Стихийность миграционных процессов 90-х годов, надвигающийся демографический кризис, отток работоспособного населения со стратегически важных для России территорий, мощная эмиграция, сокращение общей численности населения, нехватка квалифицированных работников во всех отраслях экономики и социальной сфере породили необходимость выработки комплексного подхода к миграции соотечественников из-за рубежа. Созрела необходимость в создании определенных условий для содействия их добровольному переселению в Российскую Федерацию — принятии специальной Государственной программы.
Небольшое отступление
Ещё одним толчком к этому, возможно, стала встреча Президента России В.В.Путина с российскими соотечественниками в Казахстане, в Астане 10 октября 2000 года.
Выступая перед Президентом, я (тогда член Совета соотечественников при Государственной Думе России, Председатель Республиканского Славянского движения «Лад» в Казахстане) отметил, что, несмотря на ряд принятых мер, о которых говорил Президент, Россия, к сожалению, до конца и ясно не определилась в своей политике по отношению к российским соотечественникам…
Международная практика решения проблем в отношении между Родиной и диаспорой имеет положительные примеры, из которых можно выделить:
1.Содействие со стороны России в создании условий по развитию автономного самоуправления соотечественников в рамках национально-культурной автономии в Республике Казахстан.
2.Признание русского народа разделенной нацией, с правом на воссоединение народа и территорий. (Президент сразу отреагировал: «Вы же сами понимаете, что это не реально?!» Я ответил, что речь идет о международной практике, а не об окончательных рекомендациях).
3.Законодательное обеспечение компактного переселения соотечественников в Россию.
Президент: «Может кому-то покажется странным, но я сторонник третьего варианта. Потому что демографический спад в России налицо, а через 2-3 года эта ситуация усугубится тем, что не будут рождены дети, внуки и правнуки погибших в войнах»[1].
Через месяц активисты Республиканского славянского движения «Лад» в Казахстане, направили Президенту России записку, в которой концептуально изложили своё видение программы переселения и предложили провести эксперимент под названием «Первый эшелон». Основным принципом программы было компактное переселение. Ответивший им сотрудник МИДа, посчитал её нецелесообразной.
Но тем ни менее, через шесть лет В.В.Путин Указом Президента Российской Федерации № 637 от 22 июня 2006 года утвердил — «Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее Государственная программа). Он сдержал своё слово!
Целями Государственной программы явились – «стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию»[2].
Государственная программа была рассчитана на шесть лет (2006-2012г.г.) и проходила в три этапа.
Организацию, управление и контроль за реализацией программы осуществлял коллегиальный орган — Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
· Координатором Государственной программы являлась Федеральная миграционная служба.
· Министерство регионального развития Российской Федерации выполняло функции согласования региональных программ субъектов Российской Федерации.
· Функции реализации Государственной программы за рубежом выполняло Министерство иностранных дел Российской Федерации.
· Функции реализации Государственной программы в субъектах Российской Федерации выполняли уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.
Её выполнение началась фактически с середины 2007 года. Пилотными в программе стали регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока (12 регионов): Хабаровский, Приморский край, Магаданская, Амурская область и другие.
В настоящее время в реализации Госпрограммы принимают участие 40 субъектов Российской Федерации.
В ходе реализации Госпрограммы шла её модернизация. За эти годы была создана необходимая нормативная правовая база – более 45 правовых актов федерального уровня и свыше 50 правовых актов регионального уровня.
Из последних шагов – внесение изменений в налоговый кодекс, предусматривающих снижение налога на доходы физических лиц – участников Государственной программы с 30 до 13 процентов в период первых 183 дней их пребывания в Российской Федерации.
Кроме этого, переселенцы освобождены от госпошлины за регистрацию по месту жительства. Соотечественники, постоянно или временно проживающие на территории России, получили возможность подавать заявку на участие в государственной программе в электронном виде, не приезжая в тот регион, куда они планируют переселиться.
Региональные власти также активно включились в доработку программы, приспосабливая её к местным условиям и возможностям. В Твери, например, предложили создать систему переобучения специалистов, перераспределения их по территориям в зависимости от требований рынка труда за счёт увеличения зон вселения, включив в этот перечень все районы области, в том числе и областной центр, а также помочь в обустройстве семей с маленькими детьми. Предлагается создавать специализированные финансовые институты — фонды-поручители, — которые позволят переселенцам ускоренно получить льготные ипотечные кредиты, в том числе с пониженной или нулевой ставкой.
К середине 2012 года в Россию вернулись примерно 80 тысяч соотечественников. Темпы реализации Программы нарастают. Только за 2011год переселились более 32 тысячи человек. А за 7 месяцев 2012 года в Россию переехали 22 тысячи. По расчетам специалистов, к концу года количество соотечественников переселившихся в Россию достигнет цифры 50 тысяч.
