском заливе против Ирана.
Ранее один из членов оппозиционного движения, в интервью газете «Квирис хроника» («Хроника недели») заявил, что повсеместное строительство в Грузии больниц на 20 мест и аэропортов — подготовка к предстоящей войне в Персидском заливе, которую собираются развязать США против Ирана. В частности, грузинский писатель, публицист и общественный деятель Элизбар Джавелидзе, представитель оппозиционной партии «Народное собрание» в своих комментариях относительно развития событий в Грузии в ближайшем будущем отмечает: «Эти 20-коечные больницы… — это американский проект. Большая война начинается в Персидском заливе между Америкой и Ираном, и $5 миллиардов выделено на строительство этих 20-коечных военных госпиталей. В основном, они строятся на американские деньги. Потому строят в ускоренных темпах аэропорты, потому заговорили о строительстве порта для подводных судов в Кулеви и вообще о строительстве Лазики. Все это связано с размещением американских военных баз. Лазика будет американским военным городком, а в Марнеули уже построен секретный аэродром».
В действительности — Грузия идеальный плацдарм для осуществления сумасбродной идеи нападения на Иран. Однако готов ли официальный Тбилиси к такому сумасбродству?
Несмотря на, на первый взгляд, напряженные, несвободные взаимоотношения Ирана и Грузии, отсутствие тесных партнёрских отношений и в торгово-экономическом, и в дипломатическом смыслах существование некоторых политических разногласий, не позволяющих в полной мере развивать полноценные взаимоотношения, утверждать, что Грузия готова предоставить свою территорию США для нанесения удара по Ирану было бы поспешно, и вряд ли Грузия рискнёт оказаться на линии огня. В то же время, сложившийся верноподданнический характер поведения Грузии в отношении США предполагает думать, что официальный Тбилиси, так или иначе, станет, пусть и опосредованным, но пособником Вашингтона в войне с Ираном.
Между тем, в последнее время, контакты между Ираном и Грузией, активизировались.
Интенсифицировавшиеся, ещё в 2010 году, грузино-иранские взаимоотношения были закреплены целым рядом документов и соглашений. Президент Грузии Михаил Саакашвили, в отличие от предыдущего главы государства Эдуарда Шеварднадзе, встречался и обсуждал совместные проекты с президентом Ирана Ахмади Неджадом.
В связи с этим, следует напомнить ноябрь 2010 года, ознаменовавшийся визитом министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки в Грузию. Между странами были подписаны важные, с точки зрения укрепления взаимоотношении Ирана и Грузии, документы. В частности, соглашение, предположительно, вступившее в силу 26 января 2011 года, об отмене визового режима. Была достигнута договоренность о возобновлении авиасообщения между Грузией и Ираном. А также, что немаловажно, Манучехр Моттаки со своим грузинским коллегой Григолом Вашадзе, согласились открыть иранское консульство в г. Батуми, при открытии, которого, 4 ноября 2010 года, принял участие министр иностранных дел Ирана. Кроме того, стороны отметили важность грузино-иранского сотрудничества, в первую очередь, в сфере туризма. По словам Моттаки, сотрудничество Ирана и Грузии свяжет Чёрное море и Персидский залив. В свою очередь, Григол Вашадзе, ранее с официальным визитом посещал Тегеран.
Между тем, признанные Россией, Абхазия и Южная Осетия, в налаживающихся взаимоотношениях Грузии и Ирана «заняли своё почётное место». Тегеран на высоком уровне и совершенно ясно дал понять, что не собирается признавать Абхазию и Южную Осетию. В свою очередь Иран довольствуется заверениями Тбилиси в том, что, несмотря на западную ориентацию Грузии, она никогда ничего не предпримет в ущерб интересам безопасности Ирана.
Что касается туризма за прошедший период число иранских туристов, хоть и возросло в процентном отношений, но говорить о многочисленности иранцев, желающих ознакомиться с «красотами Грузии» не приходится. За 2011 год, число иранских туристов, посетивших Грузию, сразу выросло на 173%, но их количество, составило всего лишь — 500 человек.
