29 февраля с.г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов МВД России разместило проект Указа Президента РФ: «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637» — (далее — проект указа).
Общественное обсуждение проекта указа проводится до 14 марта с.г.
Целью, как указано в пояснительной записке к проекту указа, является упрощение порядка участия в Госпрограмме переселения соотечественников для граждан России, постоянно проживавших на день начала СВО на территориях недружественных государств, которые депортированы из этих стран в Россию и не имеют регистрации по месту жительства в пределах нашей страны.
В проекте указа уточняется и расширяется круг соотечественников, которые могут вступить в Госпрограмму на территории России. К трем группам иностранных граждан, прибывших в Россию:
«а) из числа иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации;
б) из числа иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и признанных беженцами на территории Российской Федерации или получивших временное убежище на территории Российской Федерации;
в) из числа иностранных граждан, постоянно проживающих на территориях недружественных государств, прибывших на территорию Российской Федерации и признанных беженцами на территории Российской Федерации или получивших временное убежище на территории Российской Федерации;»
— добавляется четвертая группа г) – это граждане РФ, прибывшие из недружественных стран:
«г) из числа граждан Российской Федерации, имеющих документ, подтверждающий их постоянное проживание на территориях недружественных государств по состоянию на 24 февраля 2022 г., вернувшихся в Российскую Федерацию в связи с утратой права на постоянное проживание за ее пределами, при условии подтверждения данного факта и при отсутствии регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.».
Граждане России из этой группы с выходом указа смогут подавать заявление на участие в Госпрограмме на территории России. А те из них, кто имеет основания считаться репатриантом, смогут переезжать в любой российский регион, а не только в тот, который имеет свою региональную программу приема соотечественников.
Проектом указа также уточняется и расширяется круг лиц, которые могут быть включены, как члены семьи участника Госпрограммы:
«Член семьи участника Государственной программы – лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в выбранный им субъект Российской Федерации. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе. К членам семьи участника Государственной программы относятся:»;
— супруги, дети (дополнено словами «в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);»;
— родители и сестра-братья (в новой редакции):
«родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе приемные, супруга (супруг) отца (матери) участника Государственной программы и отца (матери) его супруги (супруга);
проживающие совместно с участником Государственной программы его родные сестры и братья или родные сестры и братья его супруги (супруга), а также их несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);«;
бабушки-дедушки, несовершеннолетние внуки (в новой редакции):
«бабушки, дедушки, несовершеннолетние внуки участника Государственной программы и его супруги (супруга);«.
Кроме того в проекте указа предлагается еще ряд коррекций, уточняющих положения Госпрограммы в соответствии с наработанной практикой за 17 лет ее действия.
Но, конечно, самой злободневной проблемой, которую предлагают решить в проекте указа, является установление возможности вступить в Госпрограмму на территории России гражданам России – депортантам из недружественных стран. Это — ответ на многочисленные обращения от репатриантов, поступающих в МВД России, и как раз то, что предлагал Специальный представитель Госдумы по вопросам миграции и гражданства К.Ф.Затулин в своих обращениях в Правительство и Администрацию Президента (от 1.02.2024 № ЗК-4/39 – прилагается).
Поправка очень важна, но, как обычно, нужна была еще вчера. Опаздывает МВД в решении вопросов миграции соотечественников! Депортанты из Латвии уже начали прибывать на территорию России. «Висит» депортация и над российскими гражданами из Литвы и Эстонии. Но когда поправка станет законом? Начало ее действия теряется в тумане грядущих времен: до 14 марта – обсуждение проекта общественностью, потом внутриведомственные согласования (сколько недель-месяцев???), а после принятия Указа – еще 6 месяцев, что устанавливает пункт 2 проекта указа: «Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом».
В связи с недопустимостью длительной проволочки с обустройством граждан России, выброшенных из Латвии, не имеющих жилья в России, необходимо сроки для коррекции Правительством подзаконных актов сократить с 6 месяцев до 15 календарных дней. Такое ускорение работы не является чем-то невозможным. Правительство доказало, что умеет работать оперативно, например, когда решался вопрос о приеме беженцев с Украины в 2014-2015 годах.
Важно также внесение поправок в регламент работы исполнительных органов по Госпрограмме. Необходимо одновременно с работой над проектом указа, принять поправки в порядок работы с соотечественниками по Госпрограмме, чтобы заявления депортантов на участие в Госпрограмме рассматривались не 60 дней, а не более 15 дней Так, как это установлено Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 №1032 для тех, кто прибыл с Украины в экстренном массовом порядке и получил в России временное убежище.