Согласно статистики, в Россию переехали в основном молодые семьи. В возрастном отношении более 60% переселенцев — это лица до 40 лет и лишь 1,6 % — люди пенсионного возраста. Высшее и неоконченное высшее образование имеют около 40% соотечественников-переселенцев, рабочие специальности и среднее специальное образование — также около 40%, полное среднее образование — около 18%.
Больше всего соотечественников переехало в Россию из Казахстана, Узбекистана, Украины, Молдавии, Киргизии. Основная часть переселенцев выбрала центральные регионы России. Лидеры государственной программы – Липецкая и Калужская области.
В декабре 2012года заканчивается срок действия Государственной программы. Но уже сейчас стало очевидным, что, несмотря на недоработки и упущения, она востребована.
И не случайно, в преддверии окончания срока её действия и в целях повышения эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и создания дополнительных условий для обеспечения их добровольного переселения, Президент Российской Федерации В.В.Путин 14 сентября 2012 года издал Указ за N 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», которым внёс изменения в Государственную программу, изложив ее в новой редакции.
Указом устанавливается, что свидетельства участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выданные до 1 января 2013 г., действительны до 1 января 2015 г.
Вносятся изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, которые делают более четкой процедуру получения гражданства участниками Программы переселения и членами их семей.
Указ вносит изменения в Положение о Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы. Расширяет и конкретизирует её функции.
Новая редакция Государственной программы, подготовленная Министерством регионального развития России совместно с Федеральной миграционной службой и другими министерствами и ведомствами, является бессрочной, снимает ряд административных барьеров и создаёт более комфортные условия для возвращения соотечественников в Россию.
В новую редакцию документа внесено немало изменений, но принципы, цели и задачи Программы остались прежними.
Появился новый раздел — «Основные понятия», в котором уточнён понятийный аппарат Государственной программы. В частности, в разделе даётся определение «член семьи участника Государственной программы».
Членами семьи (родственниками) соотечественника теперь считаются не только супруги и родные дети, но и усыновленные дети, а также родители, братья, сестры и их семьи.
Расширено понятие «территория вселения», в части возможности отнесения к ней всей территории субъекта РФ, а не только какой-то его части, как это было определено в прежней редакции Государственной программы. Это даст возможность человеку, переехавшему в конкретный регион, не быть привязанным к одному муниципальному образованию.
Вместо существовавших трех типов территорий вселения будет выделены два – «Территории заселения» и «Территории приоритетного заселения». Их перечень будет определяться решением Правительства Российской Федерации и для них будут предусмотрены максимальные преференции. Но всем участникам Программы по-прежнему компенсируют расходы на оформление визы, переезд и провоз личного имущества от места постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания в регионе.
Закреплены права участников программы и членов их семьей при переселении на постоянное место жительства в Россию. Теперь соотечественники смогут выбирать территорию вселения, не ориентируясь исключительно на существующие вакансии, что позволяет участвовать в Государственной программе предпринимателям и студентам. Участниками программы смогут стать не только отдельные соотечественники, но и группа людей, которые хотели бы переселиться компактно и уже на месте искать работу. Они вправе осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника, получать профессиональное образование, заниматься сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством. Кроме того, они могут вести личное подсобное хозяйство, заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест.
Предусмотрен новый порядок работы со свидетельством участника Государственной программы. Если раньше свидетельство участника было бессрочным, то теперь срок его действия ограничен тремя годами. Это период, за который семья переселенцев должна выехать в Россию. Указаны основания, по которым свидетельство может быть аннулировано.
В соответствии с Указом конкретные мероприятия по реализации и финансированию Государственной программы будут утверждаться Правительством Российской Федерации на каждый трехлетний период.
К сожалению, «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» 2006 – 2012 года не выполнена в полном объёме запланированных мероприятий и не стала «поворотным пунктом, эффективным инструментом развития социально-экономического и демографического потенциала России». Тем ни менее, благодаря шестилетней реализации Государственной программы накоплен очень важный государственный опыт. Была создана необходимая нормативная правовая база, создана разветвленная сеть структурных подразделений Федеральной миграционной службы, участвующих в переселении и приеме соотечественников, как в самой России, так и за рубежом, отработаны межведомственные связи, налаживается система информирования и коммуникации.
И нельзя не согласиться со специалистами, которые считают, что Государственная программа, теперь уже и в новой редакции, является одним из главных направлений реализации активной миграционной политики в Российской Федерации. Впервые в отечественной практике государственного управления создан механизм регулирования добровольного переселения соотечественников, который позволяет стимулировать их к переезду в Россию и служит обоюдным интересам, как переселенцев, так и самой страны.
[1] В.П.Михайлов «Диалог с соотечественниками –Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), -М.,2011. –стр.177