Сложно назвать экономические взаимоотношения двух стран, интенсивно развивающимися. Вместе с тем, иранские бизнесмены, стремятся вовлечься в экономическое пространство Грузии. Уже продолжительное время в Грузии функционирует Ассоциация грузинских и иранских бизнесменов. Осуществляются контакты на уровне представителей государств.
Власти Грузии, демонстрируют готовность к сотрудничеству с Ираном в области экономики, в частности дорожного строительства, а также межрегионального сотрудничества между двумя странами. 23 апреля 2011 года, состоялась встреча посла Ирана в Грузии Маджида Сабера с министром регионального развития и инфраструктур Грузии Рамазом Николаишвили. На которой стороны обсудили вопросы проведения в Грузии совещаний с участием иранских промышленников и представителей крупных компаний с целью изучения иранскими предпринимателями грузинского рынка, экспорта иранскими компаниями инженерно-технических услуг в Грузию и оказания содействия иранским предпринимателям с целью их участия в проектах, реализуемых на территории Грузии. По словам Рамаза Николаишвили, высоко оценившего возможности Ирана, выход её на рынок Грузии станет важным событием и будет полезным для обеих стран. В свою очередь грузинские бизнесмены, надеются, что Иран откроет путь грузинским товарам на свой рынок. На данном этапе, экспорт иранских товаров в Грузию превалирует над экспортом грузинских в Иран. Следует учитывать, и то обстоятельство, 70-миллионный Иран для Грузии очень важный и богатый партнёр, что, оказалось весьма кстати, когда в Грузии возник энергетический кризис. Тегеран, в этой ситуации поддержал Тбилиси.
Кроме того налажен диалог на уровне Патриархии Грузии и иранскими теологами. Начало диалога было положено в 2001 году, когда католикос-патриарх Грузии Илья Второй побывал в Исламской Республике, в свою очередь, иранские теологи, наверняка намерены использовать представившийся шанс в распространении знании об исламе, в соответствии с законодательством Грузии, и в первую очередь, среди азербайджанского населения страны.
Между тем, в интенсификации взаимоотношений между Ираном и Грузией заинтересована и Армения, граничащая с обоими государствами. Ереван в отличие от своего соседа, Баку, находится в добрососедских взаимоотношениях с Тегераном. Такие же отношения у Еревана складываются и с Тбилиси.
Стоит ли говорить о заинтересованности Ирана в Грузии? Думается, что в этом нет необходимости. Нет сомнений в том, что Ирану важно иметь под боком дружественную Грузию. Соответственно официальный Тегеран будет всяческий поощрять налаживающиеся отношения и стремится к созданию ситуации, схожей, например, с положением дел в отношениях Ирана и Армении.
Все эти обстоятельства, несмотря на верноподданнический характер поведения властных структур Грузии в отношениях с основным сюзереном, несмотря на состоявшийся визит Михаила Саакашвили в Вашингтон и встречу с президентом США, не дают оснований полагать, что Тбилиси поддастся на провокации Вашингтона, если они вдруг состоятся. Для Грузии – Иран, согласно принятой, 23 декабря 2011 года «Концепции Национальной безопасности Грузии», опасности не представляет. Михаил Саакашвили виновника всех своих бед определил давно. Однако, памятуя, события августа 2008 года, исторические события двухсотлетней давности, когда Иран поставил Грузию на грань выживания, всецело полагаться на благоразумие президента Грузии также не приходится.
Наверняка, раскручиваемая Западом и, в первую очередь, Вашингтоном антииранская кампания, вынудит иранскую дипломатию, активизировать свои действия в направлении Южного Кавказа, с целью дальнейшего обеспечения себя «тылом», «зоной безопасности», которые позволят Тегерану в предстоящей нелёгкой борьбе выжить и выстоять как независимое государство, способное влиять на глобальные мировые процессы. В этой связи следовало бы упомянуть Россию, которая, будучи членом Совета безопасности ООН, могла бы сыграть, значительную роль, как представляется, Москва, должна выйти с инициативой, предложив свои услуги, в качестве посредника в деле урегулирования, несуществующего, надуманного иранского вопроса.