Вряд ли. Между тем, экспертное сообщество, по всей вероятности озабоченное вопросами признания Абхазии и Южной Осетии, вновь с удовлетворением восприняло сообщение о том, что неумолимый Минск готов «проанализировать» свои позиции относительно признания Абхазии и Южной Осетии.
Напомним, 30 октября министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей сообщил, что на встрече глав МИД Белоруссии и России обсуждался вопрос признания официальным Минском независимости Абхазии и Южной Осетии. «Не могу сказать, что на сегодня наша позиция поменялась. Но жизнь не стоит на месте, и мы будем анализировать ситуацию на постсоветском пространстве и на международной арене, будем принимать решения, конечно же, исходя из наших национальных интересов», — заявил глава МИД Белоруссии, комментируя перспективы признания официальным Минском независимости Абхазии и Южной Осетии. . Сей сигнал был воспринят неоднозначно.
Ранее официальный Минск неоднократно давал повод подискутировать на тему признания, то и дело звучавшие призрачные намеки о готовности признать Абхазию и Южную Осетию в 2008, 2009, 2010 гг. давали повод лидерам этих государств утверждать, что не за горами очередное признание, и народу же приятно на слух. Однако, как говорится, «воз и ныне там». К сожалению, остались только слова и Александр Лукашенко, который ни в какие времена не давал никаких обещаний относительно признания двух вновь признанных независимых государств. Что изменится сейчас, да ничего. Не секрет, что судьба политического признания двух республик зависит от веского слова руководства России, внешнеполитического ведомства страны, и … конечно же, процессов, связанных с предполагаемой перекройкой карты Европы. Будем ждать известий из Фландрии, Каталонии, Шотландии, Страны Басков.
Между тем, руководство Грузии, озабоченное признанием Абхазии и Южной Осетии, за прошедший период времени сумело заручиться поддержкой ряда стран, потенциально готовых признать Абхазию и Южную Осетию. Как представляется, грузинские власти, как это ни печально, оказались расторопнее.
В то же время, связи между Тбилиси и Минском, несмотря на не равнодушное отношение последнего к Сухуму и Цхинвалу, не ослабевают, и, пусть и незначительное, внешнеполитическое общение между двумя странами продолжает сохраняться.
А на фоне, последних событий в Грузии и, всё чаще, звучащих, со стороны нового правительства страны, заявлении по поводу необходимости всемерного укрепления экономических связей с Россией, ожидать от «батьки», наблюдающего подобные тенденции, чего-либо неординарного в вопросе признания, не имеет никакого смысла. Не станет, Александр Лукашенко, привыкший к ожиданию и осторожности, предпринимать шаги не соответствующие его политическим воззрениям.
Сухуму и Цхинвалу в этой ситуации только остаётся принять этот факт и наблюдать за процессом дальше. Вместе с тем, как представляется, им следует ужесточить свои требования. И позиции эти не должны заключаться в подписании соглашения о неприменении вооруженной силы. Следует помнить, что Абхазия и Южная Осетия – признанные государства и на переговорах, в рамках Женевского процесса, их представителям следует настаивать на признании Абхазии и Южной Осетии со стороны Грузии. В любом другом случае, позиция официального Сухума и официального Цхинвала, в деле построения собственного независимого государства выглядит не убедительной. Наверняка, жёсткий подход, со временем, даст необходимый и положительный результат.
Впрочем, требования подобного рода, Тбилиси выполнять не станет, как и не станет подписывать соглашения о неприменении силы. Но что мешает ужесточить свои позиции в вопросе признания?